Прошедшие выборы были наименее драматичными в нашей новейшей истории. Скандалы, разоблачения и акции протеста не разнообразили ход вялой кампании. Она катилась по заранее проложенным рельсам и, докатившись до финала, выдала результат, известный чуть ли не с прошлой осени. Конечно, это спокойствие можно трактовать как первые признаки вожделенной стабильности, якобы характерной для развитых стран, но, боюсь, это, все-таки, плохие признаки. Бесконфликтные выборы 2006 года с заранее объявленным результатом могут стать началом болезненных процессов.
ИНОПЛАНЕТЯНЕ И МЫ
Выборы так и не стали способом, с помощью которого общество воздействует на власть. Пока что наш обыватель рассматривает политику как деятельность непонятно откуда взявшихся и по определению чужих для «нормальных людей» персонажей. Позиция обывателя: коль скоро голосование неизбежно, нужно не дать себя обмануть априори жуликоватым партиям. Не пойти на выборы обыватель тоже не может, поскольку они дают счастливую возможность сказать свое «фе». Дискутировать о том, почему и каким именно образом украинская власть оторвана от украинского общества, можно довольно долго. Интереснее поговорить о другом. Речь о наших удивительных средствах массовой информации и их поведении на выборах. Журналисты, которые, по идее, являются боевым авангардом гражданского общества, вели себя крайне непристойно. Эта публика восприняла партии только в качестве дойной коровы. Цены обычной и политической рекламы отличались на порядок. Складывается впечатление, что партии прилетели к нам откуда-то из другой галактики — чтобы устроить тут рекламную кампанию и после ее завершения исчезнуть навсегда.
Немало поспособствовал такому состоянию дел закон о выборах. Ситуация, когда любое упоминание партии рассматривается как реклама, совершенно ненормальна. СМИ превращаются из инструмента общества в обычную доску объявлений. Пресловутого равенства, о котором якобы пекутся авторы закона, нет и в помине. Очевидные преимущества имеют партия власти, которая, в силу своей работы, всегда попадает в кадр, и ее любимая оппозиция, с которой она героически борется.
На выборах сохранилась и укрепилась сложившаяся за годы независимости ситуация, когда власть находится в свободном полете и почти не зависит от общества. Политика воспринимается украинцами как сериал, где «хорошие» и «плохие» постоянно воюют между собой, а политики — герои этого сериала. Беда в том, что качества политика и качества героя сериала различны. Политик в его работоспособном и полезном для окружающих качестве — особа прозаическая и малоинтересная. Он приносит пользу, когда работает, то есть проводит в жизнь те или иные программы, отстаивает те или иные интересы. Герой сериала — существо, созданное ради красивой позы, страдания и борьбы. Если мы посмотрим на наших политиков, то увидим сплошных героев. И главная проблема для страны не в том, что политик-герой использует ситуацию к своей выгоде, а в том, что он сознательно провоцирует конфликты в самых безобидных ситуациях, а там, где такой ситуации создать нельзя, не пошевелит и пальцем.
КТО ТАКОЙ ЭТОТ ПОТЕРПЕВШИЙ?
Три лидера этих выборов в полной мере соответствуют образам героев завалящего сериала. Наиболее яркая фигура, конечно же, — Ю. Тимошенко. Поражает самоотверженность, которую демонстрирует этот персонаж в борьбе с природными явлениями. Например, с ценами. Результат этих усилий, заметим, никого не интересует. Юлия Владимировна, будучи премьером, красиво смотрелась на фоне погоды, говорила проникновенно и ласково, за что восхищенные избиратели отдали ей свои драгоценные голоса. Трудно найти более бессодержательную партию, чем БЮТ. Разве что, если не искать среди двух других лидеров — Партии регионов и «Нашей Украины».
Виктор Федорович и Виктор Андреевич, похоже, созданы друг для друга. Трудно поверить в то, что В. Ющенко стал бы Президентом, если бы не незабываемый колорит Виктора Федоровича и удаль его лишенных всяческих комплексов соратников. Правда, после победы Виктор Андреевич не оставил своего антипода в беде. Усилиями власти и ее неподкупных СМИ из удалившегося было от дел В. Януковича опять слепили ужасную и страшную оппозицию в надежде героически победить ее еще раз. При этом Виктор Федорович сполна оправдал надежды и на фоне титанической борьбы с погодой, демонстрируемой главной героиней сериала, сумел стать его главным героем. Заметим, никакой заслуги В. Януковича и, тем более, Партии регионов в этом нет. Все лавры принадлежат Виктору Андреевичу со товарищи.
