Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От заката до рассвета — учет и контроль

Сергей КИВАЛОВ: «Предварительные результаты обнародуем до восхода солнца»
16 сентября, 2004 - 19:14
«ЖЕЛАЮЩИХ НАБЛЮДАТЬ ЗА ВЫБОРАМИ ВСЕ БОЛЬШЕ» (НА ФОТО — СЕРГЕЙ КИВАЛОВ) / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День»

Главу Центральной избирательной комиссии Сергея Кивалова коллеги называют хорошим менеджером. В кулуарах Центризбиркома прагматичные граждане пересказывают историю о том, как под его руководством Одесская юридическая академия за пару лет прогрессировала «из рядового ПТУ в вуз европейского уровня». Из чего следует, по-видимому, сделать вывод, что и с ЦИК произойдет то же самое: дескать, за те семь лет, в течение которых Центризбирком будет возглавлять господин Кивалов, волеизъявительный механизм заработает как часы, стрелки которых всегда показывают «максимум демократии». Будет, мол, и единый реестр избирателей, и постоянные представительства ЦИК в регионах, и компьютеризированная система учета голосов, и видеонаблюдение за ходом выборов, и даже новое помещение у самой Комиссии. О реалистичности подобных прогнозов судить не приходится, — слишком мало времени прошло. Однако подготовка к выборам 31 октября (во всяком случае, техническая сторона этого процесса), судя по ответам руководителя ЦИК на вопросы корреспондента «Дня», действительно ведется весьма активно.

— Какие факторы сегодня осложняют работу Центризбиркома?

— Серьезных препятствий нет, действуем согласно утвержденному календарному плану. Но объемы работы возрастают ежедневно, мало кто способен такое выдержать. Кроме того, ЦИК буквально завалена жалобами, их поступает не меньше трех десятков в день. Мы обязаны рассмотреть каждую, а поскольку установленной судебной практики в этом отношении не существует, каждый раз решение принимается как бы заново. Причиной тому — несовершенство профильного законодательства. В действующем законе о выборах президента некоторые статьи прямо противоречат друг другу.

— И потому ЦИК инициирует его изменение всего за два месяца до выборов?

— Да, мы направили в Верховную Раду свое видение поправок, надеюсь, они будут приняты. Между некоторыми статьями серьезные неувязки. Допустим, там записано, что за рубежом образуется территориальная (!) избирательная комиссия. Я понимаю, что это техническая ошибка, но для нас — догма, обязательная для выполнения. Зато между законом о ЦИК и упомянутым о выборах президента несостыковок нет. Кроме того, уже принят в первом чтении закон о реестре избирателей, один из самых важных. Наконец-то процесс сдвинулся с мертвой точки: есть указ Президента о едином реестре физических лиц, который поспособствует формированию единого списка избирателей.

— Подобные законодательные маневры настораживают иностранных наблюдателей, которых ЦИК зарегистрировала уже немало. К слову, можно ли уже спрогнозировать их общее количество?

— Процесс подачи заявок и регистрации в самом разгаре. Анализируя предыдущую практику президентских и парламентских выборов в Украине, отмечу: с каждым разом количество желающих отслеживать эти процессы в нашей стране увеличивается. К примеру, в 1999 году было зарегистрировано 576 официальных наблюдателей от зарубежных государств и различных международных организаций. В 2002 году — уже более 900. На сегодня Центральная избирательная комиссия выдала свыше 200 соответствующих удостоверений. Вполне возможно, что 2004 год станет рекордным по этим показателям.

— Кто может стать наблюдателем, все ли наблюдатели имеют равные права и обязанности?

— Наблюдать за процессом выборов могут представители как зарубежных государств и международных организаций, так и кандидатов на пост президента, а также политических партий и блоков, которые выдвинули претендента. Исходя из этого, права у них разные. Самое главное отличие в том, что представители участника гонки или партии — субъекты избирательного процесса, то есть имеют большие полномочия. В частности, находясь на избирательных участках во время голосования, они, в отличие от иностранных наблюдателей, могут следить за действиями членов комиссии с любого расстояния, главное — чтобы не мешали физически. В случае выявления нарушений они вправе обращаться к комиссии с жалобой; получать копии протоколов о передаче избирательных бюллетеней, о подсчете голосов, установлении результатов голосования.

