Член Совета политической партии «Фронт Змін», председатель комитета партийного контроля Андрей Пышный в интервью «Дню» — об уголовных делах против оппозиционеров, формировании монолитной мощной партии, компании «Ливелла», приватизации «Укртелекома», злоупотреблениях в «Укрзализныци», возможных изменениях в правительстве и красных флагах.
«СВОБОДЫ — СВОРАЧИВАЮТСЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ — РАЗВОРАЧИВАЮТСЯ»
— Пан Андрей, как вы относитесь к ситуации с возбуждением уголовных дел против Луценко и Тимошенко?
— Это вызов гражданскому обществу. Власть сделала все ради того, чтобы не только украинское общество, но и весь мир удостоверился, что открытые уголовные дела превратились в признак того, что в стране действительно имеют место политические преследования. Это четко прослеживается в деле с Юрием Луценко. На сегодняшний день уже немногие вспоминают о фабуле юридического вопроса, по которому арестовали Луценко, зато все внимательно следят за состоянием его здоровья, политическими заявлениями и противостоянием с прокуратурой. Максимальный объем убытков, которые могут быть присуждены Луценко в случае вынесения обвинительного приговора со всеми возможными коэффициентами, — 970 тыс. грн. По инициативе Арсения Яценюка народные депутаты собрали миллион гривен, юридически оформили и предложили Генеральной прокуратуре это в качестве залога. Кроме того, заявили о готовности взять его на поруки... Все напрасно.
— Какие аргументы?
— Мне кажется, что аргументов не осталось. Просто есть желание видеть Луценко в следственном изоляторе. Почему, а главное — зачем (тем более в тяжелом состоянии после голодания), непонятно. То, как это влияет не только на дело Луценко, но и на позиции и репутацию Украины, во власти мало кого волнует. А напрасно — собственно, сигналы четкие и недвусмысленные. Выводы Европейской комиссии весьма красноречивы: демократические свободы — сворачиваются, политические преследования — разворачиваются, а реформ как не было, так и нет, имиджевые акции вместо реальных действий и перемен.
— С делом Юрия Луценко понятно, а как относительно криминального преследования Юлии Тимошенко?
— В этом деле власть остановилась за полшага до объявления украинскому обществу и украинской демократии открытой войны. Я имею в виду ситуацию вокруг ареста Юлии Тимошенко. Арсений Яценюк четко выразил нашу позицию — мы будем защищать права оппозиции и не допустим политических преследований. Тимошенко не избегала следствий, и ее арест засвидетельствовал бы, что это не честное расследование уголовного дела, а политическая расправа. В таком случае власть имеет все шансы получить политически сплоченный процесс сопротивления, начиная с бойкота работы парламента и политического протеста оппозиционных сил и депутатов, заканчивая общением с послами и апеллированием к украинскому обществу.
— Вы когда-то сказали, что Янукович и Тимошенко не отличаются между собой. Если бы президентом сегодня была Тимошенко, а на ее месте оказался Янукович, вы так же призывали бы бойкотировать работу парламента?
— Убежден, что позиция Арсения Яценюка будет одинакова в любом случае, где будут иметь место политические преследования по отношению к другому оппозиционному политику. «Фронт Змін» не может согласиться с таким положением дел и дать власти индульгенцию на любые проявления политических репрессий. Это неправильно ни с т.з. политики, ни с т.з. морали, ни с т.з. здравого смысла. Луценко тоже лидер оппозиционной политической партии, и наша позиция по отношению к нему такая же. У вас есть доказательства, вы готовы доказать их в суде — пожалуйста. Что подобными действиями пытается доказать власть? То, что у них пенитенциарная система, прокуратура, милиция, суды? Об этом все и так знают. Зачем это в который раз демонстрировать и играть мышцами — лучше начните работать?
— Действительно, зачем?
