Первый президент независимой Украины Леонид Кравчук в интервью «Дню» — о послании российского президента Виктору Ющенко, о стратегических целях «проекта» Путин — Медведев, о дальнейших отношениях Киева и Москвы, а также об Украине постизбирательной.
— Леонид Макарович, ваша оценка содержания послания Дмитрия Медведева и реакции наших политиков.
— Я делаю вывод, что Россия пришла к черте, решив использовать агрессивно-наступательные дипломатические и политические действия в отношении Украины.
Не могу сказать, что фактов, приведенных Медведевым, не было. Возможно, они поданы слишком эмоционально, слишком акцентированно, иногда — преувеличенно, но они есть. Данные факты делятся на две части. Первая — наши внутренние вопросы (язык, газопровод, НАТО). Подчеркиваю, это наши проблемы, решать которые должен и будет исключительно украинский народ и власть. Больше никто. Точно так же и с выборами. Президентом станет тот, за кого проголосует большинство украинского народа. В России, слава Богу, наш президент выбираться не будет.
Вторая часть — базирование Черноморского флота. Есть двухстороннее соглашение, которое необходимо уточнять, толковать, выполнять. Но проблема в том, что Россия не хочет делить это на две части, она подает все в одном контексте — с позиции государства-руководителя СНГ. Непонятно, на чем основано решение Медведева брать на себя право советовать нам, учить нас, диктовать нам, намекать на то, что в Украине должна быть другая власть и так далее. По задумке своей выступление Медведева носит неконструктивный характер и не направлено на устранение существующего в наших отношениях кризиса. Это широкий проект, который формировался не сегодня, а еще во времена Ельцина. Его суть — не выпустить Украину, ни за какие деньги, из сферы российского влияния.
Надо в этом контексте упомянуть и приезд Патриарха Кирилла, возвращение его в Москву и информация, донесенная руководству. Бесспорно, люди имеют право ходить в ту церковь, которую они для себя определили, и слушать того патриарха, которого они хотят. Однако определенная часть наших СМИ — это не верующие, это холуи. Они должны были подавать информацию более точно, более патриотично, как медиа, считающие себя украинскими. На самом же деле часть из них является пятой колонной, а часть — духовными киллерами.
Уверен, что послание Медведева неслучайно. Тут надо учесть доклад (а я это по-другому назвать не могу) Кирилла Медведеву, надо вспомнить годовщину войны на Кавказе. Все это дало президенту России толчок к мыслям о «непослушной» Украине и о том, каким образом поставить ее на место. Плюс президентские выборы. РФ пытается сориентировать украинскую политическую элиту и избирателей на следующее: чтобы у нас с Россией складывались дружеские отношения, чтобы устанавливались приемлемые цены на энергоносители — подумайте, кого вы должны выбирать. Подчеркнуть именно это, на мой взгляд, и было ключевой целью российского президента.
— Реакцию наших политиков даже с натяжкой не назовешь адекватной, согласны?
— Согласен. Но, у нас так, увы, всегда. Исключение — события вокруг Тузлы, когда наша элита действительно консолидировалась. Затем во время войны в Грузии наши политики разделились, а сейчас тоже, кое-кто начал до непристойности говорить о сплошной правоте России. Представить себе ситуацию, что такой факт имеет место в любой другой стране, невозможно. Я много общаюсь с людьми и знаю наверняка: среднее и молодое поколение не прощает унижения нашей земли и нашего государства.
Я критикую Ющенко, может быть, больше, чем всех политиков вместе взятых. Но я никогда не стану говорить, что наша власть абсолютно не права, виновна во всем. А некоторые депутаты из Партии регионов, из КПУ уже такое несут, что стыдно слушать! Это политика рабства, а они, простите за резкость — политические подстилки.
Почему молчит Президент? Возможно, выжидает. Но сегодня от имени Президента говорит Вера Ульянченко. По всем протоколам, по всем статусам не имеет права отвечать президенту РФ чиновник Секретариата Президента Украины. Это называется просто: оскорбление статуса президента другой страны, что является недопустимым.
