Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нейтралитет обойдется дороже

В Харькове прошли общественные слушания «Европейское призвание Украины: новые модели интеграции»
18 мая, 2007 - 00:00

Что представляют собой современные НАТО и Европейский Союз?.. Недостаток информации о них чувствуют более 60 процентов граждан Украины. Это подчеркнул, ссылаясь на социологические исследования, директор Института евроатлантического сотрудничества Борис Тарасюк. Особенно болезненно такая неосведомленность проявляется на востоке Украины. Общественные слушания в Харькове на тему «Европейское призвание Украины: новые модели интеграции» как раз и должны были служить заполнению пробелов в знаниях и в то же время — выравниванию различий между регионами в степени осведомленности населения. Две дискуссии в один день прошли недавно в Харьковском национальном университете имени Василия Каразина. Одно слушание при участии украинских и зарубежных политологов, политиков, дипломатов состоялось в кругу руководителей местных партийных ячеек, общественных активистов, университетских преподавателей; второе — в студенческой аудитории. Организовали слушания возглавляемый Борисом Тарасюком украинский Институт евроатлантического сотрудничества и немецкий Фонд имени Конрада Аденауэра, представительством которого в Украине руководит Нико Ланге.

Борис ТАРАСЮК, директор Института евроатлантического сотрудничества (Киев), лидер Народного Руха Украины:

— С 2002 года институт положил начало уникальному проекту, продолжающемуся до сих пор, — проекту региональных круглых столов. Мы видим свою задачу в том, чтобы помочь региональным политическим элитам лучше понять сущность отношений между Украиной и Европейским Союзом, между Украиной и НАТО. Наша задача и призвание состоит и в том, чтобы помочь узнать правду, реальные факты украинскому гражданину — особенно в реґионах. В различных областях Украины мы уже провели 42 круглых стола и семинара. В Харькове это были уже 43-й и 44-й. То есть мы делаем то, чего, к сожалению, не делают другие научные неправительственные центры. Мы даем начало дискуссиям, привозим экспертов.

Мы даем объективную информацию о том, что такое НАТО, что такое Европейский Союз, какие преимущества от сотрудничества. Обычно бывает так, что негатив приносит с собой аудитория; и именно из-за того, что она выкладывает негатив, завязывается дискуссия. И в ходе этой дискуссии рождается истина.

Кстати, еще во времена президента Украины Леонида Кучмы, в 2004 году, были одобрены две амбициозные объемные программы информирования населения: одна — о НАТО, другая — о Европейском Союзе. Они были рассчитаны на 2004—2007 годы. Но ничего не делалось ни в 2004, ни в 2005 году, из-за того что средства под выполнение этих программ не закладывались. И только в 2005 году, с изменением власти, по инициативе Министерства иностранных дел Украины были впервые заложены средства в бюджет на 2006 год на реализацию этих двух государственных программ.

Вопросы — не всегда явно негативные —задавались разными участниками дискуссий: от студентов до журналистов и преподавателей. Поэтому не имеет значения их авторство: некоторые из них повторялись как стереотипы в разных аудиториях и могут быть обобщены.

— А не лучше ли Украине оставаться нейтральным государством — подобно Швейцарии, Австрии, которые не являются членами военных блоков? Не кажется ли вам, что Украина имеет для этого прекрасное географическое положение?

Борис ТАРАСЮК :

— Нет, мне так не кажется. Для того чтобы быть нейтральной страной, — а вы ссылаетесь на богатую Австрию, богатую Швейцарию, — Украина еще не такая богатая, как они. Страна, находящаяся в центре Европы, на пересечении геостратегических путей с севера на юг, с запада на восток, не может быть нейтральной. Потому что мы не можем позволить себе выделения достаточных средств для организации нашей обороны и безопасности по всем азимутам. Что же касается преимуществ коллективной безопасности, то она дает такие преимущества, потому что гарантирует всем ее участникам общую оборону. И это, естественно, удешевляет расходы, связанные с обеспечением защиты по всему периметру такой огромной европейской страны, каковой является Украина.

