Согласно повестке дня второй сессии ВР VI созыва, за время простоя отечественные парламентарии должны были рассмотреть и внести изменения в более чем 60 законопроектов. Помимо этого, нардепы должны были подготовить для рассмотрения в сессионном зале около 400 вопросов. Неотложными были 16 законопроектов от Президента, преимущественно социального толка. Однако народные избранники, которые, напомним, почти два месяца не занимались законотворчеством из- за блокады ВР оппозицией, задали несколько иной тон сессионной работе. За один пленарный день народные избранники поддержали три постановления о создании Временных следственных комиссий, призванных расследовать деятельность мэров Киева и Харькова, а также выяснить подробности недавнего потасовки между Луценко и Черновецким. Вместе с тем коалиционному большинству не хватило голосов для того, чтобы внести в повестку дня вопрос о снятии депутатской неприкосновенности. Таким образом, несмотря на то, что Рада де- юре разблокирована, де- факто актуальным остается вопрос о хрупкости и уязвимости правящего парламентского большинства и главное — перспектив его дальнейшего существования. Сможет ли коалиция с перевесом в несколько голосов не просто поддерживать несколько «хромой» парламентаризм, но и вести вперед страну, посредством принятия жизненно важных законопроектов? К сожалению, даже эксперты — оптимисты в данном случае склонны к ответу «нет». Почему? Потому, что коалиция не является монолитным большинством. С одной стороны, БЮТ и НУ-НС — партнеры. Они вместе — пусть спотыкаясь, таки создали коалиционное большинство под куполом Рады. Потом, опять-таки, пройдя довольно сложный путь с всевозможными (часто — искусственными) препонами, представители этих двух политических сил сформировали коалиционное правительство во главе с госпожой Тимошенко по принципу 50 на 50. Казалось бы, все ничего: есть Президент, есть правительство, есть лояльная к этим двум представителям исполнительной ветви власти страны коалиция в парламенте, но...
Коалиция в нынешнем составе БЮТ+НУ-НС желанна и приемлема «оранжевому» электорату, это факт. Однако коалиция эта, по сути, сегодня поставлена на шпагат. Вопрос, ввиду уже открытой конкуренции между Ющенко и Тимошенко, состоит в том, какая коалиция действует нынче в Раде: пропремьерская или пропрезидентская? Неопределенная формула коалиционного бытия ставит перед ее членами очередные барьеры — особенно, когда гарант критикует правительство, называя проводимую им политику «политикой авантюр и интриг».
Политический пасьянс последних лет демонстрирует, что два Виктора — Ющенко и Янукович могут говорить и договариваться на политическую перспективу, в то время как союзы Тимошенко и Януковича носят тактический, ситуативный, сиюминутный характер. Но чья игра правильнее: Виктора Андреевича или Юлии Владимировны? Первый, ставя свой автограф под всевозможными мировыми политическими соглашениями с Регионами, ставит под удар свой рейтинг, поскольку «оранжевый» электорат априори не приемлет союз Ющенко — Янукович. Возможно, это политическая идеализация, но, тем не менее. Виктор Ющенко, рискуя собственным рейтингом, идет на публичный диалог с Регионами и ее лидером. В итоге, общество высмеивает «мягкого» Президента и складывает анекдоты о подписании три тысячи трехсот тридцать первого Универсала национального единства. Нравится это кому-то это или нет, но 34, 37% — это число тех украинцев, которые, придя на избирательные участки, сказали «да» политике Партии регионов или, если угодно, политике «анти-Ющенко». Реальный пример из жизни: один житель Донецка заявил, что ненавидит Ющенко за то, что он заставил его голосовать за Януковича.
Но вопрос состоит в том, что Президент как лидер всей страны не просто должен — обязан считаться с этим результатом, чего не скажешь о премьере. Юлия Тимошенко, похоже, играет тем, чем ввиду объективных причин не может воспользоватьcя гарант — она создает ситуативные союзы с Партией регионов, выгодные партийным донорам БЮТ и не бьющие при этом по ее рейтингам и как премьер-министра, и как лидера популярной нынче политической силы. Общее голосование БЮТ и Партии регионов в прошлом году за преодоление президентского вето на закон о Кабинете Министров. Тогда, в момент совместного голосования бютовцев и регионалов, представители пропрезидентской фракции «Наша Украина» в знак протеста покинули сессионный зал, громко при этом хлопнув дверью и обвинив соратников из БЮТ в политическом адюльтере. Прошел год. Прошли выборы в парламент. Политическая сила во главе с Юлией Владимировной собрала более чем приличный электоральный урожай. И никто сегодня не вспоминает о «предательском» голосовании представителей одноименного блока госпожи Тимошенко. А Юлия Владимировна, тем временем говорит, что готова хоть сегодня проголосовать за отмену своего же голосования годичной давности по закону, призванному регулировать деятельность правительства — О Кабмине. Казалось бы — политическое хамелеонство налицо, но рейтинги БЮТ растут как на дрожжах. Вместе с тем, разве что ленивый не критикует «разброд и шатание» в пропрезидентской политической силе — «Нашей Украине». Оранжевой партии вспоминают все: и попытки в 2006-м создать правящее большинство с регионалами, и неспособность принимать самостоятельные решения, руководствуясь указками с Банковой...
Как бы там ни было, нынче ситуация складывается такая: Ющенко и Тимошенко не видят или не хотят смотреть дальше 2009 года и уже сегодня выстраивают, каждый на свой лад, избирательную кампанию, причем часто на беспощадной критике друг друга. К чему это может привести и наверняка приведет? Возможно, к окончательному расколу в лагере так называемых партий Майдана, во-первых. Возможно, к победе Януковича на президентских выборах, во-вторых. Возможно, к новому Майдану «против всех», в третьих. И, наконец, к сокрушительному поражению оранжевой революции как таковой, в четвертых. Пожалуй, единственным спасительным кругом для «оранжевой» команды сегодня является нынешняя коалиция в парламенте. Развалится она — наверняка утратится кредит доверия общества к лидерам Майдана, которые, получая от нации шанс за шансом на очередных и внеочередных выборах, играют друг против друга, вместо совместной, общей, консолидированной игры на Украину и украинцев. Сегодня коалиционный шанс Президент Ющенко и премьер Тимошенко, судя по их словам и действиям, не ценят, забывая, что завтра его может уже не быть.
Сегодня, спустя четыре года после оранжевой революции, ее лидеры уже не вспоминают об идеалах и духе Майдана и не апеллируют к его воле. Те, кто вчера на сцене главной площади страны стоял плечом к плечу, сегодня по разные стороны баррикад. Цена вопроса для них — президентский пост. Цена вопроса для страны — победа или же поражение оранжевой революции. Сегодня, ввиду явного противостояния Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, наверное, стоит говорить открыто о том, а были ли они ранее партнерами? Возможно, то, что называют духом Майдана, скрыло от общественности в 2004-м факт их жесткой конкуренции, и команда Майдана, на которую в очередной раз сделали ставку украинцы на сентябрьских выборах-2007, лишь иллюзия? Между тем сегодня, пожалуй, единственным, отнюдь не иллюзорным фактом существования единого «оранжевого» лагеря является коалиция в Верховной Раде. Распадется она — в лучшем случае произойдет окончательный раскол между партиями Майдана, в худшем — Майдан как таковой понесет сокрушительное поражение. Понимают ли это Ющенко и Тимошенко?