«— ... Він сліпий чи глухий?
— Одне й друге. Він антифемініст.»
Аскольд — Муси (из романа Ирины Вильде «Совершеннолетние дети»)
История гендерного вопроса стара, как мир. И хотя само понятие «гендер» ввели в 70-х годах прошлого века, многочисленные дискуссии вокруг него не стихают до сих пор. И это не удивительно, ведь испокон веков за мужчинами закрепили сферу внешней деятельности, коммуникационных и управленческих связей, а за женщинами — охрану домашнего очага, рождение и воспитание детей. Однако за многие столетия фатального противопоставления мужского верховенства и женской второстепенности рьяные феминистки решили кардинально изменить ситуацию в свою пользу. Их основная цель заключалась в добывании в борьбе прав, равных с правами мужчин. И вот, вуаля, в ХХІ ст. — столетии всевозможных проявлений демократии (политической, сетевой, культурной и т. п.), в том числе и по признаку пола, Украина почему-то продолжает находиться на последних местах рейтингов мирового гендерного равноправия. Ведь основная обязанность украинок — пожизненное обслуживание всех домочадцев и обязательное исполнение «природного предназначения», которое часто оценивается выше, чем личность самой женщины. Конечно, не надо обобщать, потому что из каждого правила вытекает ряд исключений, но факт остается фактом — в Украине, несмотря на декларируемое равенство прав, мужчины и женщины находятся в разных плоскостях одного дискурса. В частности, это касается возможности принимать участие в политической жизни страны.
Женщина, Ваше Величество,
Как Вы решились сюда?
Б. Окуджава «Ваше Величество Женщина»
УКРАИНСКИЙ СЧЕТ
В прошлогоднем исследовании Всемирного экономического форума (World Economic Forum) относительно уровня участия женщин в политической жизни государства Украина оказалась в самом конце рейтинга, заняв 119-е место из 135 анализируемых стран. Таким образом наше государство вошло в 20-ку наиболее политически неравноправных стран мира на уровне с Ботсваной, Нигерией, Гамбией и Ираном. На время обнародования рейтинга (октябрь 2012 года) у нас было только 8% женщин в парламенте и только одна женщина на должности министра. Уместно вспомнить слова Николая Азарова, сказанные им на одном из выступлений еще в 2010 году. Тогда украинский премьер-министр заявил, что внедрение реформ — не женское дело, поэтому в его правительстве женщин не будет. Для сравнения, у лидеров списка — Исландии, Финляндии, Норвегии и Швеции — половина женщин в правительстве занимает министерские позиции и более 40% — избраны в парламент. Кстати, Куба является абсолютным лидером по количеству женщин-нардепов — их там 45%.
Нужно отметить, что после прошлогодних парламентских выборов женщин в Верховной Раде стало ощутимо больше. Сегодня их насчитывается 43, то есть немногим больше 10 процентов от общего количества народных избранников. Азаров даже принял в правительственные ряды несколько представительниц очаровательного пола — Раису Богатыреву (уже во второй раз), Наталью Королевскую и Елену Лукаш (получается, внедрение реформ — это уже женское дело). Мы же, проведя несколько нехитрых математических расчетов, составили собственный рейтинг политических партий, которые могут похвастаться самым большим количеством депутаток:
1. КПУ — почти 19% — 6 женщин из 32 народных депутатов.
2. УДАР — около 18% — 7 женщин из 40 нардепов.
3. ВО «Батьківщина» — приблизительно 12% — 12 женщин из 101 депутата ВРУ.
4. Партия регионов — почти 8% — 14 женщин из 185 народных избранников.
5. ВО «Свобода» — немногим больше 5% — 2 женщины из 37 избранных депутатов.
Добавим, что УДАР — едва ли не единственная партия, которая в своей предвыборной программе имела раздел о гендерной политике. В частности, Альянс выступает «за равноправное участие женщин и мужчин во всех областях жизни общества и государства».
Если же говорить об основных причинах гендерного неравноправия относительно участия женщин в политической жизни страны, приводят, как минимум, три.
ПРИЧИНА №1. ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ
Процесс социализации ориентирует мужчин и женщин на выполнение определенных ролей. В течение многих столетий в общественном сознании большинства украинцев закрепился ряд стереотипов, связанных с функциональными амплуа представителей обоего пола. Так в словаре «Знаки української етнокультури» читаем, что «споконвіку на обов’язку української жінки був дім, родинне вогнище, виховання дітей, виготовлення одягу й готування їж». Чувствуется и значительное влияние христианской морали, которая гласит, что женщина — существо относительно мужчины второстепенное, ведь ее создали из ребра Адама. Сторонники этой гипотезы уверены, что если бы Бог хотел, чтобы женщина претендовала на власть над мужчиной, то создал бы Еву из головы первого мужчины.
