Верховная Рада в очередной раз дружно проголосовала за «новый» избирательный закон. «Новый» в кавычках, потому что в нем добавлено немного пропорционального и смешанного принципа, при неизменной сути — преобладании партийных интересов... Если закон будет подписан Президентом, что весьма маловероятно, то будущей весной мы будем выбирать не только народных депутатов, но и политические партии. 335 вакансий по партийным спискам и 115 — «мажоритарщиков». Таким образом законодательная власть станет от избирателя вдвое дальше, а осуществлять по-настоящему депутатские полномочия окажется просто физически невозможно.
К тому же избирательный закон, построенный на пропорциональной основе, позволяет избежать прямого, зачастую нелицеприятного диалога с избирателями, объяснений за принятые решения: по тарифам, росту транспортных и других услуг, отставанию заработной платы и уровня жизни. Объектами «праведного» гнева лучше выставить Президента, премьера, коммунистов, мифические антиукраинские силы, чем взять вину и ответственность на себя и честно признаться в недоработках.
Закон привлекает партии возможностью сформировать списки с включением «нужных» людей и, что особенно немаловажно, снивелировать неумение кандидатов заниматься публичной политикой, скрыть их за виртуальными образами партий, созданных СМИ.
Но основная проблема заключается даже не в усилении виртуальности политических процессов, а в том, что на данном этапе развития общества интересы ветвей власти, государства и партий далеко не всегда совпадают. Государство заинтересовано в стабильности, в неизменности курса реформ, преемственности, а партии — в борьбе, часто основанной на интересах бизнеса.
Несмотря на все усилия, многие партии так и остаются искусственными объединениями, созданными в кабинетах чиновников.
И когда в очередной раз приходится слышать утверждения, что наше общество не может развиваться без пропорциональной системы выборов, то это, мягко говоря, преувеличение.
Изменение форм собственности, снижение степени вмешательства со стороны государства, другие факторы позволили многим людям без партийных билетов, без одобрения политбюро совершить подъем по социальной лестнице.
По состоянию на 1 января 1996 года в Украине действовало 38 политических партий, а на начало 2001 г. уже 109. Не менее бурный рост отмечается на региональном уровне. Только за прошедший год количество партийных ячеек в Днепропетровской области возросло на 49%. И хотя эти данные трудно проверить из-за недоступности партийной документации, неконтролируемый рост налицо. Но рост количества партий не сопровождается ростом партийных рядов, а их структуры далеко не адекватны устройству общества, его основным социальным группам. И граждан, обходящих стороной партийных функционеров можно понять, потому, что люди мало сталкиваются с партиями в обыденной жизни: партии как бы есть и, как бы их нет. Партии это далеко не единственные каналы связи государства и граждан. СМИ, общественные организации, другие ячейки государства и общества зачастую выполняют функции более значимые, чем партии.
Если бы мы имели массовую президентскую партию, обеспечивать стабильность в государстве и каждом регионе было бы куда проще, но, видимо, ни у кого из группы «109» это не получится.
В свое время Константин Победоносцев, обер-прокурор Св. Синода, писал: «Выборы с раздроблением партий приняли характер личной борьбы местных интересов и мнений, отрешенных от основной идеи о пользе государственной. Они заражаются равнодушием к общественному делу и теряют привычку присутствовать во всех заседаниях. Таким образом, самое важное для государства дело законодательства, превращается в игру, состоящую из условных формальностей, сделок и фикций».
Что происходит в регионах? За шесть-семь месяцев до голосования партии разворачивают структуры, создают многочисленные группы пропагандистов и агитаторов, проводят шумные шоу и партийные маскарады, а потом также быстро сворачиваются. «Цирк» уезжает, а проблемы остаются. Нетрудно представить, насколько это негативно влияет на политическую стабильность в государстве, в каждом регионе. Это может привести к тому, что многие вообще не придут на избирательные участки, а административные методы победы — обернутся массовыми судебными разбирательствами, поражением демократии.
Нам всем нужны не скандалы, не революции, а сильная, процветающая Украина, рост благосостояния людей. И только та партия победит, которая сможет добиться этого.