Как заявил глава Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви Московского патриархата Георгий Коваленко, его церковь хочет учредить в Киеве православный университет имени Святого Владимира, а также выступает за введение православных образовательных проектов в общеобразовательных учебных заведениях. С этой целью УПЦ МП инициирует изменения в Конституцию Украины и Закон Украины «Об образовании», а также хочет внести поправки в Закон «О свободе совести и религиозных организациях» и в ряд других законодательных актов.
Очевидно, причина этих инициатив в том, что УПЦ МП рассчитывает использовать то, что практически вся власть называет себя верными УПЦ Московского патриархата, но ситуацию в обществе это не меняет. По социологическим данным, количество верующих УПЦ МП в 1,5—2 раза меньше, чем УПЦ Киевского патриархата.
КП неоднократно доказывал, что может собирать больше верующих, чем Московский патриархат. Даже если «верующих» последнего собирают, используя административный ресурс или дорисовывая фотошопом, как это недавно было в Харькове.
В столице ситуация еще более показательна. Количество православных в Киеве, которые относят себя к Киевскому патриархату, по данным разных социологических служб, в 3—6 раз больше тех, кто относит себя к УПЦ МП.
Очевидно, еще одной причиной инициатив УПЦ МП являются проблемы, присущие всем православным и даже всему христианству.
К сожалению, церковь до сих пор утрачивает социальное значение для граждан как фактор их будничной жизни. Ватикан давно уловил эту тенденцию, став использовать возможности информационного времени, однако без особого успеха, по крайней мере, в странах традиционно католических. Более успешно христианство распространяется в Южной Корее, на Филиппинах, в Индии, Китае и т. д.
Похожим путем «приближения к обществу» пытается идти Русская православная церковь. Московский патриархат работает над проектом «Эсэмэска от епископа», когда по праздникам будут приходить эсэмэски с поздравлениями и описанием содержания праздника.
Как это бывает с нововведениями, доходит до анекдотов. Так, глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин осудил манеру россиян одеваться и предложил ввести общероссийский дресс-код для мужчин и женщин: «Неплохо, что в настоящее время компании, вузы, школы вводят у себя дресс-код. Хорошо бы и общероссийский дресс-код придумать (на стрип-бары и публичные дома, так уж и быть, можно его не распространять)». Поэтому, похоже, что существование стрип-клубов и публичных домов не так смущает, как то, чтобы «кокошник подходил». Также глава Синодального отдела РПЦ предложил внедрять православные ночные клубы, которые бы действовали «и в два, и в пять ночи».
Однако больше, чем инициативы протоиерея Чаплина, РПЦ и УПЦ МП, вредят порядку другие деятели.
В Севастополе настоятель храма Святителя Филиппа УПЦ МП заявил, что считает, что паства должна уважать и почитать бывшего руководителя СССР Иосифа Сталина. По словам священника, Сталин «имел правильное понятие о духовности»: «Иосиф Сталин, как руководитель государства, заслуживает того, чтобы его должным образом уважали и почитали» (http://nbnews.com.ua/news/16533/).
Как свидетельствуют факты, это не дикий случай, а дикая система.
Клирик Одесской епархии УПЦ МП, член богословско-канонической комиссии (!) при Священном Синоде УПЦ, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии, протоиерей и редактор религиозной газеты Георгий Городенцев заявил, что критиковать Сталина и его деятельность — «это означает хулить Духа Святого, хула на Которого не простится ни в этом веке, ни в будущем». Одесский богослов указывает также на «почитание Сталина в народе, а народ ведь редко ошибается. Значит, что-то очень важное и ценное связано с деятельностью Иосифа Виссарионовича, что-то такое, что не может определить современная историческая наука, зато слышит своим православным нутром русский народ». А то, что благодаря Сталину часть народа забыла заповедь «не убий», похоже, не особенно тревожит этого священника.
Еще раньше в церкви Московского патриархата под Петербургом появилась икона с изображением Сталина. Игумен, который ее повесил, отмечал: «Что бы не говорили, а для меня Сталин — отец. И я не хочу изменять ему».
Если Сталин — самый кровавый убийца в многострадальной истории человечества — отец, то кто его дети?
