Сейчас, когда экстремистские выступления в российских городах превратились в норму повседневной жизни, эксперты и обозреватели с удивлением задаются вопросом: как такое могло произойти в стране, победившей фашизм. Вопрос, конечно, интересный, но удивляться тому, что сейчас происходит, вряд ли приходится. Дело к тому шло уже очень давно. И корни того, что происходит, уходят во времена весьма отдаленные.
Правый русский экстремизм всегда был и остается производным от действий властей. И это правило не знает исключений от черной сотни, депортации целых народов, борьбы с безродными космополитами до выращенных в недрах КГБ обществ типа «Память» и молодежных организаций под покровительством Кремля в нынешние времена.
Но признаться в том, что насилие на улицах российских городов есть следствием государственной политики, власть не может и никогда этого не сделает. Поэтому нет ничего удивительного, что заместитель генерального прокурора России Александр Буксман и спикер парламента Чечни Дукваха Абдурахманов сошлись во мнении, что убийство футбольного фаната Егора Свиридова произошло на почве бытовой ссоры. Глава госсовета Татарии Фарид Мухаметшин назвал в качестве причины отсутствие молодежной политики. А председатель Совета федерации Сергей Миронов назвал социальные причины и недостаток культуры, а также предложил ужесточить продажу оружия.
Не приходится удивляться тому, что после того, как было только в Москве задержано более 2 тыс. человек с целым арсеналом травматических пистолетов, ножей и предметов, которые могли быть использованы в качестве оружия, их отпустили после профилактической беседы. В административном правонарушении обвинили всего несколько десятков человек, а уголовных дел завели только два. И все по статьям «Применение насилия в отношении представителя власти», «Покушение на убийство» и «Хулиганство». Никакого экстремизма и ксенофобии, ребята молодые, кровь играет, не знают, куда силушку девать. А то, что кричали «Россия для русских» и руки вскидывали в фашистском приветствии, так они просто забавлялись, по глупости и непониманию.
На этом фоне просто анекдотичными выглядят попытки создать видимость борьбы с экстремизмом. Вся проблема в том, что нет министерства по национальным вопросам. Другая рекомендация такого же свойства: усилить уголовную ответственность за экстремизм и возбуждение ненависти и вражды, а также ужесточить законодательство, касающееся неформальных молодежных объединений. Зачем ужесточать ответственность за то, чего в стране, получается, просто нет. Количество уголовных дел и судов за ксенофобию и разжигание межнациональной розни, как и религиозной, можно пересчитать по пальцам.
В эти дни в Московском городском суде проходит один из редких процессов над членами банды «Автономное славянское сопротивление». Ею руководил выпускник ПТУ Антон Васильев. Организация совершала преступления с августа 2008 по январь 2009 года. Поначалу устраивали взрывы на рынках, используя самодельные бомбы, начиненные поражающими элементами из болтов и гаек. Потом стали убивать. При этом, как заявил Константин Кучер — один из обвиняемых, рассказывая об убийстве корейца Георгия Цая, «в жизненно важные органы я попасть не пытался». А двух кореянок — Ох Е Чжин и Зонг Дам Бин, он с товарищами облил всего лишь стаканом бензина, а потом поджег. Ничего серьезного причинить тем самым им он не собирался, ведь они «были одеты по-зимнему». Пламя сбили подбежавшие прохожие, кореянок отправили в ожоговый центр Института им. Склифосовского. А молодчики снимали происходящее на видеокамеру. В метро «Тульская» они убили прохожего Джамбарова, Васильев и Кучер ударили его ножами 22 раза, но, по уверениям подсудимого, «тоже не особенно сильно». Помимо убийств и покушений банду Васильева обвиняют в нападении на стоянку милицейских машин у станции метро «Рижская». «Ну, с кавказцами понятно, — не стесняясь, заключил адвокат. — А милиция вам чем не угодила?» «Они отпускают их за взятки, занимаются «крышеванием» кавказцев», — объяснил подсудимый.
Проходящий процесс, не получивший, кстати, «большой прессы», достаточно наглядно показал, что подобные проявления стали возможными только в результате преступной или целенаправленной деятельности власти. Впрочем, одно не исключает другого, а находится в тесной связи. Подтверждением этому служит реакция руководителей государства на происходящее в городах, в первую очередь — в столице. И здесь начинаются странности, но таковыми они кажутся только на первый взгляд.