— По какой причине потенциальному наблюдателю может быть отказано в регистрации?

— Причина одна — несоответствие требованиям закона. Не может быть официальным наблюдателем должностное или служебное лицо органов исполнительной власти, местного самоуправления, военнослужащий, служащий рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Службы безопасности Украины и лицо, которое проходит альтернативную службу. Что касается зарубежных наблюдателей, то здесь ограничений меньше. Главное, чтобы человек был действительно официальным представителем той или иной страны, либо же организации, имеющей международный статус, а не частным лицом.

О РАВЕНСТВЕ

— Как вы оцениваете роль так называемых технических кандидатов в предвыборном процессе? Можете ли прокомментировать версии относительно того, что фавориты гонки по квотам «непроходных» кандидатов вводят своих людей в теризбиркомы?

— Я — глава ЦИК, для меня нет кандидатов «основных» и «технических», все равны. Закон один, всем гарантировано право на равное представительство в комиссиях и мы это право соблюдаем.

— Как происходит формирование территориальных комиссий?

— Они комплектуются по представительству кандидатов. Все претенденты обладают одинаковыми квотами, но не все используют их сполна. На сегодня только 7% ТИКовцев имеют юридическое образование, зато 68% из них работали на выборах раньше, имеют опыт. Критерии же установлены законом о выборах президента. Статья 23 гласит, что в состав территориальной избирательной комиссии могут входить граждане Украины, имеющие право голоса и проживающие в границах соответствующего округа или города, на территории которого расположен округ. Такого права лишены кандидаты на пост президента Украины, их уполномоченные представители, доверенные лица, должностные и служебные лица органов государственной власти и местного самоуправления, а также граждане, которые содержатся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или имеют непогашенную судимость за совершение умышленного преступления.

— Насколько известно, многие отказываются от членства в комиссиях: мол, работа неблагодарная…

— Не знаю, насколько уместно использование термина «неблагодарная», но то, что ответственная и трудоемкая — это точно. Бывает, люди пишут заявления с отказами уже на второй- третий день, как только оценят реальные объемы работы. Во многом это связано с временным характером деятельности, однако членам ЦИКа ее хватает и в «межсезонье». Потому я и инициировал создание постоянных представительств ЦИК в каждом регионе. Их формирование и функционирование начнется уже со следующего года.

— А сколько зарабатывают члены избиркомов?

— Специальное постановление Кабмина предусматривает начисление заработной платы членам комиссий, освобожденным на период предвыборной кампании от служебных обязанностей, на уровне средней заработной платы по основному месту работы, — если зарплата, установленная правительством, ниже, чем человек получал раньше. При этом, правда, начисленная сумма не должна быть выше зарплаты народного депутата. Вообще же, заработная плата члена ТИКа будет зависеть от количества участков в данном округе, а зарплата члена участковой комиссии, соответственно, от количества избирателей на этом участке. Так, председатель ТИК в среднем в месяц будет получать около 400 гривен, его заместитель — 370, секретарь — 320, а рядовой член комиссии — 260. Деньги, конечно, небольшие, но здесь необходимо учитывать специфику каждого конкретного региона: в Киеве мало, а в Винницкой области — целое состояние. Кроме того, по результатам работы по подготовке и проведению кампании может быть выплачена премия.

— Кого больше среди членов комиссий — партийных или беспартийных?

— Мы не ведем подобной статистики, это дело кандидатов, которые их рекомендуют. По большому счету, партийная принадлежность ЦИКу безразлична, главный показатель — эффективность работы.

— Насколько компетентны эти люди, как проходит их обучение?

— Специально для них разработан «Комментарий к закону о выборах Президента Украины». Это солидный научный труд, своего рода учебник для каждого, кто задействован в выборах. Вот, допустим, поступает жалоба или возникает спор на заседании, — открывают «Комментарий», а там готовый ответ. Книга издана на украинском и русском языках, в каждой комиссии будет минимум по два экземпляра. Тематические тренинги для руководства ТИКов регулярно проводятся и в самом ЦИКе. Кроме того, для облегчения коммуникаций каждый член Центризбиркома «закреплен» за отдельным регионом. Все кандидаты тоже, кстати, имеют своих кураторов из состава комиссии. У нас все обязанности разделены четко.