— Боюсь, что они себя не видят без того, чтобы не поиграть мышцами или не сконцентрировать максимум полномочий. На самом деле это логика, по которой существует нынешняя власть. Это то, что заложено в их генетическом коде, отказаться от чего они не могут, потому что так воспитаны и научены десятилетиями пребывания во власти. Наша позиция такова: чем жестче конкуренция в политикуме, тем он более качественный, яркий и эффективный. Мы хотим, чтобы Юлия Владимировна принимала участие в парламентских выборах. Мы не против того, чтобы Юрий Луценко также принимал участие в парламентских выборах. Нам есть что сказать им и как коллегам по оппозиции, и как конкурентам. Нам есть с чем выйти к людям и доказывать, что мы лучшие.
«ФРОНТ ЗМІН» ПОДХВАТИЛ ТО, ЧТО НЕ СМОГЛИ УДЕРЖАТЬ В НУ-НС»
— В СМИ распространено мнение, что регионалы придерживаются следующей логики: Тигипко мы пригрели во власти, Тимошенко как основного конкурента будем преследовать, а с Яценюком у нас договоренность на критику, чтобы показать всем, что в Украине существует оппозиция. Как прокомментируете?
— Тем, кто так думает, а главное — распространяет такое мнение, стоит больше внимания обратить на то, что говорит, и главное — что делает Арсений Яценюк и «Фронт Змін». Назовите хотя бы одну партию, которая бы подготовила столько альтернативных законопроектов или проводила бы такой капитальный критический анализ деятельности нынешней власти? Арсений Яценюк по каждому из значимых вопросов вносит законопроекты — более 80-ти только за этот год. И это при том, что «Фронт Змін» — внепарламентская оппозиция. Антикоррупционный пакет. Вопрос свободы слова: «5-й канал», ТВi. Налоговый кодекс. Мы первыми начали акции протеста. За три дня мы собрали более 300 тыс. подписей. Неужели это договорная оппозиция? Наша позиция сегодня относительно Тимошенко, Луценко, Таможенного союза, разворовывания бюджета тоже свидетельствует о том, что никаких договоренностей с властью не существует и существовать не может. Арсений Яценюк умеет работать сам и объединять вокруг себя людей. Вот и есть результат.
Кто сегодня говорит о договоренности ПР и ФР, либо сам ни на что не способен, либо принимает участие в компании дискредитации «Фронта», или же по сути заносит регионалов на руках во власть даже там, в тех областях, где Партия регионов имеет меньшинство. Посмотрите на Черновцы. За счет кого удалось ПР реализовать спецоперацию по устранению мэра? За счет БЮТ и «Нашей Украины». Поэтому давайте дадим украинцам возможность самим рассудить и оценить нашу работу.
— В начале года мы постоянно слышали, что «Фронт Змін» может объединиться с отдельными оппозиционными политическими силами. Но недавно Арсений Яценюк заявил, что потребности в объединении не существует. Почему?
— Объединение как перегруппировка посторанжевых политиков неинтересно ни украинскому обществу, ни нашей политической силе. Переговоры велись практически со всеми, разве что кроме БЮТ. Тот формат объединительного процесса, который предлагали «Фронту змін», ничем не отличался от формата предвыборного блока, а точнее — акционерного принципа. Квоты, группы, внутренняя фракционность... Насколько эффективны в Украине предвыборные блоки и к чему приводит акционерный принцип, мы уже убедились на примере БЮТ, НУ-НС... Украине нужна монолитная, мощная, сплоченная оппозиционная партия, которая станет альтернативой власти, и пока это наши коллеги по оппозиционному лагерю не осознают, мы будем двигаться каждый в своем направлении.
— Пан Яценюк тоже в 2007 году попал в парламент по спискам НУ-НС.
— К сожалению, НУ-НС как политическая сила уничтожила себя сама, Арсений Яценюк свои политические убеждения не менял. Демократ, украинский патриот, государственник, политический прагматик...