Некоторые критики Московского патриархата утверждают, что в действительности он был основан не князем Владимиром и даже не митрополитом Ионой в 1448 году, а Иосифом Сталиным в 1943 году — в результате возобновления им патриархии. Может, что-то в этом утверждении есть?
Панегирики самому кровавому убийце в устах священников — лишь внешний признак патологии.
А ее содержание заключается в том, что Московский патриархат вместо того, чтобы концентрироваться на религиозных функциях, как это должно было быть, исходя из его номинального названия, работает в качестве рупора официальной кремлевской пропаганды, у которой нет ничего общего с религиозными целями и моралью.
В частности, по вопросу Голодомора патриарх Кирилл заявил, что это «общая трагедия русского и украинского народов».
Фраза в целом красива. Если бы еще она объясняла советское признание голода в российском Поволжье и полное табу в СССР на упоминание голода в Украине в 1932—1933 гг. А самое главное, если бы этот тезис как-то объяснял официальные данные советской переписи, по которой количество украинцев в течение 1926—1937 гг. сократилось на 15,3%, тогда как количество русских в СССР за этот же период выросло на 20,7%. Разница между реальным количеством украинцев в 1937 году и ожидаемым количеством украинцев в соответствии со средними по СССР темпами прироста населения составляла 29,1%, что в целом приближено к оценкам многих ученых потерь в Украине вследствие Голодомора. Патриарх Кирилл рассказал, что его семье в голодные годы кто-то подбросил под дверь мешок муки. Между тем, в Украине в 1933 году такая ситуация была просто невозможна. Ведь, в отличие от России, в Украине у людей забрали все продукты, и никакой муки ни у кого, кроме государства, здесь и в помине не было.
Московский патриарх Кирилл обратился в Киевскую государственную администрацию с просьбой переименовать улицу Ивана Мазепы в Лаврскую.
Хотя до сих пор никто не слышал от Московского патриарха призывов переименовать улицы, даже у себя на родине, названные именами коммунистических деятелей. Более того, никто не слышал призывов от Московского патриарха ликвидировать памятники Сталину — и в России, и в Украине.
Московский патриархат ставит Мазепе в вину союз с неправославными (протестантами) против православных. Но прежде чем видеть скалку в чужом глазу, вынь бревно из своего.
В течение почти двух веков московские правители натравливали крымских ханов на Украину. Например, в 1482 московский князь Иван III подговорил крымских татар разграбить Киев.
Из богатой добычи Менгли-Гирей послал Ивану III в Москву культовые церковные предметы — золотые потир и дискос из киевского Софийского собора. Во время другого такого набега был убит киевский митрополит. Кто-то где-то слышал об анафеме московским князьям?
А вот история, более близкая россиянам. Александр Невский стал приемным сыном разрушителя Киева хана Батыя. Все это, кстати, происходило в то время, когда Данила Галицкий собирал коалицию для борьбы с монголо-татарами, строил крепости и воевал с ордами.
Между тем Александр Невский помог убить своего брата Андрея, а в 1257 году жестоко наказал жителей Новгорода, которые противились переписи и отказывались платить монголо-татарам дань. После всего этого Александр Невский — святой Русской церкви.
А между тем именем Мазепы, который, по данным украинских летописцев, на переговорах со шведами добился права не воевать с православными украинцами и россиянами, Московская церковь всячески стремится запретить назвать улицу около Лавры, где едва не каждая вторая церковь построена или возобновлена им.
Понятно, что Московский патриарх делает это не из-за грехов Мазепы — реальных и выдуманных. А из-за того, что гетман, как мог, защищал Украину. Его вина лишь в том, что не защитил.
Между тем в истории Украины не было правителя, во времена которого велось бы такое масштабное церковное строительство, как при Иване Мазепе.
Гетман построил и реставрировал больше выдающихся культовых сооружений в Украине, чем их было построено или отреставрировано за полтора века господства Российской империи после падения Гетманщины в 1764 году. Немало из построенного Мазепой сохранилось до нашего времени.