Если говорить серьезно, то никакой содержательной полемики по поводу будущего страны мы действительно не услышали. Учитывая результаты выборов, понимаешь, что ее просто не могло быть. «Наша Украина» изначально возникла как проект «под Ющенко». Туда устремились все те, кто желал воспользоваться рейтингом Виктора Андреевича в своих целях. Вся история «Нашей Украины», начиная с 2002 года, — это история непрерывных поражений. «Наша Украина» не сумела создать блок с «ЗаЕДУ!» в предыдущем парламенте. «Наша Украина» не сумела повернуть идею политреформы в свою пользу. Наконец, «Наша Украина» проиграла президентские выборы. Не вдаваясь в подробности, заметим, что почти все поражения «НУ» вызваны тем, что эта структура всегда отдавала приоритет тактике перед стратегией. Наиболее яркое тому свидетельство — постоянные прятки, в которые играет с избирателем эта организация. Попробуйте разобраться в том, что такое «Наша Украина» — партия или блок, и, вообще, кто там и кому доктор. Нагромождение организационных структур, превращение их в загадочные, не поддающиеся описанию конгломераты — лучшее доказательство того, что у этой конторы нет «длинных» целей. Следовательно, у нее нет и не может быть работоспособной программы.
БЮТ в некоторой степени — противоположность «НУ». Если Виктор Андреевич просто родился со своим рейтингом, то Юлия Владимировна вырывала его зубами, что определяет разность темпераментов и поведения этих политиков. Но между ними есть и серьезное сходство, а именно — неполитичность в ее бытовом, хозяйственном и единственно полезном для общества понимании. БЮТ точно так же, как и «НУ», является «клубом любителей» своего лидера, а не партией, которую объединяют общие представления о будущем страны.
Яркий пример — программа правительства Ю. Тимошенко. Этот документ, по своей сути, был документом оппозиции, а не Кабинета Министров, он говорил о том, что нужно сделать со страной, но не уточнял, кто это будет делать. Программа правительства была крайне неопределенной, она затрагивала полномочия и Верховной Рады, и Президента, и даже судебной власти. Собственно, на посту премьера Ю. Тимошенко и была оппозиционером — она постоянно боролась то с «олигархами», то с погодой. Здравые идеи, которые высказывала премьер (например, отмена НДС), почему-то так и остались идеями. Можно предположить, что они будут таковыми и впредь, если Юлия Владимировна опять возглавит Кабмин.
Партия регионов была создана для политической поддержки некоторых деятелей эпохи Кучмы, например, Азарова. «Партия регионов» и «программа» — понятия несовместимые по определению. Де- факто как политическое явление эта партия появилась только после поражения В. Януковича на выборах — когда проигравшим нужно было вокруг чего-нибудь скучковаться. Понятное дело, что все, с позволения сказать, идеи этой партии строились как антиподы предложений власти. Наиболее ярко эту тактику продемонстрировал Оппозиционный блок «Не ТаК!», но ему не повезло с контентом. «Регионы» были точно таким же «нетаком», только более родным и близким для наших дальневосточных избирателей.
ДВА В УМЕ
Напоследок вспомним еще двух победителей избирательной гонки — КПУ и СПУ. Коммунисты избраны в парламент за заслуги их предшественников в деле истребления населения. Радует, что их теперь так мало. Что касается социалистов, то они, вроде бы, являются убедительной антитезой предыдущих умопостроений автора, однако заметим, что СПУ формально даже старше КПУ. Ее лидер проявил себя последовательным борцом с нелюбимым Кучмой, был спикером, инициатором политреформы и многих других полезных дел. И когда мы сравним заслуги СПУ перед родиной с ее результатом на выборах, останется только печально покачать головой. Хуже того, социалисты, похоже, определились со своей идейной принадлежностью и стали... социалистами. Если раньше, когда они были в оппозиции, от них была ощутимая польза, так как Александр Мороз всегда был сторонником политической демократии, то теперь они будут тормозом каких-либо позитивных перемен, если у власти вдруг появится блажь их проводить.
Итак, среди пяти победителей трое не знают, куда идти, а двое тянут не туда. При этом никаких «ложных целей» в виде всемогущего Президента больше не будет. Ситуация проста и ясна: вот — власть, а вот — оппозиция. Придется объявлять какие-то реальные цели и пытаться к ним стремиться. Пока никто из будущих рулевых государства этого не хочет и не умеет. Значит, им придется учиться и экспериментировать. При этом других подопытных кроликов, кроме нас с вами, у них нет.