Деградация НУ-НС колоссально повлияла на общественные настроения. Разочарования, неоправданные надежды и доверие очень навредили демократическим силам. Однако Арсений Яценюк всегда в этой политической силе занимал собственную позицию. Да, он шел по спискам НУ-НС, так как эта партия представляла на тот момент демократический лагерь, но он едва ли не единственный смог выполнить свои обещания перед этой политической партией и перед избирателями.
«Фронт Змін» подхватил то, что не смогли удержать в НУ-НС, но за счет того, что собственным лицом нам удалось получить поддержку даже в тех регионах, где демократические силы не имели своего избирателя. За счет этого и был создан «Фронт Змін»: идея демократической, патриотической, всеукраинской общественной оппозиции. Но оппозиции только сейчас, так как эффективная оппозиция непременно становится властью. Наша позиция четкая. Чувствуете необходимость в переменах, имеете в себе силу угомонить собственное политическое эго — двери нашей политической силы открыты.
«ПРИВАТИЗИРУЮТСЯ ПРИБЫЛИ, НАЦИОНАЛИЗИРУЮТСЯ УБЫТКИ»
— Арсений Яценюк был одним из инициаторов создания Временной следственной комиссии по вопросам расследования обстоятельств и последствий деятельности на украинском рынке нефтепродуктов компании «Ливелла». За это решение проголосовали 322 голоса. О чем это говорит?
— Думаю, допекло. Если депутат платит 12—13 грн. за литр бензина, а авто у большинства депутатов «пролетарские» — бензин пьют ведрами, то даже партийная дисциплина провластного большинства может зашататься. Если же серьезно, то более наглую схему разворовывания бюджетных средств со времен Тендерной палаты трудно вспомнить. Кому-то из провластного большинства стало интересно узнать, кому именно это удалось и к кому идти за своими «депутатскими» 12 грн. Для кого-то из провластных депутатов — это проявление внутреннего протеста, что «тему» сделали без него. А кто-то не успел позвонить Чечетову или, может, просто проворонил? Вот и набежало 322. Жаль, что не 450, потому что когда в границе Украины пробивают дыру, через которую можно ввозить любые товары без уплаты каких-либо платежей в бюджет, это уже вопрос не 50% импорта нефтепродуктов, это вопрос экономической безопасности государства.
— Кто может стоять за этой компанией?
— Это не могло происходить без участия власти. Потому что компания, имеющая однокомнатный офис, горшок с цветами и решение Автозаводского суда города Кременчуга, заработала за три месяца более 5 млрд грн. За этой компанией стоят те, кто имеет влияние на судебные инстанции, Государственную налоговую администрацию, Государственную таможенную службу, правоохранительные органы. Партия регионов говорит о том, что за год им удалось сформировать вертикаль власти и навести порядок. Как выглядит этот порядок, можно убедиться на примере «Ливеллы». Странно и грустно наблюдать, когда власть, позиционирующая себя как кулак, проявляет совершенную беспомощность в борьбе с компанией, которой не существует (если убрать решение Автозаводского суда), у которой уставной фонд 400 долларов. Почему Налоговая администрация отозвала свое исковое заявление? Почему власть, понимая, что в результате сделки «Ливеллы» она теряет 3-8% государственного бюджета, не принимает никаких действенных мер? Кому это выгодно, кто за этим стоит? За 2010-й год не выполнили государственный бюджет на 14,5 млрд грн. Только одна «Ливелла» не внесла в бюджет почти половину этой суммы. ВСК должна ответить на эти вопросы.
— А она способна это сделать?