Когда от Николая ІІ требовали прекратить погромы и нападения на инородцев, осуществляемых черносотенцами, он обвинил в этом самих пострадавших. Они своими действиями и вызывают ответный гнев «истинно русских». В интервью газете «Известия» Владислав Сурков прямо указал на виновников драк и убийств: «Это ведь как бы «либеральная» публика упорно вводит в моду несанкционированные акции, а нацисты и жлобы этой моде следуют. 11-е происходит от 31-го. Вот, казалось бы, мелочи — совсем не мелочь. А еще до погрома на Манежной был погром в Химках, если кто забыл. Другие люди, а жлобство — то же. Нет, ребята, так не пойдет». А премьер-министр Владимир Путин в своем ежегодном общении с народом российским обещал либералам и интеллигентам «подстричь бороденки». Ощущение исторической связи усиливается еще и следующими словами кремлевского идеолога. «Те, кто пополняет ряды этнических преступных группировок и по нашим мальчишкам стреляет, будут искореняться. Мы наш город разным там новоявленным «дедам хасанам» и их последователям не отдадим.» Ощущение времени буквально исчезает. За окном какой век? Начало XXI или XX?
В пропагандистском смысле российский президент Дмитрий Медведев как-то быстро ушел в тень. Конечно, были дежурные поручения правоохранителям держать ситуацию под контролем, найти и наказать. На совещании в Рязани он потребовал, чтобы разжигание национальной розни было объявлено «тягчайшим преступлением». Глава МВД Рашид Нургалиев и мэр Москвы Сергей Собянин сообщили, что уже пойманные зачинщики экстремистских выступлений в Москве — несовершеннолетние, которым по 14—15 лет. «Это просто кошмар»,— отреагировал Дмитрий Медведев. И это все.
То, что экстремистские выступления тщательно подготовлены и организованы, показывает их продолжительность, массовость и расширение географии. Если бы только московская Манежная площадь. В какой-то мере это можно было считать своего рода флуктуацией. Но, вслед этому, экстремистские выступления прокатились в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и других городах. Автор не сторонник конспирологических версий, тем не менее названные и другие факты наводят на мысль, что фашиствующие юнцы есть не более чем орудие в опытных руках. И все происходящее волей неволей наводит на мысль об отработке задуманного сценария. О том, что на Манежной площади в Москве готовится массовое выступление не столько футбольных фанов, сколько экстремистов, было известно за несколько дней. И только доблестная московская милиция с ОМОНом и прочими спецподразделениями оказалась совершенно неинформированной и беспомощной. А к митингам на Театральной площади, где собираются люди, в крайнем случае, с плакатами, она готова всегда — в любое время дня и ночи. И как только вся страна по телевизору увидела неспособность, скорее мнимую, милиции пресечь разбушевавшихся фашиствующих молодых людей, так сразу нашлись силы и возможности пресекать и арестовывать.
Кто в России отвечает за правопорядок? Президент. Кто виноват в том, что Манежная площадь оказалась во власти бесчинствующей толпы. Президент. А кто сразу и однозначно указал народу на виноватых? Премьер-министр. Отсюда до ответа на вопрос: кто наш кандидат в президенты на приближающихся выборах, всего ничего. Тот, кто знает, как в стране обеспечить порядок. Убивали при Путине кавказцев, таджиков, узбеков, китайцев, вьетнамцев? Да, были отдельные отрицательные явления. Но все это не носило этнического характера. На почве хулиганских и чисто бытовых причин. Там такси не поделили, там место на рынке стало предметом спора и этот рынок взорвали. Обычные криминальные разборки. Не более. А вот при Медведеве началась вся эта межнациональная рознь. Да такая, что никак не успокоится уже который день.
Все это укладывается во вполне определенную схему. В последнее время Медведев и его окружение пропагандистски переигрывало Путина. Вот и нарвались на соответствующий ответ. Вполне в духе спецоперации известного ведомства. Конечно, прямых улик нет, но уж очень подозрительно все это выглядит, чтобы просто поверить в бьющую через край энергию молодчиков. И ход упомянутого процесса в московском суде их только увеличивает.
