В своем очерке-памфлете «Город желтого дьявола» пролетарский писатель и основоположник так называемого социалистического реализма Максим Горький искренне удивлялся: зачем американским миллионерам (миллиардеров тогда еще не было) столько денег. Куда их гонит жажда наживы и где находится ее предел. Дело даже не в идеологической и политической заостренности этого произведения. Писателя послала партия за океан для сбора денег в свою кассу и для установления, хотя об этом прямо не говорилось, контактов именно с этими эксплуататорами. Как потом оказалось, свою задачу писатель выполнил, с миллионерами познакомился и какие-то деньги добыл. В памфлете не говорится, по понятным причинам, что акулы бизнеса оказались весьма отзывчивыми на призывы поддержать материально борцов за свободу российского пролетариата.
Почему в западных странах расцветает наука, довольно высокий уровень образования (хотя как признаются их лидеры, все-таки недостаточный), поддерживается искусство. Не только потому, что государства их в той или иной мере финансируют. Этого было бы недостаточно, а потому в этом активно участвует бизнес. Прорыв в медицине и биологии, развитие генетики после окончания второй мировой войны стало возможным после того, как туда полились большим потоком инвестиции. Это дало возможность провести важнейшие научные исследования с привлечением новейших технологий из физики, радиоэлектроники и компьютерной техники. Поэтому мы сегодня имеем такую аппаратуру, которая дает возможность не только ставить диагнозы на ранних стадиях развития болезней, но и проводить такие операции, о которых раньше можно было только мечтать. И необходимые средства дал именно частный бизнес. И такие примеры можно продолжать еще очень долго.
Возникает вполне естественный вопрос: зачем людям, которые считают деньги весьма тщательно, давать гранты на исследования в фундаментальных науках, не дающих быстрой прибыли, более того, неизвестно, когда эти деньги окупятся? Зачем бизнесу финансировать строительство огромных оптических и радиотелескопов для исследования далеких звезд и планет? Ответ простой — это выгодно.
В западных странах, а также в Японии, установлены такие правила, по которым бизнес, жертвую деньги на науку, образование, медицину, культуру получает существенные налоговые льготы. Кроме того, выработанная бизнес-мораль делает такие взносы, например, в виде грантов почетными. И еще — это свидетельствует о финансовой устойчивости. А, как говорит американская пословица, хорошая репутация — лучший кредит. Герой трилогии Теодора Драйзера Каупервуд, чтобы получить многомиллионный кредит, пожертвовал сотни тысяч долларов — очень большие деньги по тем временам- на телескоп и тем самым склонил банкиров в свою пользу. Выиграла астрономия, да и он не остался в накладе.
А что же у нас? Только и слышны причитания, что денег нет: на науку, образование, медицину, на социальные нужды, экологию. Да на все. Крики о помощи раздаются отовсюду, а проблемы не решаются. Государство не в состоянии. Причины этого —отдельный вопрос. Но самое главное — бизнес совершенно не заинтересован в таких инвестициях. Да, некоторые наши олигархи создали фонды, финансирующие те или иные проекты. Дело хорошее и нужное. Но ведь это капля в море. Одними такими фондами все не покрыть.
Необходимо решать проблему системно. Нужны политические действия, иначе чиновники, которые по понятным причинам никак не заинтересованы в решении этих проблем, будут всячески сопротивляться любым позитивным изменениям. Крупный бизнес везде и в Украине также имеет большое влияние на политиков. И если наши олигархи поймут, что настало время «переключить рубильник» с решения своих узких финансовых задач на создание социально-ориентированного государства, то дело можно будет сдвинуть с мертвой точки.
К ним должно прийти понимание и осознание свой социальной ответственности за будущее страны, за ее развитие в направлении демократии. И тогда они найдут способ заставить политиков действовать в этом направлении. К тому же у них в этом есть и прямая заинтересованность. Судьба их коллег в соседней России, такие примеры можно найти и у нас, которые стали жертвами политических катаклизмов, должна наглядно показать, что лучшей гарантией неприкосновенности их собственности является демократическое правовое государство. Тогда их не постигнет доля Ходорковского, Лужкова и других, которые стали неугодными власти.
Достойные подражания примеры показали американские, да и не только, миллиардеры, которые пожертвовали половину своих капиталов на общественные нужды. Но им это сделать было в демократическом государстве относительно легко. Тем важнее и почетнее миссия наших олигархов, если они окажутся на уровне понимания таких больших проблем, и будут способствовать их позитивному решению.
Карнеги, Рокфеллера, Моргана и Дюпона знают и помнят не как строителей огромных бизнес-империй, а как выдающихся филантропов, не только помогавших людям, а и финансировавших науку и культуру. Кстати, они внесли большой вклад в формирование в обществе и бизнес-среде моральных принципов социальной ответственности, а также в те или иные политические решения, превратившие США в передовое государство. Объективно у украинского крупного бизнеса все есть для действий в таком же направлении. Осталось понять и узнать: его генералы понимают ли это? Если нет, то их ждет незавидная судьба.