— Я очень на это надеюсь, но не переоцениваю ее возможности. Если во время работы ВСК отечественная нефтепереработка начнет дышать лучше, то это уже хорошо. Если прекратится поток легализированной контрабанды и бюджет получит надлежащие средства — тоже неплохо. Потому что за счет схемы по «Ливелле» нефтепереработка в первые три месяца 2011 года упала на 12,5%: остановился Одесский завод, катастрофически уменьшены объемы на Лисичанском заводе. Даже лояльный к власти Национальный банк в собственном отчете за март 2011 года написал: «Причина недополучения средств и снижения объемов производства в отрасли нефтепереработки заключается в том, что на территорию Украины завозились неконтролируемые объемы нефтепродуктов, без уплаты пошлины». Сегодня тянут нефтепродукты, но по аналогичной схеме могут тянуть картофель, муку, сахар, мебель, автомобили, газ, что угодно. Вокруг «Ливеллы» создано более 20 дочерних структур, чтобы если «Ливелла» закроется, начала работать «Ливелла-2». Кстати, по инициативе Арсения Яценюка, теперь комиссия должна изучить деятельность и дочерних структур. ВСК — это последняя инстанция, через которую общество может узнать правдивую информацию.
— Еще один больной вопрос — это приватизация «Укртелекома». Опять же, есть много вопросов: формальный покупатель — австрийская компания EPIC. Кто стал реальным владельцем — неизвестно.
— Приватизация «Укртелекома» (одного из самых привлекательных активов в Украине) — это цепь просчетов власти. Это обычный пример, когда приватизируются прибыли, но национализируются убытки. Даже в кризисный 2008 год «Укртелеком» оценивался в 24 млрд грн. В 2010-ом мы получили снижение стоимости компании до 10,5 млрд грн. Перед приватизацией она была лишена нескольких лицензий, что сделало ее менее привлекательной, то есть были созданы все условия, чтобы стоимость компании была именно такой, какой она оказалась в результате. Получив 10,5 млрд грн, мы недополучили 14 млрд грн. Кроме того, мы получили монополиста, который теперь будет диктовать условия в таком социально чувственном направлении, как предоставление услуг в сфере телефонной связи. Я думаю, что дойдут руки и до «Укртелекома» — ведь это не рядовой актив. Такими активами не разбрасываются.
— Опять же, где следует искать корни?
— Исключительно во власти. Условия приватизации утверждает Фонд государственного имущества, за приватизацией следит Счетная палата, правоохранительные органы. Оппозиция решения не принимает, она только реагирует и доносит информацию к общественности.
— Следующая на приватизацию — «Укрзализныця»?
— Пример «Укрзализныци» — это еще один яркий пример непоследовательности нынешней власти. Помню, как в 2007 году во время поездки в Восточную Украину премьер-министр Виктор Янукович сурово отрицал приватизацию «Укрзализныци». Теперь, оказывается, до 2014 года мы собираемся ее приватизировать. Я не исключаю, что приватизация «Укрзализныци», а это рядом с «Нефтегазом», — едва ли не самый ликвидный актив Украины — может проходить по аналогии «Укртелекома». Государству останутся рельсы, а все, что вырабатывает деньги, генерирует прибыль, будет приватизировано. «Укрзализныця» — это почти 400 тыс. рабочих мест, 6 железных дорог, 27 дирекций, 1684 станции, многочисленные заводы. Это целый конгломерат.
Хотя, по большому счету, «Укрзализныця» уже приватизирована, ведь то, что там происходит сейчас, работает не на государство, а на тех людей, которые руководят этой структурой. Например, в Донецке «Укрзализныця» продает мазут. «Укрзализнычпостач», по результатам тендера 18 апреля 2011 года, заключил соглашение с «Нафтопостач» на 16,5 млн грн. Стоимость мазута была указана 5,5 тыс. грн, хотя, по открытым источникам, мазут подобной марки можно приобрести за немного более, чем 3 тыс. грн. Если же его импортировать из России, будет еще дешевле. Кто на этом зарабатывает? Тот, кто руководит государственными закупками. А затем все отражается на балансе предприятий. Это еще один яркий пример неэффективного государственного управления государственной собственностью с точки зрения интересов украинского общества.