Хотел бы отдельно акцентировать внимание на том, что заявление Медведева довольно серьезное, и нельзя к нему относиться легкомысленно.
— Как вы, будучи президентом, отреагировали бы на послание Медведева?
— Во-первых, я бы инициировал немедленный созыв Верховной Рады. Я все-таки верю, что, выступая с парламентской трибуны, депутаты не могут говорить об Украине как о земле, на которой они просто живут. Они должны говорить как патриоты!
Во-вторых, я обратился бы к президенту России со спокойным, мудрым ответом, в котором изложил бы свое виденье проблем и фактов, которые он затронул в своем послании. Я думаю, что позицию нашу по этим вопросам Россия знает, но когда в отношениях возникает острота, мировое сообщество вправе знать суть. Ни в коем случае нельзя действовать по принципу: ты сказал остро, а я тебе скажу еще острее.
Премьер Юлия Тимошенко не делает поспешных оценок и, как по мне, правильно делает. Необходимо серьезно изучить ситуацию и только после этого озвучить взвешенную, спокойную позицию.
— В некоторых СМИ время от времени появляется информация о конфликте Путина и Медведева. Что вы думаете по этому поводу?
— Я думаю, что это не так. И Путин, и Медведев и по кавказской войне, и по вопросам Черноморского флота, и другим темам говорят в один голос, в одной, я бы сказал, редакции. «Проект» Путин — Медведев имеет цель, во-первых, возвеличивания России. Во-вторых — это попытка РФ занять место в мире на уровне большой державы. В-третьих — это задача не отпустить Украину (и ряд других государств) из сферы своего влияния. И это общие позиции Путина и Медведева. А посла в Украину не присылают потому, что этим хотят сказать, дескать, РФ не будет позитивно, конструктивно развивать отношения с нашей страной до президентских выборов.
— Леонид Макарович, отсутствие консолидации нашей элиты, в частности, после обращения Дмитрия Медведева — это признак ее...
— Уверен, что и вы, и я, можем долго продолжать этот ряд, в котором мало чего приятного, увы. По моему глубокому убеждению, независимость, демократия вынесли на поверхность случайных людей с примитивным, «хацапетовским» мышлением. Они за все это время не изменились. Они не доросли до государственной булавы. Главный приоритет для них теперь — перетянуть на свою сторону избирателей. Все, что вокруг — неважно.
Приведу вам пример из личной жизни. 94-й год, мы конкурируем с Кучмой. Он говорил, что, дескать, Кравчук испортил отношения с Россией, что, мол, я приду, и наши отношения будут братскими, а газ — почти бесплатный. Избиратели поверили. Пришел Кучма, сел в президентское кресло, оглянулся; и первый вывод который он сделал, — что, кроме Донецка, есть еще и Львов, а кроме тех людей, которые готовы продавать все и вся, есть такие, которые никогда на это не согласятся. Так вот вывод — проводить политику для всей Украины, а не отдельно для запада или востока. И Кучма начал маневрировать. А сейчас я хочу сказать избирателям: пускай не верят тем, кто ползает перед кем-то, кто готов отдать и продать все, чтобы усесться в президентское кресло. А потом, вы вполне обоснованно задаете вопрос: почему же наша власть не отвечает с позиции национальных интересов президенту России? А как скажут, если не подготовлены они к государственной булаве? Чтобы это сказать, надо иметь Украину в сердце, в душе, в голове. А что они? Живут, грабят, с близкими своими делятся, создают себе комфортные условия. Как там, в поэзии, говорится: «Служить бы рад — прислуживаться тошно». Служить можно и нужно Украине, а вот прислуживать кому-то, а тем более — чужой власти чужой страны — это позор! Но сколько об этом сказано, написано сколько, а они как были чужими людьми в Украине, так и остаются...
Но есть же сотни, тысячи великих украинцев, которые должны сказать свое слово! Почему они молчат, я не понимаю. Вместе с тем, я уверен, пройдут эти президентские выборы, пройдут следующие, Украина и ее элита вырастет по многим параметрам — и таких людей, которые, стоя на коленях, восхваляют президента России за то, что он плохо говорит о Президенте Украины, у нас не будет.