По рекомендации Верховной Рады, расходы на оборону должны составлять три процента от валового внутреннего продукта. Рекомендации НАТО состоят в том, что на оборону должны расходоваться два процента. К сожалению, реальность свидетельствует о том, что Вооруженные силы Украины получают чуть больше одного процента.

В любом случае, коллективная безопасность и оборона, перевод наших Вооруженных сил на современные тактику и вооружение — это требование, и это нужно, прежде всего, не НАТО, а нам.

Закон Украины «Об основах национальной безопасности» от 19 июня 2003 года — за который, кстати, тогда голосовала на 100 процентов фракция Партии регионов и который был принят конституционным большинством, — предусматривает вступление Украины в НАТО и в Европейский Союз. Между прочим — без каких-либо условий, то есть без референдума, упоминание о котором появилось уже летом прошлого года.

Нико ЛАНГЕ, руководитель представительства Фонда имени Конрада Аденауэра в Украине:

— Какое-то время назад моя киевская сотрудница спросила: «Европейская интеграция — это такая сложная вещь! И почему Украина обязательно должна вступать в Европейский Союз?» Это рациональный вопрос. Мой ответ был таков: для стабильного экономического развития Украины и модернизации экономики, эффективного использования безусловно большого потенциала страны — я не вижу альтернативы экономической интеграции. И относительно вас лично, вашей самореализации, ваших детей при условиях свободы, при которой будут все шансы для получения образования, изучения иностранных языков и выбора профессии — собственно говоря, также нет альтернативы открытому современному обществу, основанному на идеях человеческого достоинства каждого индивидуума.

Уже теперь Украина находится в самой что ни на есть Европе. И я имею в виду не только евроремонт, европейские автомобили и чемпионат Европы по футболу, право на проведение которого получила Украина вместе с Польшей. Ведь очень символично, что на неделе, когда внутриполитическое соперничество в Украине достигло апогея, оба соперника отправились в Брюссель и Страсбург. И даже риторика дискуссии, разворачивающейся в Украине, — исключительно европейская: говорят о демократии, правовом государстве, политическом компромиссе, волеизъявлении народа, выполнении Конституции.

Можно заметить, что это — только слова. Но и пятьдесят лет назад выступления Конрада Аденауэра и других основателей Европейского Союза о европейских ценностях, о европейской идентичности и европейской зоне мира и благополучия также были просто словами. Однако они дали искру, благодаря которой европейская интеграция стала историей реального успеха.

Как Украине стать частью этой истории успеха?.. Думаю, что ключ в том, чтобы воспринимать европейские ценности как свои собственные. Украина — не ученица, которая вынуждена выполнять требования европейского учителя. Жить в свободе, доверять независимым судам, быть уверенным в инвестициях и в том, что твоя собственность твоей и останется, не быть вынужденным давать взятки чиновникам, получить возможность учиться и не платить за это приемной комиссии — это вещи, к которым нужно стремиться независимо от того, связаны ли они со вступлением в Евросоюз или нет.

Александр СУШКО , научный директор Института евроатлантического сотрудничества (Киев):

— Мы стали свидетелями того, как политики жонглируют вопросами европейской и евроатлантической интеграции просто ради того, чтобы дать привлекательный лозунг своему электорату: мобилизовать определенную часть общества на собственную поддержку без разъяснения сущности процессов, стоящих за этими понятиями. Следовательно, первая проблема — это раздвоенность: с одной стороны есть слова, с другой — их смысл. И в наших дискуссиях часто слова и смысл живут отдельными жизнями.

На этих территориях в Европе ключевую роль в гарантировании безопасности играет НАТО. И именно из-за этого практически все постсоциалистические страны, вступившие в Европейский Союз, пришли туда через НАТО. Конечно, есть различные модели. Например, страны, интегрирующиеся в ЕС с очень высоким уровнем экономического развития, — например, Финляндия или Австрия, — могут пройти свой собственный путь, то есть членство в НАТО для них не слишком важно. Тогда как страны, которые начинают процесс с консолидации демократии, начинают с очень низкого уровня и вынуждены использовать догоняющие модели развития, — в первую очередь прибегают к комплексному подходу. Они приобщаются как к системе евроатлантической безопасности в формате НАТО, так и — следующим этапом — к членству в Европейском Союзе через осуществление ряда социальных, политических, экономических реформ.

