КАК ОНИ ЖИВУТ
На самом деле никакого польского чуда не было. Просто предыдущие
70 лет мы упорно строили коммунизм. А поляки, даже находясь в социалистическом
лагере, делали вид, что им с нами по дороге. Кто хотел критиковать власть,
шел в костел. Кто хотел зарабатывать, ехал в отпуск в Германию. Земля принадлежала
крестьянам. Плановую экономику они просто терпели до времени. В Польше
нет директоров, которые бы скучали по государственному заказу, дотациям,
централизованному распределению ресурсов. Это им невыгодно, ибо возможность
заработать ограничивается. И коммунистов настоящих у них просто не было.
Даже пенсионеры Польской рабочей партии не желают возвращения к прошлому.
Сейчас партии коммунистической окраски не существует. Крайняя слева партия
— социал-демократическая — выступает за вступление страны в НАТО. Пенсионерам
не хватает пенсии — около 600 гривен — они работают на собственных приусадебных
участках. Государство не обещает им льготы, которые не может гарантировать,
а просто скупает выращенный урожай. Это необходимо самому государству,
ведь колхозов нет.
Несколько лет назад они были такими же, как мы. Также ездили
с сумками через границу торговать. Теперь украинцы почти не ездят туда
торговать — наш финансовый кризис сделал этот бизнес невыгодным. А поляки
за два года такой торговли купили или арендовали магазины. Им выгоднее
купить товар оптом в своей стране, чем полулегально перевозить его через
границу. И государство даже не думает заваливать предпринимателей обременительными
налогами. Наиболее тяжелый для поляков налог на зарплату — до 60%. Теневой
бизнес в Польше остается, но он сведен к минимуму. Рэкет как таковой давно
уже не существует, хотя мафия контролирует, скажем, проституцию (кстати,
гражданок СНГ на панели не меньше, чем полячек) или обмен валют. Два дельца
из этой сферы недавно были найдены сожженными в собственных автомобилях.
Хотя курс гривни к злотому 1:1, цены на большинство товаров
ниже, чем в Украине. Правда, хлеб вдвое дороже. Но выгодно заменить его
бананами (1,8 злотого за килограмм в супермаркетах). Зарплата также выгодно
отличается от нашей: 2000 у кассирши, 4000 у инженера, 20000 у менеджера
крупной компании. Поэтому не удивительно, что предметы длительного пользования
в польских магазинах не задерживаются. За первые десять месяцев этого года
купили 360 тысяч новых автомобилей. Преимущественно их собирают в самой
Польше при участии иностранных компаний. Правда, на узких варшавских или
краковских улочках на «Мерседесах» не пошикуешь, поэтому большим спросом
пользуются маленькие «Фиаты» размером с нашу «инвалидку».
Крупные корпорации, на которых держится польская экономика,
не имеют никаких дотаций, но последовательная поддержка со стороны государства
чувствуется. Правда, польские предприниматели шутят: когда государство
говорит, что оно дает, оно говорит; когда государство говорит, что оно
берет, оно берет. На самом деле государство не может заставить частных
предпринимателей давать льготы при обслуживании определенных категорий
населения. Если же правительство хочет, чтобы предприятие производило какой-то
товар или оказывало какую-то услугу, оно должно показать, где взять на
это средства. Западных конкурентов Польша допускает на рынок не торопясь
и осторожно, пока собственный производитель не будет уверен в конкурентоспособности
своей продукции. Так, авиакомпания «LOT» до сих пор остается монополистом
в стране (зарегистрировано еще 50 компаний, но ни одна из них не летает).
Приватизация здесь продолжается уже 7 лет, за это время поляки смогли приобрести
самый молодой флот в Европе: возраст самолетов не превышает 5 лет. Этот
процесс не нуждался в дополнительных средствах. «Ил-62» и другие советские
самолеты, доверие к которым резко упало после двух серьезных катастроф
в Северной Америке, продали в Украину. Благодаря лизингу закупили несколько
Боингов (767, 737) на миллиард долларов (их обслуживание намного проще
и дешевле, чем советских самолетов). Те «Ан», которые остались, ремонтируют
уже не в Украине, а там, где дешевле — в Новой Зеландии, например. Настоящая
конкуренция наступит с 2002—2003 годов, когда Польша вступит в Европейский
Союз: Люфтганза, Дельта или Свиссэйр будут иметь в Польше такие же права,
как и «LOT». Поэтому самолетов больше не покупают, вместо этого совершенствуют
сервис. К вступлению в ЕС планируют закончить строительство в Варшаве лучшего
в Европе транзитного аэродрома. О финансовом кризисе поляки знают только
по газетам, поскольку у польской экономики давно уже к рублю очень опосредованное
отношение.
ЧТО ОНИ ДУМАЮТ О НАС
Хотя поляки и являются нашими ближайшими соседями, представление
об Украине у них очень общее. Министр Бюро национальной безопасности Марек
Сивец признает, что в 30 лет имел представление об Украине только из книги
«Огнем и мечом». Киевского представителя «LOT» Вальдемара Стефановича перед
его приездом сюда знакомые стращали, что Украина — полудикая страна, где
попрошайки на улице хватают за ноги.
Больше всего поляки знают о нашей бедности и откровенно
не понимают, почему у их соседей из страны черноземов сельское хозяйство
убыточное. Польская газета «Трибуна» пишет, что в Украине за три дня прорастает
вбитый в землю кол, но при этом крестьяне требуют для себя дотаций, продукты
массово завозятся из-за границы. Поскольку сами поляки работают с 8 утра,
их отношение к тем, кто не способен себя обеспечить, не очень лояльное.
По данным польского Центра исследования общественного мнения, 69% поляков
хотели бы избежать общения с цыганами, 59% не любят украинцев, 55% — русских.
Но это скорее бытовое недоверие. Дают о себе знать и некоторые особенности
нашей общей истории: украинско-польские войны от колиивщины до петлюровщины,
ОУН, операции «Висла». Уже два года работает совместная комиссия историков,
чтобы выработать общее отношение к преподаванию в школе украинско-польских
отношений. Изменить сознание старшего поколения вряд ли уже удастся, а
молодежь больше внимания обращает на потребность совместного бизнеса. Студенты
четырех польских университетов, курсанты военных учебных заведений изучают
украинский язык. Тридцать тысяч поляков являются членами общества «Польша—Восток».
На официальном уровне польские чиновники всегда напоминают,
что Польша является адвокатом Украины на международной арене: содействует
выделению кредитов МВФ, доказывает американцам, что сегодня одна только
украинская независимость является большим достижением, и поэтому не стоит
украинскую экономику сравнивать с польской.
Дело даже не в том, что они нас очень любят. Просто Польше
выгодно быть соседом платежеспособного стабильного партнера. По-видимому,
они правы, когда советуют нам подождать, пока экономикой в Украине займется
новое, несоветское поколение.
P.S. «День» высказывает благодарность авиакомпании
«LOT» за организацию поездки в Польшу.