Нынешняя избирательная кампания — уникальна. Если бы действующий мэр столицы Леонид Черновецкий предложил всем участникам парламентского забега-2007 пройти тестирование на своем любимом приборе — детекторе лжи, вероятно, результаты оказались бы ошеломляющими. Ошеломляющими потому, что люди, претендующие забронировать себе место в оббитом малиновым бархатом кресле Рады будущего созыва, бьют все рекорды: эгоизма, популизма, цинизма, лжи, наконец. Что они предлагают?
Сине-белые — ключи от дома сплошных социальных благ. Но кто мешал раздать эти ключи лидеру ПР во время его первого пришествия? О втором не говорю, поскольку время второго премьерства Виктора Федоровича действительно было недолгим. Хотя как сказать... Ведь времени на то, чтобы приобрести себе целый автопарк за счет налогоплательщиков, премьеру хватило. Во сколько обошлись колеса для главы Кабинета, знает «Украинская правда» — 14 миллионов гривен, в то время как в бюджете на текущий год средств, предусмотренных на строительство завода по переработке плазмы крови, нашлось всего 10 млн.
Оранжевые? Снять неприкосновенность. Снять, наверное, для начала необходимо маски, потому что во время последнего голосования по «неприкосновенному» вопросу половина оранжевой фракции в Раде пятого созыва сказала «нет».
Белые в сердечки предлагают народу новую Конституцию. Но ведь украинцам она как раз и не нужна, поскольку украинцы, в отличие от правящего политического класса (сказать элита — язык не поворачивается), Основной закон страны, в которой живут, чтят. Вероятно, ключевая проблема конституционного «покроя» не в Конституции как таковой, а в головах отдельных политдеятелей.
Казалось бы, разные цвета — синий, оранжевый и бело-красный. Но под разноцветной обверткой на самом деле прячется «конфета» одного сорта. И вовсе не зря эксперты констатируют, что все три макси партии: ПР, БЮТ, НУНС — это олигархические корпорации, не более того. 2004 год. Кандидат в Президенты от оппозиции Виктор Ющенко на многомиллионную аудиторию заявляет: «Мы отделим власть от бизнеса!».
С тех пор прошло почти три года, и вот пропрезидентский блок НУНС обнародует свой избирательный список. Лишь при поверхностном анализе первой сотни можно увидеть несколько десятков тех, чьи имена связаны с большим бизнесом. Кстати, весьма показательный момент: когда рождалась «Народная самооборона» экс-министра внутренних дел, Юрий Луценко неоднократно публично заявлял о том, что спонсирует его региональные туры, в частности, и партийные расходы, непосредственно Давид Жвания. Все бы ничего, но есть одно «но». Давид Важаевич — народный депутат Украины вот уже нескольких созывов. Согласно действующему законодательству, владелец мандата не имеет права совмещать депутатскую деятельность с деятельностью, приносящую прибыль. В этой связи вопрос: откуда у депутата Жвании средства, позволяющие спонсировать политический проект?
И это всего-навсего маленький эпизод, четко демонстрирующий качество тех, кто претендует на вакансию архитекторов власти. В синем лагере соратников Януковича ситуация с этим, самым качеством, а точнее, его отсутствием, идентична, впрочем, как и в «бютовском» партийном доме. В прошлом году Президент выдал Указ, запрещающий блокировать движение транспорта с тем, чтобы политики и чиновники могли беспрепятственно проехать из точки «а» в точку «б», не ощутив на себе все прелести столичных «пробок». Как выполняет этот указ лидер сине-белой команды, очень хорошо знают жители Куреневки, которые каждые утро в районе улицы Автозаводской видят премьерский кортеж и гаишника, который блокирует движение автомобилей «маленьких» украинцев. БЮТ? Прошел месяц с момента, когда пресса подняла вопрос об элитном доме звезды оппозиционного небосклона, а героиня статьи вместо того, чтобы расставить все точки над «і», еще более закручивает кроссворд: то говорит, что арендует коттедж, то, оказывается, он оформлен на ее имя…
Чем, в конце концов, живет Украина избирательная? Неприкосновенностью, которая априори была, есть и будет, даже если собственники иммунитета и проголосуют за ее ликвидацию. Между тем, пока оппозиционеры и коалиционеры рассказывают, как они будут делать себе «неприкосновенное» харакири, эксперты бьют тревогу: на Украине осталось 6% экологически чистой территории. Что, спрашивается, важнее? А еще в нашей стране цветы жизни превращаются в цветы смерти — преступность среди подростков растет, а почерк совершаемых юными гражданами страны преступлений повергает в шок своей жестокостью. Но разве об этом говорят кандидаты в депутаты? А об уже третьем за последний месяц (!) убийстве, произошедшем в киевском СИЗО №13, кто-то говорит? А о том, что недавно жителю Львова, который в далекой Испании зарабатывал на хлеб, вырезали внутренние органы, кто-то говорит? А о том, что украинские матери продают своих детей в электричках за сто гривен?!.
Нынешняя система власти представляет собой плотно закрытую касту, которая сама себе формирует правила игры, для нее же подходящие, и не считает нужным отчитываться о своих действиях перед обществом. Только в канун выборов открывается своеобразный люк на властный Олимп, который захлопнется вечером 30 сентября, одновременно с закрытием избирательных участков. А после того как голос избирателя получен, гражданин перестает быть интересен для политиков. Да, украинец может выразить свое недовольство нынешней властью на выборах, проголосовав «против всех». Однако снова-таки, сделать это он может лишь для собственного удовлетворения, не более того. Эффективность такого шага крайне низкая. Закон о выборах предусматривает подсчет голосов, отданных против всех кандидатов. Однако в нем четко не выписано, что же должно произойти, если, скажем, больше 50% избирателей пришли на участки, но поставили крест в упомянутой графе. По существующей системе, даже если трехпроцентный барьер преодолеет лишь одна партия, но наберет при этом, скажем, 3,2%, то ее представители и получат все 450 мандатов в Раде. Ведь все остальные, которые не смогут преодолеть трехпроцентную планку, согласно статье 96 закона «О выборах народных депутатов Украины», права на участие в распределении депутатских мандатов не имеют. Словом, замкнутый круг, такая себе «Элита-центр» всеукраинского масштаба…