Таким образом, на наш взгляд, существует определенное лукавство, когда политики предлагают «развести» процессы европейской и евроатлантической інтеграции: не будем, мол, идти в НАТО, а пойдем только в Европейский Союз... Мы наблюдаем, что те политики, которые так говорят, в большинстве случаев не хотят ни туда, ни туда. Просто за этими словами скрывается их нежелание осуществлять в Украине системные реформы.

Игорь КОЗИЙ , полковник, Управление европейской интеграции Генерального штаба Вооруженных сил Украины:

— ...Что это нам даст? Вопрос, наверное, риторический. Я спросил у коллеги: во сколько раз разница в зарплате между четырехзвездочным генералом и рядовым в Великобритании? Он говорит: в семь раз. Я сравнил это с Вооруженными силами Украины. Получается так, что у нас такая разница приблизительно между четырехзвездочным генералом и полковником. А чтобы достойно вознаграждался рядовой — к этому нам нужно еще идти, идти и идти...

Андраш БАРШОНЬ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Венгерской Республики в Украине:

— Сегодня во всем мире идет речь о соревновании между блоками и странами. И мы живем в той части света, где оно проходит сравнительно мирно. Ваша страна организовывает чемпионат по футболу «Евро-2012» — и нам остается только поздравить вас. Но это тоже соревнование! Интеграция — это еще и процесс обучения. И учиться нужно также, как проигрывать. Не научишься этому — тяжело будет в будущем.

Когда Украина не только в УЕФА, но и в политике, в экономике будет среди тех, которые выигрывают, тогда интеграция здесь будет ощущаться как процесс для себя, а не для кого-то.

...Где была Венгрия 16 лет назад? Экономика приблизительно на 90 процентов в руках государства. Только 9,5 процента составлял частный сектор. Сегодня — наоборот. Причем собственность не только венгерская, но и иностранная. Раньше на 10 миллионов населения у нас было 100 тысяч военных венгерской армии. Теперь — 30 тысяч. Но эти тридцать тысяч больше знают и умеют, чем бывшие сто тысяч, потому что они уже профессионалы.

Нужно меньше политических акций и больше повседневной работы. И хотите верьте, хотите нет, но это будет успех целого народа. Как это было у нас. Хотя внутриполитические проблемы и у нас есть. Это не означает, что нет различий в мышлении партий и организаций о политических целях страны. Однако существуют определенные общие ценности общества. Наш опыт, наш путь — это открытая книга для Украины. Как и сколько использовать из этого опыта зависит только от вас.

— А откуда Украина будет брать ресурсы на такую военно- политическую операцию, как, например в бывшей Югославии и в Ираке? И нужно ли нам это?

Александр СУШКО :

— В Ираке операцию проводила не НАТО, а группа государств. Украина не является членом НАТО, но она там присутствовала. А Германия — наоборот — член НАТО, но ее там не было. Следовательно, членство в НАТО совсем не отрицает суверенитета государства в самостоятельном решении: участвовать или не участвовать в той или иной миротворческой операции.

...А Югославия — это очень популярная тема. Югославия распалась как государство подобно Советскому Союзу. Однако страны той территории теперь ближе к членству в НАТО, чем постсоветская Украина. И что парадоксально: у нас до сих пор оплакивают Югославию за то, что с ней произошло в 1999 году, а тем временем сама бывшая Югославия идет в НАТО. Словения — уже в НАТО и в Европейском Союзе, через два года в НАТО будут Хорватия и Македония, на очереди Сербия...

Так о чем мы говорим? Если уже сама бывшая Югославия вступает в НАТО, то это значит, что она не чувствует себя жертвой этого блока!

А что произошло? На территориях Югославии около десятилетия шли войны. И тут случилось вмешательство НАТО. Можно дискутировать о примененной тактике, но нельзя отрицать очевидный факт: до того были перманентные войны, а после того прошло уже восемь лет — и войн в бывшей Югославии нет. Нет также беженцев.