Мир сделал однозначный вывод. Как пишет американская газета The New York Times, «Президент Дмитрий Медведев, похоже, сдает назад со своими смелыми заявлениями о модернизации, пока Путин посылает четкий сигнал, что он не только управляет этой страной, но и управляет ею в ручном режиме». Лондонская The Guardian отмечает, что премьер-министр ни разу не упомянул главу государства по имени и пишет о новом культе личности. «Он отказался от предложения модератора завершить передачу, продолжавшуюся уже более четырех часов, «А вы шаман?» и напустил на себя вид оторванного от реальной жизни деспота», — иронизирует английская газета.
К сожалению, обостряющаяся борьба между президентом и премьером все чаще будет выливаться в события, свидетелями которых мы являемся. И уже ни о какой модернизации речи нет. Не трудно представить, какая стратегия напряженности будет разыгрываться. Лодка российской государственности будет раскачиваться со все возрастающей амплитудой. И это почувствует весь мир. А ближайшие соседи — в первую очередь. Изменить в этом мы ничего не можем. Остается надеяться, что у наших власть имущих хватит ума подготовиться к сложным временам.
КОММЕНТАРИЙ
«Государственный шовинизм — инфекционное заболевание, которое распространяется легко, а вылечивается тяжело»
Рауль ЧИЛАЧАВА, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Латвии в 2006—2010 годах, писатель, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель искусств Украины
— К величайшему сожалению, такие позорные явления, как национальное высокомерие и нескрываемая недоброжелательность к бывшим «братским народам», в Российской Федерации постепенно становятся почти нормой общественной жизни. Определено, все это из-за того, что на официальном, государственном уровне они по-настоящему не осуждаются, или осуждаются, но слабо и нерешительно. Более того, само государство демонстрирует агрессивность как к своим автономиям, так и к соседним независимым странам, игнорирует их территориальную целостность, не гнушается применения против них военной силы. Разве можно сравнить уличные столкновения футбольных фанатов с теми полномасштабными боевыми действиями, которые вела РФ на Северном Кавказе и Грузии!
Российская Федерация, которая торжественно взяла на себя роль миротворца на всем постсоветском пространстве (как результат — «независимые» Абхазия и так называемая Южная Осетия), имеет огромные проблемы междунациональных отношений внутри государства. Гигантская страна, которая строилась в течение нескольких веков в результате «добровольных» присоединений к ней разных территорий, на сегодня не создала убедительной доктрины, которая мотивировала бы необходимость последующего пребывания этих «добровольцев» в крепких объятиях двуглавого орла. Насколько я понимаю, у официальной Москвы нет и убедительного ответа на резонный вопрос: почему крошечные Абхазия и Южная Осетия могут быть самостоятельными государствами, а северокавказские республики — нет? Я уже не говорю о таких действительно государственных образованиях в составе РФ, как, скажем, Татарстан, Башкортостан, Соха-Якутия и т. д.!
Государственный шовинизм — инфекционное заболевание, которое распространяется легко и быстро, а вылечивается тяжело. Значительная часть российского общества до сих пор не может опомниться от краха Советской империи, считает его наибольшей геополитической катастрофой ХХ века. Об этом в свое время публично заявил лидер нации. Виновниками же этого краха сознательно или подсознательно представляются именно «инородцы», которых, по мнению национал-патриотов и крайних радикалов, нужно бить и убивать!
Запад, который нередко прибегает к двойным стандартам в международных отношениях (чего стоят только публикации Ассанжа!), с целью обеспечения собственных интересов закрывает глаза на недемократические явления в России, которые считает ее внутренним делом.
Вместе с тем, будем откровенны, Запад тоже не всесилен. Он, поддерживая Грузию, скорее всего, не ожидал, что РФ пойдет на прямую военную агрессию против нее. А она взяла и пошла! Разве соглашение Медведева-Саркози выполняется? Кто же Россию сможет побудить к его выполнению? Никто! Следовательно, имеем то, что имеем!
Вывод очевиден: пока в РФ не произойдет глобальная трансформация общества, демократизация власти и управленческой системы, кардинально не изменятся принципы внутренней и внешней политики, которая будет предусматривать реальное, а не бумажное равенство всех субъектов государства, всех этносов, которые они представляют, и, наконец, пока «народ безмолвствует», давая молчаливое согласие на ксенофобские выпады против лиц других национальностей, не стоит надеяться на лучшее...