Мазепа реализовал несколько десятков гигантских культовых строительств по всей Левобережной Украине и в Киеве — заново построена братская церковь Богоявления, возобновлена и обнесена каменной стеной Киево-Печерская лавра, поставлены двое врат с церквями над ними.
На свои средства он обновил Софийский собор и построил Софийскую колокольню, которая стала визитной карточкой столицы, построил величественную церковь святого Николая в Пустынно-Николаевском монастыре в Киеве, церковь Вознесения в Переяславе, церкви в Глухове, Батурине, Мгарском монастыре и др.
Его благотворительная религиозная деятельность распространилась далеко за пределы Украины, в интересах всего православия. Церкви Гроба Господнего в Иерусалиме Иван Мазепа передал серебряную плиту и на свои средства напечатал арабский перевод Евангелия.
В чем же причина такой нелюбви Московского патриарха к украинскому гетману, ревностного почитателя православной веры? Неужели в том, что гетман вступил в конфликт с московским царем, которого немало православных в России до сих пор считают «антихристом»?
В противовес украинскому гетману, русский царь Петр I религиозностью не отличался. Он ликвидировал Московский патриархат, а руководить церковью поручил одному из министров (который назывался обер-прокурор Священного синода).
Также Петр I учредил «Сумасброднейший, Всешутейший и Всепьянейший Собор» с «кардиналами», «епископами», «священниками», с чрезвычайно постыдными титулами, даже с точки зрения ХХІ века, которые регулярно «причащались» со «всешутейшими матушками-игуменьями и архиерейшами».
Петр I сам написал устав «Сумасброднейшего, Всешутейшего и Всепьянейшего Собора» — до сих пор печатались лишь отрывки из этого текста. Благодаря древним документам становится понятно, почему «матерными словами на Москве не ругаются, а разговаривают».
Петр I лично принимал участие в пытках и казнях стрельцов, священников и старообрядцев. Общеизвестный случай, когда Петр I замучил собственного сына.
Еще более жестокими были действия армии Петра I на территории Украины. Так, в частности, по приказу Петра I московские войска вырезали 20-тысячное население Батурина.
Ворвавшись в гетманскую столицу (из-за подлости изменника Носа), московские войска устроили неслыханную резню, убив не только всех защитников крепости, но и все гражданское население города, в том числе женщин, детей и даже младенцев, а также уничтожили Запорожскую Сечь, десятки других городов и сел.
С недавних пор на том месте, где стоит Батуринская крепость, насыпан курган и установлен памятник в виде креста с распятием. На этом кресте прикреплена икона, которая была найдена во время раскопок в Батурине на скелете женщины, прижимавшей к себе маленького ребенка.
Никаких протестов против установления памятников Петру I в России или в Украине от Московской церкви никогда не было.
Из той же серии провокаций и недавнее заявление архиепископа Тульчинского и Брацлавского Московского патриархата Йонафана, что «нам, потомкам и наследникам украинских казаков, стоит покаяться за свою далекую и тяжелую историю» — имеются в виду еврейские погромы во время Освободительной войны Богдана Хмельницкого.
При этом сам архиепископ — «потомок и наследник» — родом из России.
Что ж, каяться полезно. Вопрос в другом: вы где-то слышали призывы Московского патриархата к русскому народу покаяться за все те преступления и геноциды, к которым причастна Россия и российский народ? Не говорю о ХVII веке, но хотя бы за ХХ? Или, может, преступники прилетели из других планет?
Настоящая цель таких провокаций — разжечь межнациональную вражду, обострить украинско-польские и украинско-еврейские отношения, изолировать и дискредитировать Украину, лишить ее международной поддержки и ухудшить перспективы ее интеграции в мир.
В настоящее время в России часто говорят о тысячелетии русской церкви. Хотя еще восемь веков тому назад на территории центра нынешней России язычники пытали и казнили проповедников из Киево-Печерской лавры.
В 1948 году в СССР очень шумно, как для атеистического государства, отмечалось 500-летие русской церкви. Как случилось, что за шестьдесят лет русская церковь постарела сразу на полтысячелетия, остается математической загадкой.
