— На сегодняшний день все говорят об остановке, но ни одного запрета на импорт продукции, кроме «Рошен», не было. Единственное, что произошло, — украинскую продукцию ввели в зону риска. То есть по каждой продукции проводится детальный анализ на предмет страны предоставления и действительности сертификатов ее происхождения. Если говорить простым языком, то проверяют соответствие заявленной поставляемой продукции к физически находящейся в автомобилях, контейнерах и вагонах.
— А что послужило основанием для этого? Ведь раньше поставляли без проблем.
— В любой таможне любой страны существует облегченный режим контроля. Это, когда часть груза не досматривается, а производится только выборочный досмотр продукции по одной и той же накладной. Зона риска предусматривает полный досмотр груза и проверку его соответствия. Но это не запрет. Если груз соответствует поданным документам, то потом его отпускают.
В связи с чем произошло данное событие, и украинские товары были переведены в режим усиленного контроля, я сказать не могу. Хотя есть подозрение, что Украина была заподозрена в реэкспорте импортной продукции. Я могу говорить только, что это подозрения, но не конкретные факты. Это может быть реэкспорт продуктов питания, потому что таможенный режим ввоза продуктов с ЕС в ТС очень сильно отличается, как минимум, в размере пошлины. По этой причине можно говорить о том, что действительно добропорядочные предприятия, поставляющие продукцию на российский рынок и рынок стран ТС, получили некоторые неудобства из-за более длительной процедуры проверки их груза, но это ни в коем случае не остановка.
— А вам не кажется странным, что в этот запретный список попала продукция украинских предприятий, которую в мире производит всего несколько стран, и ее реэкспорт Украиной стоит дороже, чем легальный ввоз, например, того же титана?
— По титану я не специалист, но могу привести другой пример. Сыры, ввозимые из Польши, реэкспортируются по минимальной ставке в Россию. При этом для официального ввоза в Россию европейским компаниям надо уплатить от 12 — 18%, а у нас с Россией режим беспошлинной поставки. Скажите, неужели не выгодно провезти, например, сыры через Украину за 16% разницы?
— А вы не думаете, что международные компании, дорожащие своим имиджем, не будут биться за левый заработок, да еще в условиях усложнения украинско-российских торговых отношений?
— Посмотрите последнюю скандальную историю в Европе, когда крупнейший мировой поставщик морепродуктов подделывал рыбу и много лет поставлял ее в супермаркеты Германии. Как говорил Карл Маркс, нет такого преступления, на которое не пойдет капитал ради 100% прибыли.
— То есть вы считаете, что в данной ситуации больше экономики, чем политики?
— Надо дождаться результата проверок, и тогда делать выводы.
— А как на все это реагируют российские покупатели украинской продукции, например машиностроения?
— Вся продукция так называемой зоны ВПК, ракетно-космической и атомной энергетики идет по отдельному межправительственному таможенному соглашению, которое не попало под это действие.
— А как же не попало, если, например, в списке есть «Днепровагонмаш», Днепроспецсталь?
— Все говорят, что это атака против украинских компаний, а посмотрите на собственников этих компаний. Посмотрите, пожалуйста, кто среди собственников Днепроспецстали, — там есть российский собственник.
— Один из собственников...
— Один из основных. В этом списке присутствует порядка 20% компаний, которые либо полностью, либо частично принадлежат, в том числе, и россиянам. Поэтому говорить, что это какая-то спланированная атака на украинских производителей или олигархов, — некорректно.
— Не спровоцируют ли такие действия со стороны Российской Федерации то, что крупные украинские производители начнут еще сильнее лоббировать внешнеэкономический курс Украины на европейский?
— Это будет зависеть от решения крупных компаний. Если даже говорить в общем, то в случае подписания Ассоциации с ЕС и открытия европейской границы этот режим усиленного контроля, скорее всего, будет действовать все время. По той причине, что будут подозрения в реэкспорте европейских товаров через Украину на территорию ТС. А если Украина еще будет выведена на основании шестого дополнения к Соглашению о ЗСТ с ЕС из зоны свободной торговли, то по отношению к ее производителям будут применяться пошлины, как на европейские товары.
Можно допустить, что было просто показано (имеется в виду введение российской таможней украинских товаров в группу риска. — Ред.), что будет, чтобы производители могли оценить свои риски.