«ФАЛЬСИФИКАЦИЯ БЮЛЛЕТЕНЕЙ НЕВОЗМОЖНА»

— На этих выборах нас ожидает много технических новшеств, в частности — применение системы прямого видеонаблюдения, верно?

— Да, видеотерминал будет оборудован практически в каждой ТИК. Это значительно упрощает работу, помогает решать массу организационных вопросов. Так, консультацию членов ЦИК по любому спорному вопросу можно получить незамедлительно, воспользовавшись каналом видеосвязи. Даже здесь, в Центризбиркоме, люди были поражены возможностью наблюдать за ходом голосования на другом конце страны в режиме «реального времени». Кроме того, наличие на участке видеотерминала дисциплинирует, это мощный психологический фактор. Технологию «обкатали» на довыборах в Одессе, она отлично себя зарекомендовала. На Привозе новшество еще долго обсуждали (смеется)...

— Ранее Николай Томенко предлагал ЦИКу в день выборов организовать «горячую» телефонную линию, чтобы все желающие могли звонить и жаловаться…

— Наладить это непосредственно 31 октября — дело нехитрое, гораздо важнее предупредить наличие жалоб, над чем мы и работаем. Конечно, линия будет обязательно, но появится она раньше, равно как и видеотерминалы, установка которых состоится за 7—10 дней до выборов. Все процессы требуют «притирки».

— Также анонсировалось создание социальной рекламы, призывающей граждан сделать свой выбор.

— Такие ролики выйдут в телеэфир в начале октября. Они будут направлены на повышение активности молодежи, голосующей впервые; на разъяснение прав и обязанностей избирателей, в частности — гарантию таинства голосования, механизм волеизъявления по открепительным талонам и т.д. Необходимо пояснять, что даже подписываясь за кандидата, человек не связывает себя никакими обязательствами. Поддержать таким образом можно и двух, и трех претендентов, — а 31 числа поставить галочку против совершенно другой фамилии. К сожалению, люди убеждены в обратном, и подобные заблуждения очень распространены, особенно в сельской местности.

— Что станет с прозрачными урнами после голосования, — это ведь достаточно дорогое удовольствие?

— Картонные выбрасывали сразу и, хоть стоимость их невелика, суммарный убыток получался огромным. Новые урны сборные, долговечные, хранить их просто, можно применять на выборах промежуточных или в местные органы власти. Ответственность за их целостность будет возложена на уже упомянутые региональные комиссии или органы местного самоуправления. Изначально на производство прозрачных урн было выделено 83 миллиона, однако мы провели тендер на их изготовление и уложились в 32 миллиона. Так как бюджет ЦВК ограничен, приходится экономить, исходить из того, что имеем. Первая партия урн для голосования поступит уже на следующей неделе, ее мы отправим на зарубежные участки.

— Будут ли применяться липкие бюллетени?

— Нет, мы отказались от этой идеи, — дорого, да и технологически сложно. Из-за большого количества кандидатов бюллетени получатся очень длинными, между собой мы даже называем их «простынями». Такого размера бумагу придется складывать в три-четыре раза, так что в урне она никак не развернется. К тому же готовятся специальные информационные плакаты, подробно разъясняющие технологию голосования, в частности, правила обращения с бюллетенем.

— Считается, что бланки бюллетеней — излюбленный объект для разного рода манипуляций…

— Каждый бюллетень имеет 12 степеней защиты, подобных тем, которые на дензнаках. Но это не все. Раньше они были универсальными, а теперь на контрольном талоне, которым оснащен каждый бланк, значится не только номер округа, но и номер участка. Печатаем бюллетени строго по количеству избирателей плюс традиционно закладывается «про запас» три процента. Нехватки быть не может, количество бюллетеней четко фиксируется, а неиспользованные «гасятся», согласно стандартной процедуре, прописанной в законе.

