Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Непотопляемые на малых глубинах

24 января, 2003 - 00:00

Политический проект возможен всегда. Даже в наиболее консервативных странах с сотнями лет демократических традиций постоянно возникают новые политические партии и блоки, которые пытаются перехватить инициативу, опередить заскорузлых лидеров политического рейтинга. Чтобы чего-то добиться, необходимо выполнение хотя бы одного из двух требований. Политический проект должен то ли содержать абсолютно новую привлекательную для избирателей идею, то ли иметь известного и популярного вождя, или как сейчас говорят, «харизматического лидера». В случае отсутствия хотя бы одного из упомянутых условий политический проект обречен разделить судьбу модных магазинов, которые уже который год открываются на Крещатике, чтобы через год-два закрыться из-за отсутствия достаточного количества покупателей. Несмотря на очевидность вышеупомянутого, магазины продолжают открываться, политические проекты продолжают создаваться.

На очереди «Украинский народный рух», который на своем съезде в эти выходные попробует вдохнуть хоть какую-то жизнь в неподвижные знамена спешно зарегистрированной три года назад партии. Говорить о перспективах партии Юрия Костенко невозможно, если не вспомнить, откуда эта партия взялась.

Вообще-то сначала господин Костенко и не думал ни о какой УНР. Выдвинутый в 1999 году более энергичными, но абсолютно бесперспективными в плане лидерства сопартийцами в председатели Народного руха Украины, Костенко почти год называл себя руководителем НРУ, несмотря на очевидную беспочвенность таких заявлений. Попытка перехватить власть в Рухе, сместив Вячеслава Чорновила, группе Костенко тогда не удалась. Назад дороги не было, поэтому и был создан еще один Рух. Однако создать параллельные «каноническому» Руху структуры на местах оказалось сложнее, чем сколотить фракцию в парламенте. Последнее может сделать едва ли не каждый народный избранник, были бы ресурсы.

Вот тогда и начал говорить Костенко об объединении Рухов. Причем не было и речи о каких- то извинениях за попытку раскола партии в 1999 году. На простой вопрос, откуда взялся второй Рух, зачем он нужен, и чем он отличается от первого, костенковцы отвечали с той же мерой искренности и компетентности, с какой воспитательница детсада объясняет воспитанникам старшей группы, откуда берутся дети. Спас ситуацию текущий момент. Как раз формировался блок вокруг Виктора Ющенко, с которым у Юрия Костенко в то время были очень близкие отношения. Оба Руха влились в «Нашу Украину», что впоследствии оказалось прагматически верным шагом. Вечная руховская элита благодаря этому сохранилась в политикуме.

Ныне политический момент изменился. «Наша Украина» не стала и уже не будет той объединенной национал-демократической партией, на которую надеялась часть «нашеукраинцев». Надо жить после выборов и дожить до 2006 года. Именно этот вопрос и решают сегодня для себя субъекты блока Ющенко. Конечно, обещанного объединения Рухов не произошло. Собственно Рух (не путать с УНР), предложил простой, понятный, логичный и в то же время неприемлемый для костенковцев путь. Партии УНР было предложено объединиться, вернувшись в Рух, т.е. восстановить положение до попытки раскола 1999 года. Предложение беспроигрышного для НРУ Геннадия Удовенко пути объединения означало, что игры закончились. Костенко в очередной раз следует искать себе союзников. Можно вспомнить по этому случаю оперативно забытую «правицю», в которую Костенко понаобъединял два года назад сам, наверное, не помнит кого.

Те, кто называет себя у нас политологами, учат, что объединяться стратегически выгодно. Говорить можно только об объединениях, расколы и тому подобное не любят избиратели. Усвоив этот несложный постулат «политических университетов», партия Костенко подошла к своему «объединительному» съезду.

С этим съездом получилось как с той свадьбой, где приготовили все, кроме новобрачной. В таком случае есть два пути — или заявить, что свадьбы не будет, потому что достойная господина новобрачная еще не найдена, или брать в жены любую, чтобы не пропадали харчи и гости не возвращались назад обиженными, забрав назад подарки. С гостями и подарками в партии УНР как раз все как будто перед съездом хорошо. Осталось только с кем-то объединиться. «Новобрачной» как будто должна стать часть Демократической партии Украины.

Все выглядит так, что кроме хлопот УНР от этого объединения ничего не будет иметь. Когда же в результате съезда из названия объединенной партии исчезнет слово «рух», можно будет заказывать что-то из произведений Шопена. Что-то не верится в то, что у прагматиков из руководства УНР появились признаки политического суицида. Ближайшие помощники Юрия Ивановича Костенко уже давно получили репутацию политиков, которых не потопишь на небольших глубинах. Разве что они уже имеют какие- то другие предложения и хотят «развязаться» с тем вторым Рухом, который так и не принес его организаторам того, чего они ожидали в 1999 году. «Деньги и должности» — именно так очертил свою цель один из самых влиятельных костенковцев на последнем перед расколом съезде Руха, прокричав эти слова в глаза Вячеславу Чорновилу, который так и не научился быть настолько прагматическим. Возможно, УНР на пути к очерченным ценностям многим уже мешает. Если так, то будем иметь еще одну из ста с лишним партий, которую избиратели забудут, не запомнив. Если же нет, то эпопея отечественной «многоруховости» будет продолжаться дальше.

КСТАТИ

Демократическая партия Украины опровергает сообщение, распространенное СМИ со ссылкой на пресс-службу Украинского народного руха, об объединении партий, которое якобы должно состояться на съезде УНР 25 января. Вопрос объединения с другими партиями правомочен решать только съезд, отмечается в сообщении пресс-службы ДемПУ, «но такой вопрос на съезде ДемПУ не рассматривался». Обе партии, по словам представителей пресс-службы, являются партиями национально-демократической ориентации, и между ними возможно тесное сотрудничество, но заявления об объединении ДемПУ и УНР не имеют под собой основания. «Появление в прессе информации об объединении вызвано тем фактом, что некоторые члены Демократической партии действительно намереваются перейти в УНР... В Демократической партии Украины признается право каждого в любое время определиться со своей партийной принадлежностью, но домыслы и инсинуации — дело нечестное и недостойное», — отмечается в сообщении.

Николай НЕСЕНЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