Ряд культурных и общественных деятелей Украины подписали «Слово в ответ на межконфессиональные дрязги...», в котором по этому поводу, в частности, говорится: «Киев был крещен в 988 году, когда Москвы еще вообще не существовало в мире даже в виде простого поселения. Через полтора века после крещения Киева на будущих московских землях язычники убили Кукшу Печерского, святого нашей Киево-Печерской лавры. В мире никогда не существовало «князя Владимира», «Киева», «Лебеди», «Пещерной Лавры»... Во всех древних источниках неизменно утверждалось, что это наши «Володымер», «Кыив», «Лыбидь» «Печерська Лавра». Даже основатель Москвы Юрий Долгорукий был киевским, а не московским князем. В другом случае он был бы «Длинноруким». Московское княжество возникло в 1276 году, три века спустя после крещения Киевской Руси. Первая каменная церковь в Москве была заложена в 1326 году, через три с половиной века после величественных киевских соборов» (http://www.uaorthodox.info/ua/catalog/Publikatsiyi/Zayavi_i_zvernennya/S...(Apokricis).html).
Очевидно, нехватка социально активных верующих и вынуждает УПЦ МП прибегать к административным средствам увеличения своей церкви.
Отсюда и инициатива депутатов из Партии регионов по поводу восстановления Десятинной церкви в Киеве именно для УПЦ МП — при полностью противоположной конфессиональной ситуации в столице. К тому же какое отношение Московский патриархат может иметь к церкви, построенной за полтора века до первого упоминания Москвы и за три века до зарождения минимальной московской государственности?
Вопрос риторический. Тем более, если вспомнить, что на протяжении своего средневековья Москва была вассалом государств, которые вышли из Монгольской империи, и выплачивала дань Крыму вплоть до начала XVIII века.
Идеология евразийства, взятая на вооружение нынешним Кремлем, прямо утверждает, что Россия является наследницей Монгольской империи.
Должны констатировать: русская церковь, как и ее сюзерен — русское государство — заимствовала древний монгольский лозунг: «до последнего моря». Даже невзирая на то, что этот лозунг явно вступает в противоречие с Божьей заповедью: «Не пожелай ни дома ближнего твоего, ни поля его».
В этом свете намерение отдать именно Московскому патриархату место Десятинной церкви является особенно кощунственным. Ведь это не только украинская духовная святыня колоссального значения, но и последний бастион сопротивления киевлян монголо-татарскому нашествию.
На примере Печерской и Почаевской лавр, а теперь и Десятинной церкви, просматривается цель прозелитизма зависимого от Кремля Московского патриархата в Украине — «застолбить» для себя места величайших святынь украинцев, чтобы использовать их в политических интересах Москвы.
Или, на крайний случай, дискредитировать эти святыни, чтобы они не стали источником формирования украинской солидарности.
Это не что иное, как попытка не дать использовать то колоссальное культурно-духовное богатство, оставленное предками, на благо украинского духовного (а следовательно, и политического) единства.
Моральные потребности верующих России, которая входит в десятку наиболее криминализированных стран мира, похоже, тревожат Московский патриархат гораздо меньше, чем построение «Русского мира» на исконно украинских землях.
Следует отметить, что Десятинную церковь империя уже восстанавливала в 1828—1842 годах в московском имперском стиле, который не имел ничего общего с первозданным строением. Парадокс: элементы шатровой монголо-татарской архитектуры, усвоенной Московией, были построены на руинах Десятинной церкви, разрушенной монголо-татарами.
Дело в том, что еще в 1801 году Синод Русской православной церкви запретил строительство церквей в украинском стиле и внедрил нормы строительства церквей в московском синодном стиле, который формировался под существенным влиянием казанско-астраханской шатровой архитектуры.
Не исключено, что такое же сооружение хотят построить на месте Десятинной церкви, чтобы подменить старинную Киевскую архитектуру «новоделом» «Русского мира».
Является ли факт зависимости церкви от государства новым для русской церкви? Никоим образом. В XVII в. отдельные патриархи русской церкви, назначенные царями, не умели хорошо читать. Но при этом регулярно санкционировали сожжение на улицах Москвы книг выдающихся украинских религиозных деятелей — П. Могилы, К. Ставровецкого, С. Полоцкого, Л. Барановича, А. Радивиловского.