Еще хуже ситуация была во времена СССР. Де-юре права женщин и мужчин в государстве объявлялись равными, однако де-факто представительницы очаровательного пола находились в тяжелом, если не сказать унизительном, положении. Вспомните только героинь советских фильмов, которые наяву закрепляли трехмерный миф о женщине-матери, женщине-работнице и женщине — общественном деятеле, которая после тяжелого рабочего дня должна была с воодушевлением удовлетворять потребности членов своей семьи, а в свободное (?) время заниматься общественно-активной деятельностью. Конечно, в Верховной Раде СССР было около 30% женщин, однако все они занимали низшие должности, в то время как мужчины стремительно поднимались по партийной карьерной лестнице.
И последнее, сегодня представители высших эшелонов власти в большинстве случаев даже не рассматривают женщину как серьезного политического конкурента. Единственное исключение составляет разве что Юлия Тимошенко. Кстати, в прошлом году депутат Европарламента Ребекка Хармс заявила, что за делом Тимошенко стоят не только политические мотивы. Госпожа Хармс уверена: «Мужчины, пребывающие у власти, просто не хотят, чтобы женщина получила такие же полномочия и влияние». Даже больше, они делают все, чтобы еще больше ее унизить и «поставить на место». Чего только стоит серия сексистских стереотипных высказываний от Виктора Януковича в плане того, что экс-премьер-министр — не женщина, а если она женщина, то ее место на кухне, или заявления Владимира Литвина о том, что в политику идут только «несчастные, обделенные вниманием и заботой женщины».
ПРИЧИНА №2. СТРУКТУРНОЕ БЕСПРАВИЕ
Сегодня уклад украинского общества построен таким образом, что чрезвычайно мало женщин имеют статус бизнесвумен, из которого обычно и рекрутируются в большую политику их коллеги-мужчины. Чаще всего женщины приходят из сфер образования, здравоохранения и социальных инициатив, владея меньшим политическим опытом, нежели мужчины. Более того, экономический статус женщин обычно ниже экономического статуса представителей сильного пола, что в свою очередь отражается на их финансовых возможностях для организации предвыборной кампании. Ведущим трендом последних лет стала и интеграция отечественных шоубизных див и культурных деятельниц в политический процесс страны. Так всем известно, что второй в списке «Партии регионов» на прошлогодних парламентских выборах была известная певица Таисия Повалий, а второй в «УДАРе» поставили писательницу Марию Матиос. Какое-то время за народную поддержку на выборах боролись София Ротару, Руслана Лыжичко, Ольга Сумская и многие другие богатые и знаменитые. Как показывает опыт, артисток, которые стали политиками, история знает много. Вспомнить хотя бы скандально известную порноактрису Чиччолину — итальянскую депутатку от Радикальной партии, которая в обмен на отказ от войны предложила свою любовь Саддаму Хусейну и Усаме бен Ладену. Несколько лет назад колумбийская певица Шакира стала советником американского президента Барака Обамы по делам образования испаноязычного населения США, а в прошлом году другая известная артистка Бейонсе выступила с активной поддержкой в предвыборной кампании Обамы. В России, к примеру, знаменитая примадонна Алла Пугачева является открытым сторонником политика-миллиардера Михаила Прохорова.
ПРИЧИНА №3. ФАКТОР БИОГРАФИИ
Важную роль в том, пойдет женщина в политику или нет, играют особенности ее жизненного пути. Так современная представительница очаровательного пола несет ответственность за воспитание собственных детей, ведет домашнее хозяйство, поэтому, как минимум, на несколько лет должна забыть о собственных карьерных амбициях. Не случайно женщины приходят в политику в более старшем возрасте, нежели мужчины. Они обычно ждут, пока их дети станут взрослыми и уже не будут нуждаться в таком объеме материнской заботы и поддержки. Однако есть другой тип женщин, для которых карьера и семья являются понятиями несовместимыми. Именно поэтому в рядах политических деятельниц встречается так много одиноких, бездетных или пребывающих в разводе женщин-депутаток.
Это не означает, что мужчины не ощущают конфликта между политической карьерой и семейной жизнью. Просто они по большей части занимаются политикой вопреки такому столкновению, а у женщин, по-видимому, спортивный интерес не настолько развит, как у представителей сильной половины человечества. Именно поэтому в противоречивых ситуациях они склонны искать компромисс и скорее откажутся от радужных журавлей своего политического будущего, чем променяют их на будничных синиц своего настоящего.
Для примера, немецкий канцлер Ангела Меркель имеет опыт неудачного брака, поэтому вышла замуж во второй раз, однако детей у политика нет. А лидер украинской оппозиции Юлия Тимошенко пришла в политику уже в зрелом возрасте, так как до этого занималась воспитанием собственной дочери и основанием коммерческих предприятий вместе со своим мужем. Что же касается знаменитой Маргарет Тэтчер, то в свое время она сделала тайм-аут в собственных политических стремлениях ради интересов семьи, она родила близнецов (сына и дочь) и едва ли не сразу после этого с головой погрузилась в большую политику. Сейчас ее дочь Кэрол — известная журналистка, автор нескольких книг о жизни и быте «железной леди», а сын Марк — скандально известный бизнесмен, который в 2005 году признался в собственной причастности к попытке организации государственного переворота в Экваториальной Гвинее. К тому же, его не раз обвиняли в том, что в бизнесе он неоднократно прикрывается именем своей влиятельной матери.
