Подведение итогов Всенародного обсуждения проекта Конституционных изменений, почти совпало по времени с началом практической реализации планов перехода Украины к парламентско-президентской форме правления. Подписание 26 мая 2003 года Президентом Украины Л.Кучмой Указа «О некоторых мерах по оптимизации руководства в системе центральных органов исполнительной власти», который предусматривает ликвидацию должностей государственных секретарей министерств, можно рассматривать как серьезнейший шаг политической реформы, ведущий к реальному усилению политической значимости правительства, и в первую очередь его руководителя — премьер-министра Украины.
Общественная дискуссия вокруг проекта политических преобразований, к сожалению, оставила не рассмотренными целый ряд важных вопросов будущего функционирования политической системы Украины. В частности, не нашли необходимого отражения на страницах прессы проблемы судебной власти, объема полномочий и политической ответственности премьер-министра, а также функционирования в новых условиях такой важнейшей составляющей государственной власти как система обеспечения национальной безопасности, и в частности координационного органа по указанным вопросам при Президенте Украины.
Напомним, что в соответствии со 107 статьей действующей Конституции Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны. Таким образом, именно от эффективности этого органа во многом зависит практическая реализация национальных интересов. Важность чего в современном стремительно трансформирующемся мире неоспорима.
Органы, подобные СНБО Украины, существуют в большинстве государств Центральной и Восточной Европы. В частности, в Венгрии действует Совет обороны во главе с президентом, в соответствии с конституцией перебирающий на себя от государственного собрания, президента и правительства республики функции управления страной в условиях чрезвычайного или военного положения (ст. 19 конституции Венгрии). В Болгарии президент возглавляет Консультативный совет по национальной безопасности, статус которого определяется законом (ст. 100 конституции Болгарии). Президент Республики назначает членов Веча национальной обороны Республики Хорватии и является его председателем (ст. 100 конституции Хорватии). Ст. 135 польской конституции гласит: «Совещательным органом президента Республики в области внутренней и внешней безопасности государства является Совет Национальной Безопасности». Советы безопасности действуют в России, Беларуси, Турции.
Рассматривая роль и функции СНБО Украины в новой политической модели, необходимо исходить, в первую очередь, из качественного изменения состава данного коллегиального органа в результате политической реформы. В соответствии с Законом Украины «О СНБО Украины» решения принимаются Советом квалифицированным большинством в две трети голосов. И если ныне, из 17 членов СНБО Украины (Указ Президента Украины от 21.08.2001 № 605/2001 с последующими изменениями) только председатель Верховной Рады Украины и президент Национальной академии наук не назначаются Президентом Украины, то после возможных изменений Конституции, не зависеть от Президента будет, как минимум, еще пять членов СНБО: премьер-министр Украины, министры финансов, юстиции, экономики и экологии. Более того, указанные должностные лица в новой политической модели будут весьма зависимы от вполне самостоятельной фигуры премьер-министра и избравшего его парламентского большинства.
Таким образом, премьер-министр Украины как представитель политической силы, сформировавшей парламентское большинство, будет обладать возможностью блокировать любые решения СНБО Украины: из 17 голосов членов Совета он, как глава Кабмина будет контролировать 5 голосов своих министров, а как представитель парламентского большинства — голос Председателя Верховной Рады. Более того, еще четыре нынешних члена СНБО Украины, а именно министры обороны и внутренних дел, председатель СБ Украины, а также председатель Госкомграницы в новой модели будут назначаться на свои должности по представлению независимого от Главы госудраства Премьер-министра Украины. А тем самым, будут достаточно зависимы и от него. Близкую картину представляет и возможное распределение голосов членов СНБО Украины по должности (107 статья Конституции).
Итак, одним из результатов политической реформы станет появление в СНБО Украины как минимум двух центров влияния: главы Совета — Президента Украины и ответственного перед парламентом премьер-министра Украины.
Иными словами, Совет национальной безопасности и обороны Украины после внесения изменений в Конституцию превратится из фактически консультативного органа при главе государства, подавляющее большинство членов которого практически абсолютно зависят от Президента, в единственный конституционный механизм согласования политических позиций достаточно независимых друг от друга высших руководителей Украины — Президента, премьер-министра и председателя Верховной Рады.
Здесь необходимо отметить, что в случае перехода к парламентско-президентской форме правления центр политической жизни, а соответственно и возможных конфликтов, сместится с оси Президент — Верховная Рада Украины к треугольнику Президент — правительство — Верховная Рада.
Соответственно, политические преобразования могут сделать СНБО Украины важнейшим непубличным центром подготовки и принятия ключевых политических решений, не имеющим сколько бы то ни было прямых аналогов ни в Украине, ни в странах Восточной Европы, кроме Турции. Возможная широта трактовки проблематики национальной безопасности, а также относительная слабость в сегодняшней Украине практики задействования согласительных процедур при глубочайших, еще византийских традициях теневой политики, еще более повышают возможную будущую роль СНБО Украины.
В этом свете весьма позитивным представляется и то, что функционирование Совета национальной безопасности и обороны опирается ныне на развитую нормативно-правовую базу, включающую 107 статью Конституции и Закон Украины «О СНБО Украины», которая после определенной коррекции может обеспечить необходимую легитимность принимаемых решений.
Совет национальной безопасности и обороны в новой модели, возможно, приобретет черты важнейшего политического инструмента для Президента Украины. Председательствование на его заседаниях и определение их повестки при умелом использовании может стать существенным рычагом политического влияния в условиях существенного возрастания значения переговорных и согласительных механизмов выработки политических решений.
Кардинальные изменения претерпят статус и функции секретаря Совета национальной безопасности, который в новой ситуации может стать ключевой фигурой в плоскости реальной политики, обладающей поистине уникальными возможностями для успешного политического посредничества, а в определенных ситуациях даже арбитража. Соответствующим образом должны измениться и функции Аппарата СНБО, а также уровень и качество их реализации. Ведь именно секретарь и подчиненный ему аппарат в значительной мере могут обеспечить решение чрезвычайно важных для будущего Украины задач преемственности власти.
В данной статье мы не претендуем на всестороннее исследование указанной проблемы. Речь скорее идет о привлечении внимания соответствующих специалистов к одному из неочевидных, но при том важнейших результатов планируемой политической реформы. Тем более, что изменение роли СНБО Украины в политической модели далеко не единственная подобная проблема.