В мировой политике такое бывает: для того, чтобы остановить насилие, нужно применить насилие. Таким образом, операция НАТО в Югославии доказала свою эффективность.

Можно спорить, насколько это долговременно. Этот реґион остается нестабильным. Однако того, что там происходило в 1990-х годах, уже нет. И важным подтверждением определенной правоты НАТО является то, что почти все страны бывшей Югославии наперегонки стремятся к членству в этой организации.

А мы тем временем продолжаем переживать за 1999 год...

Тамара ТРАЦЕВИЧ , глава совета центра прав человека «Древо жизни» (Харьков):

— Украина идет в Европу, и этот путь необратим. А вот осведомленность общества о Европейском Союзе и НАТО остается почти на стартовом уровне... Граждане, особенно на востоке Украины, кроме того, что эти стремления портят отношения с Россией, не знают почти ничего. Потому что это чуть ли не единственный аргумент, выдвигаемый теми, кто враждебно настроен к НАТО. И таких не убеждает в том числе и факт, что во время совместных военных учений России и НАТО не было ни одного протеста российской общественности, как это было спровоцировано у нас. Для них важно одно: Россия не хочет, чтобы Украина была в НАТО; а раз не хочет Россия, то должны не хотеть и мы.

Очевидно, противники европейского вектора понимают, что обсуждение беспристрастной, разносторонней информации способно существенно изменить не только отношение общественности к интеграционным процессам, а и скорость становления гражданского общества, несовместимого с авторитаризмом, коррупцией, бедностью, социальной несправедливостью. А современное состояние информирования наталкивает на мысль, что такая трансформация не для всех желаема.

Мало кто выезжает, чтобы удовлетворить элементарное право на информацию крестьян. Но когда чего-то не хватает — всегда возникает повышенный спрос. В этом мы убедились во время дискуссии «Украина — ЕС — НАТО: за и против», проведенной в прошлом году в селе Камьянцы Изюмского района на юго-востоке Харьковщины. Кстати, камьянские школьники на вопросы викторины о НАТО ответили не хуже городских. Потому что библиотекари, принимавшие участие в «круглом столе», за несколько месяцев до этого привезли домой немалые упаковки литературы.

Библиотекари и учителя, которые чаще всего сплачивают интеллект и духовность села, должны чаще посещать и европейские учреждения в Брюсселе, и те страны, которые недавно стали членами ЕС и НАТО. Они в первую очередь должны лично разобраться, что выгодно для Украины, а что нет. А еще — сельские журналисты...

Именно поэтому общественные слушания в Харькове — только первые мероприятия из серии запланированных на этот год.

Нико ЛАНГЕ :

— Мы как раз работаем над книгой, которая меньше сориентирована на глубокомысленность, а больше на практику. Эта книга о Европейском Союзе будет называться «Европа конкретно» — потому что мы знаем, что в Украине о европейской и евроатлантической интеграции часто-густо говорится очень абстрактно. То есть во многих случаях ни противники, ни сторонники не знают точно, о чем они говорят. Это классический участок работы для нашего Фонда имени Конрада Аденауэра. Нашу брошюру «Европа конкретно» мы издадим на украинском и русском языках и потом будем распространять также в Харьковской области.

В этом году мы особое внимание уделяем восточной и юго- восточной Украине. То есть эта встреча в Харькове — одно из ряда мероприятий, которые мы проведем в этом регионе. В июне мы снова будем в Харькове, чтобы повести разговор о переосмыслении наследия прошлого. Это тема, которая также важна для европейской интеграции, для европейского развития Украины.

Мы также продолжим работу со студентами. Существует такая программа, которая делает возможными не только разговоры о Европе, но и практическое ознакомление с нею. Именно из восточного региона мы решили пригласить девушек и юношей, которые будут представлять Украину на Европейских днях молодежи в Лейпциге.

И если в регионах есть интересная инициатива, хорошая идея относительно европейской и евроатлантической интеграции — мы готовы с удовольствием их поддержать.

Евгений ХОДУН, Харьков, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