Однако, несмотря на вышеперечисленные факторы, которые мешают украинским активисткам принимать участие в политической жизни страны, их зарубежные коллеги уже успели достичь в этом вопросе выдающихся успехов.
СКРЫТАЯ СИЛА ЖЕНСКОГО ПОЛА
Согласно рейтингу самых влиятельных женщин планеты 2012 года по версии журнала Forbes, тройку лидеров образуют именно политические деятельницы. Первое место снова заняла канцлер ФРГ Ангела Меркель, вторая позиция — у госсекретаря США Хиллари Клинтон, третья — у президента Бразилии Дилмы Руссефф. Шестая ступенька покорилась лидеру правящей в Индии партии «Индийский национальный конгресс» Соне Ганди, седьмая — первой леди США Мишель Обаме, а на 26-ом месте оказалась британская королева Елизавета ІІ. Напомним, что в 2005 году третью ступеньку этого рейтинга завоевала Юлия Тимошенко.
В общем рейтинге самых влиятельных мира сего, по мнению Forbes, Ангела Меркель имеет второе место, Соня Ганди — 12-е, Дилма Руссефф — 18-е. Эти женщины играют важные роли не только в жизни собственной страны, но и влияют на состояние международной ситуации.
Согласно же ежегодному рейтингу журнала «Фокус», в десятку самых влиятельных женщин Украины в 2012 году вошли политики Юлия Тимошенко — первое место, Ирина Акимова из Администрации Президента — второе, четвертое и девятое места у двух народных депутаток — Татьяны Бахтеевой и Юлии Левочкиной соответственно.
В общем списке самых влиятельных людей Украины, обнародованном в журнале «Корреспондент», Юлия Тимошенко заняла 13-ю ступеньку, министр социальной политики Наталья Королевская — 45-ю, а министр здравоохранения Раиса Богатырева — 48-ю. Они стали единственными женщинами, которые попали в топ-50 самых авторитетных лиц страны.
Многие мужчины любят утверждать, что женщинам не место в политике. Но это мнение можно легко оспорить хотя бы потому, что во все времена представительницы очаровательного пола играли на политической сцене далеко не второстепенные роли. Вспомнить хотя бы Клеопатру, Маргарет Тэтчер, Леди Диану, Беназир Бхутто, княгиню Ольгу или Индиру Ганди. Мы не ошибемся, если заметим, что политика — не место для боязливых. Здесь достигают успеха только сильные духом и самые профессиональные, а эти характеристики не имеют гендерных признаков. В подтверждение сказанного предоставляем коротенький список первых в истории своих стран женщин-президентов:
• Мария Эстела Мартинес де Перон
первая женщина-президент в мире, Аргентина (1974 — 1976 гг.);
• Вигдис Финнбогадоттир
первая женщина-президент в Европе, Исландия (1980 — 1996 гг.);
• Корасон Акино
первая женщина-президент в Азии, Филиппины (1986 — 1992 гг.);
• Элен Джонсон-Серлиф
первая женщина-президент на Африканском континенте, Либерия (2006 г. — доныне);
• Агата Барбара
Мальта (1982 — 1987 гг.);
• Мэри Робинсон
Ирландия (1990 — 1997 гг.);
• Виолетта Чаморро
Никарагуа (1990 — 1997 гг.);
• Рут Дрейфус
Швейцария (1999 г.);
• Вайра Вике-Фрейберга
Латвия (1999 — 2007 гг.);
• Тарья Халонен
Финляндия (2000 г. — доныне);
• Дилма Ванна Руссефф
Бразилия (2001 г. — доныне);
• Магавати Сукарнопутри
Индонезия (2001 — 2004 гг.);
• Атифете Яхьяга
Косово (2001 г. — доныне);
• Мишель Бачелет
Чили (2006 — 2010 гг.);
• Патил Пратибха
Индия (2007 — 2012 гг.);
• Даля Грибаускайте
Литва (2009 г. — доныне);
• Лаура Чинчилья Миранда
Коста-Рика (2010 г. — доныне);
• Пак Кин Хе
Южная Корея (2013 г.).
Как видим, во многих странах мира женщины уже много лет занимают высшие должности в политической кухне прогрессивных государств. Их роль в жизни общества перестала сводиться к ежедневному приготовлению еды или воспитанию чад. В Украине ситуация в последние годы начинает понемногу меняться. Благодаря подписанию ряда соглашений относительно уравнивания мужских и женских прав, часть политических деятельниц с каждым годом заметно увеличивается. И это не удивительно, ведь для того, чтобы стать полноценным членом Европейского Союза, Украине необходимо утверждать систематическую политику гендерного равенства. Только тогда женщины смогут по-настоящему влиять на положение вещей в стране и из объекта политического действия трансформируются в авторитетный субъект многофункционального руководства государством и эффективного взаимодействия с обществом.