— Но ведь номер округа при желании тоже можно подделать…

— А вот и нет! Во-первых — степени защиты, во-вторых, отрабатывается технология, при которой этот номер с обратной стороны отсвечивает красным, визуально — как будто чернила пропечатались. Нетипографским способом, без применения особых технологий, получение такого эффекта невозможно.

— У крымчан бюллетени тоже будут на украинском?

— Да, все без исключения — на государственном языке. На этих выборах мы хотим опробовать еще одну новинку. Поступило обращение Общества инвалидов по зрению, которые просят поспособствовать реализации своих конституционных прав. Для этого у бюллетеня должна быть калька, написанная шрифтом Брайля. Наложив ее поверх бумаги, человек с ослабленным зрением сможет прочесть документ и сделать свой выбор.

«МЕРТВЫЕ ДУШИ» ГОЛОСОВАТЬ НЕ БУДУТ»

— Каков механизм волеизъявления в воинских частях?

— Военнослужащие голосуют на обыкновенных избирательных участках, размещенных за пределами мест дислокации их частей. Если же часть находится вдалеке от населенного пункта, создается специальный участок. Списки избирателей на таких спецучастках составляются непосредственно участковой комиссией на основании ведомостей, поданых руководителями заведений. О включении человека в список обязательно сообщается в ТИК. Таким образом, возможность многократного голосования одним и тем же лицом максимально сужается.

— А по открепительным талонам?

— Для получения открепительного удостоверения необходимо лично подать в участковую комиссию заявление об исключении из списка избирателей. Талон выдается на основании этого заявления, а также документа, удостоверяющего личность и гражданство. При этом отмечается дата выдачи и его номер.

— Как предотвратить массовое кочевание избирателей с открепительными талонами с участка на участок?

— Кочевание с участка на участок невозможно. Во-первых, установлены жесткие нормы передачи открепительных талонов от ЦИК к ТИК и дальше участковой избирательной комиссии, а также погашения неиспользованных удостоверений. Этот механизм приближен к движению избирательных бюллетеней. Во-вторых, установлены количественные нормы выдачи бланков участковым комиссиям. Согласно закону, эти бланки передаются только обычным и заграничным избирательным участкам, в участковые спецкомиссии они вообще не поступают. И в третьих, открепительные талоны не выдаются в день голосования.

— Голосовать будем по месту регистрации (прописки), как раньше, или по месту фактического проживания?

— Недавно принятые нормативно-правовые акты устанавливают порядок регистрации места жительства, который дает человеку полную свободу выбора этого места. На сегодняшний день нет никаких препятствий для регистрации по месту проживания, и, соответственно, нет аргументов для внесения в списки избирателей не по месту регистрации. С другой стороны, установить ПМЖ без учета сведений о регистрации очень сложно. Надо иметь чрезвычайно весомые аргументы, чтобы включить человека в список не там, где он зарегистрирован. Иначе сложно избежать повторного голосования.

— Может ли человек, по какой-либо причине не попавший в список, добиться внесения туда своей фамилии?

— Соответствующее решение полномочны принимать ТИКи и суды. Изменения вносятся только согласно решению комиссии, утвержденному на общем заседании, с соблюдением всех норм, прописанных в законе. Основанием для такого решения может стать письменное обращение, то есть жалоба гражданина, не нашедшего себя в перечне.

— Насколько оперативно обновляются данные, на основании которых составляются списки?

— Списки избирателей составляют исполнительные органы местных советов в Украине и консульские отделы за рубежом. В ТИК перечень поступает за месяц до выборов, один экземпляр передается ответственным участковым комиссиям округа. Свой экземпляр списка всех избирателей страны есть в ЦИК. К его анализу мы приступим уже после завершения кампании, и именно он станет основой для будущего единого реестра избирателей. Именно создание реестра — наиболее эффективный метод борьбы с появлением в списках «мертвых душ» и «левых» избирателей.

— Работа над созданием единого реестра продолжается или приостановлена на время выборов?

