Кабинет Министров утвердил механизм привлечения иностранных инвестиций в сельское хозяйство, и передал его на утверждение Президента в виде проекта указа. Механизм предусматривает кредитование аграриев под залог земли. Вице-премьер по вопросам АПК Леонид Козаченко видит это так: «Более 40% земли уже оформлено государственными актами, и находятся в собственности крестьян. Эти акты являются ценными бумагами, которые будут передаваться в залог, как обеспечение возврата средств. На основании этих бумаг банки выпустят свои ценные бумаги, и выйдут с ними на внешние рынки, чтобы получить долгосрочные деньги». Выглядит просто и красиво.
Минимальную потребность украинского сельского хозяйства в инвестициях Леонид Козаченко оценивает в 100 миллиардов гривен. На его взгляд, отечественные банки самостоятельно не смогут удовлетворить такой спрос просто из-за физического отсутствия денег. НБУ свободный кредитный ресурс финансовой системы страны сегодня оценивает лишь в 1,5 миллиарда гривен. Единственной альтернативой в такой ситуации вице-премьер считает поиск средств за рубежом. В частности, Леонид Козаченко очень рассчитывает на Пенсионный фонд Германии. «Там деньги есть, и они недорогие. Они с удовольствием вложат их в сельское хозяйство Украины». Впрочем, это пока что лишь оптимистичные ожидания правительства. На сегодняшний день торговля землей в Украине запрещена, и этот запрет будет действовать еще два с половиной года. А на владение украинской землей иностранцами у нас вообще действует бессрочный мораторий, закрепленный в Земельном кодексе.
О том, что будет, если аграрии не смогут вернуть кредиты, полученные при посредничестве украинских банков у иностранных инвесторов, Леонид Козаченко рассказывает неохотно. На прямой вопрос он почему-то заявил, что, во-первых, село кредиты будет погашать, а, во вторых, в изъятии залога у фермера никто вообще не будет заинтересован. В общем, о худшем, по традиции, правительство предпочитает не думать. Вот только, по странному стечению обстоятельств, чаще всего происходит так, как не думали. Если теоретически допустить, что украинские банки смогут привлечь за рубежом 100 миллиардов гривен, и из них не будут возвращены хотя бы 10% кредитов, то это может вполне угрожать банкротством всех банков, решивших участвовать в задуманной правительством идее. Ведь даже если украинский банк сможет изъять у фермера-должника заложенную землю, он не сможет ее ни реализовать на рынке (по причине его отсутствия), ни передать в собственность иностранному инвестору (по причине законодательного запрета).
А о возможности снятия запрета на продажу украинской земли иностранцам вице- премьер Леонид Козаченко пока что и слышать не хочет. «Правительство не будет рассматривать этот вопрос. Это невозможно. Может, другие какие-то правительства и будут это предлагать, но для нас это невозможно». Между тем, еще месяц назад председатель Госкомзема Анатолий Даниленко, встречаясь с иностранными послами в Министерстве иностранных дел, заявил, что аграрный рынок уже требует рассмотрения вопроса об улучшении условий работы иностранных инвесторов, и прежде всего речь шла о предоставлении права собственности на землю. «Мы должны дать работать на земле всем, кто хочет на ней работать, в том числе и иностранному капиталу», — сказал тогда Даниленко. Впрочем, его голос в Кабинете Министров, похоже, пока не слышен. Да и украинское общество, особенно крестьяне, пока явно не готовы работать на земле, принадлежащей иностранным «панам».
Отсутствие прозрачности в предложенном правительством механизме земельной ипотеки делает его реализацию в нынешних условиях малореальной. Хотя это далеко не единственная проблема, которая может помешать будущему президентскому указу. В частности, Леонид Козаченко признал, что украинское законодательство в сфере залога сейчас абсолютно не соответствует требованиям ипотечного кредитования. Если банк все-таки захочет получить землю у хозяйства-должника, то сделать это можно только через суд, объявив фермера банкротом. По закону, в первую очередь земля и деньги банкрота должны направляться на выплату заработной платы работников хозяйства, во вторую — на погашение налоговых долгов перед государственным бюджетом, и лишь потом очередь доходит к частным кредиторам. Без изменения этой нормы Верховной Радой правительственная идея тоже будет обречена на провал.
По данным Госкомзема, общая рыночная стоимость украинских земель сельскохозяйственного назначения оставляет порядка 400 миллиардов гривен. Неужели украинские фермеры настолько бестолковы, чтобы промотать такое состояние? Если бы этот ресурс хотя бы частично можно было использовать в качестве залога, экономика страны, безусловно получила бы мощный импульс, который мог бы стать началом ее возрождения. Но инертность общества, а также слабость интеллектуального сопровождения реформ в сельском хозяйстве, вот уже 10 лет сдерживают использование этого резерва. Нерешительность, с которой государство реагирует на потребности аграрного рынка, пока не дает оснований разделять оптимистические ожидания правительства.