В результате перед православными Украины возникает интересный вопрос: является ли нынешний Московский патриархат религиозной организацией, которая ставит высшим приоритетом духовные цели? Ведь, судя по заявлениям многих священников, мы видим чиновников информационного департамента соседнего государства.
И о каноничности. Неужели вследствие того, что в 1589 г., после 150 лет неканонического существования Московской митрополии, московский царь арестовал константинопольского патриарха и путем двухлетнего заточения и угроз выбил из него «каноничность» московской церкви, для Бога что-то изменилось?
УПЦ МП в Украине в очень сложной ситуации. С одной стороны, очевидно, много священников УПЦ МП искренне воспринимают миссию церкви. С другой стороны, эта миссия несовместима со статусом церкви как иностранного идеологического департамента.
УПЦ МП уже прошла уникальный путь — стала религиозным меньшинством в условиях абсолютного количественного преобладания ее приходов (12 тысяч — ее, 4 тысячи — в УПЦ КП). Участием в реализации политических целей, которые не имеют ничего общего с религией, церковь саморазрушается.
Достаточно хорошо это видно на примере той же русской церкви. Ее иерархи уже открыто говорят о необходимости новой евангелизации населения России, то есть подтверждают массовое безбожие населения.
Социологами доказано, что и в религиозной сфере Украина — не Россия. Россияне в подавляющем большинстве менее религиозны, чем украинцы. По данным МВД, на Пасху в Украине в церковь пришло 11 миллионов верующих при 47 миллионах населения, а в России при 142 миллионах — 8 миллионов верующих. То есть в Украине праздновали Пасху почти 25% населения, а в России — 5%.
Но религиозность россиян чаще вырождается в сектантство. Как метко писал писатель Александр Куприн о «русском мужике»: «Вы его увлечете в любую, самую глупую, самую смешную, самую отвратительную и кровавую секту, и он пойдет за вами. Это чудо! Пусть нынче его же сосед Иван Евграфов вдруг откашляется и начнет говорить нараспев и в нос, зажмурив глаза: «И было мне, братие, сонное видение, что воплотися во мне древний змий Илья Пророк», — и мужик сегодня же поклонится Ивану Евграфову, как святителю или как обуянному демоном» (http://az.lib.ru/k/kuprin_a_i/text_1866.shtml).
Недавно актер Иван Охлобыстин, которого Кремль даже выдвигал в президенты, заявил буквально следующее: «Мы (русские) созданы для войны, нам нет места в обычной мирной жизни!.. Тогда у нас не останется другого выхода, как уничтожить весь остальной прогнивший насквозь пороками и равнодушием мир и покончить с собой в надежде, что из чудом уцелевших человеческих особей появится, наконец, новое, лучшее человечество. Только так нас простит Бог. В магазинах будут торговать стелсами, и это очень неплохо. Давайте учить детей нейролингвистическому программированию и гипнозу, чтобы им было легче общаться с нерусскими» и тому подобное. Охлобыстин тоже священник РПЦ (!), правда, временно запрещенный в служении.
Немало катастроф в мире началось с уничтожения веры и нравственных авторитетов. Когда-то французский король отклонил кандидатуру архиепископа Парижа на том основании, что «хоть он должен немного верить в Бога!» Несколько лет спустя эта страна была потоплена в крови. Кстати, в настоящее время во всем мире люди учат английский, а не французский, хотя в XVIII веке большинству казалось, что будет наоборот.
Сказать, что политизация церкви вредит православному христианству, — не сказать ничего. К примеру, в результате двухсотлетней эксплуатации Россией славянской темы в славянских государствах Восточной Европы уже почти стесняются своей принадлежности к славянству, что, безусловно, очень прискорбно.
Для единства православия в Украине было бы хорошо, чтобы священники УПЦ МП взяли пример с ранних христиан и прекратили путать христианское смирение с пугливостью.
Поэтому главное, о чем должны были бы спросить священники УПЦ МП, — будут ли православные церкви Украины и дальше бороться друг против друга, или вместе будут выполнять миссию, к которой призваны.