— Работа идет постоянно. Несколько месяцев назад Центральная избирательная комиссия направила в местные советы письма с просьбой передать копии общих списков избирателей. Конечно, полученная информация требует серьезных уточнений. Отсутствуют, к примеру, данные о гражданах, которые проживают в настоящее время за границей, о тех, кто приписан к воинским частям или же проходит срочную службу, нет сведений о людях, находящихся в местах заключения… Кроме того, для ведения единого реестра нет законодательной базы. Документ, который прошел первое чтение в Верховной раде, будет изменен, поскольку его разрабатывали на основе старого закона о ЦИК, где не предусматривалось создание местных подразделений Комиссии, а все базировалось на системе органов юстиции. В этом году ЦИК планирует разработать теоретическое обоснование создания и последующую систему обновления единого государственного реестра избирателей. По предварительным подсчетам, только в 2005 году на эти цели необходимо несколько десятков миллионов гривен, — ведь это и создание центральной базы данных, и ее региональных подразделений (хотя бы на уровне областей), закупка техники, привлечение специалистов.... Конечно, нам не обойтись без помощи ведомств, уже имеющих разветвленную информационную сеть — Налоговой, Пенсионного фонда, Минюста.

БУДУТ ЛИ ГОЛОСОВАТЬ «НЕЛЕГАЛЫ»?

— Как будут голосовать украинцы за пределами страны?

— Положение о порядке голосования граждан Украины, находящихся за рубежом, было принято недавно. В этом направлении мы очень тесно сотрудничаем с МИДом, но финансирование полностью на ЦИК. На организацию «зарубежного» волеизъявления выделено 700 тысяч гривен. Единственная нагрузка на тамошние бюджеты — составление списка избирателей, но и это мы проплатим, поскольку позже их образцы будут переданы в Украину для формирования упомянутого реестра.

— Какие страны и территории наиболее проблемны в этом отношении?

— Нелегкой, безусловно, будет организация процесса в Приднестровье. У нас есть обращение председателя Общества украинцев Приднестровья, который просит предоставить им такую возможность. Подобные письма также приходили из Греции, Италии, других стран. Решено организовывать участки не только при посольствах и консульствах, но и в других местах компактного проживания украинцев.

К сожалению, активность отечественного электората вне пределов страны крайне низкая, но мы обязаны сделать все для того, чтобы свое конституционное право мог реализовать каждый.

— Вряд ли люди, находящиеся за границей на заработках нелегально, захотят «обнаружить себя», участвуя в выборах….

— Центризбиркому и консульству неважно, легально ли человек пребывает на территории страны, — это забота эмиграционных служб. Незарегистрированных «заробитчан» действительно немало, но бояться им нечего: никто не станет составлять «черные списки» и доносить «куда следует». Единственное наше требование — законное пересечение границы, о чем свидетельствует штамп в паспорте. О внесении в список своей фамилии надо побеспокоиться заранее, для чего достаточно придти на участок минимум за неделю и предъявить украинский паспорт.

— Возможно ли проследить за прозрачностью выборов, так сказать, дистанционно?

— Ответственность за «чистоту процедуры» возложена на руководство местных комиссий. За границей участки небольшие, любая попытка фальсификации незамеченной не останется.

— Каково ваше отношение к планируемым экзит-полам, чьи результаты общественность наверняка будет сравнивать с официальными?

— Согласно закону, в день выборов запрещено оглашать результаты опросов до окончания голосования. Оно является тайным и любая попытка отследить процесс — вне закона. Только ЦИК, на основе протоколов ТИК, уполномочена объявлять результаты. Подчеркиваю: только ЦИК.

— Оппозиция, в частности, требует подведения итогов голосования уже в первую ночь, это возможно?

— В ночь выборов мы будет работать в открытом режиме, обновление информации — по мере поступления новых протоколов. Предварительные результаты будут обнародованы еще до восхода солнца.

— На что пойдут «залоговые» средства претендентов, не преодолевших 7-процентный барьер?

— Деньги сконцентрированы на счете ЦИК в «Ощадбанке», и если кандидат набирает менее 7% голосов, его залог уходит в госбюджет. А уж в какой сектор экономики направить вливания — решать правительству, мы ни при чем.

Ксения ВАСИЛЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