«ЗАМЕНА АЗАРОВА САМА ПО СЕБЕ НИЧЕГО НЕ ДАСТ»
— Вообще какой должна быть часть государственной собственности в экономике страны?
— Нет универсальной формулы. В каждой стране нужно смотреть на то, что собой представляет экономика, и обязательно совмещать эти вопросы с национальной безопасностью. В любом случае государство должно оставить за собой природные монополии, на сегодняшний день имеющие стратегическое значение, чтобы оградить себя от влияния на государственный суверенитет и принятия решений через экономическое давление. Но намного важнее говорить не о доле государства, а об эффективности выполнения функции владельца и представителя интересов украинского общества. Ведь сегодня общество практически не получает ничего от государственной собственности. Напротив, риски, связанные с угрозами национальной безопасности, увеличиваются. Взять, к примеру, нефтегазовую сферу. Отрасль не модернизируется, не диверсифицируется, и это при том, что «Нефтегаз» на 100% принадлежит государству. Добыча газа за прошлый год впервые уменьшилась на 5,5%, нефти — на 10%. Мы говорим о зависимости от России, но почему не работаем в этом направлении? За счет чего мы собираемся диверсифицировать поставки газа, если падает собственное производство? Польша достраивает LNG-терминал, Украина — «изучает варианты размещения площадки для строительства». Польша добывает первые кубометры сланцевого газа, а Украина — «изучает прогнозные объемы». Не долго ли учимся?
— Ваша политическая сила позиционирует себя как альтернатива существующей власти. Не боитесь, что пока придет качественная альтернатива, все раздерибанят?
— Как и каждый, кто живет в этой стране и связывает с ней свое будущее и будущее своих детей, боюсь. Поэтому и начал заниматься политикой. Главная задача — придя к власти, изменить подход. Власть — не самоцель, не конечная цель, а средство, инструмент для изменения, а точнее — восстановления страны.
— Будете заниматься реприватизацией?
— Владелец должен быть эффективным. Инвестиции — защищенными, регуляторная и налоговая среда — благоприятными. Вот этим и займемся. Приобретя у государства стратегический актив, ведь других не осталось, владелец, кроме договора купли-продажи, должен понимать, что заключает своеобразный контракт с обществом, интересы которого должно представлять и защищать государство, которое, в свою очередь, тоже берет на себя обязательства. С одной стороны, создание рабочих мест, уплата налогов, насыщение рынка, справедливая оплата, экологическая составляющая, социальные гарантии и защита... С другой, создание нормальной регуляторной среды, прогрессивная система налогообложения, справедливое судопроизводство, прекращение коррупционного разгула. Проблема заключается в том, что нынешние непорядки в стране пытаются решить те люди, которые настойчиво, годами их создавали. Нынешний премьер-министр имел прямое отношение к формированию 17 бюджетов в Украине, дважды возглавлял ключевое министерство — Минфин, создал налоговую систему, которая на сегодняшний день признана одной из самых коррумпированных и неэффективных систем налогообложения в мире. Та же история с борьбой с коррупцией. Принцип борьбы с коррупцией прост, как угол дома: прекратите брать. Если у лидера будет другой подход, то всем остальным ничего не останется, как самим меняться. Если вы руководите страной и заявляете о борьбе с коррупцией, то поведите и продемонстрируйте, что сами чисты, и публично дайте по рукам тем, кто это делает. Не исключаю, что нам многое придется начинать сначала. Именно поэтому мы формулируем не только критическую позицию, но предлагаем альтернативу. На этот путь необходимо становиться, иначе мы потеряем страну.
— Уже в течение длительного времени слышны разговоры об отставке правительства Азарова. Как вы думаете, будет ли эта отставка?
— Она неминуема. Правительство на сегодняшний день не оправдало даже осторожные надежды, которые были у украинцев. Оценку правительству украинцы вставили — «неудовлетворительно». Разрекламированный профессионализм оказался мифом. Мы заявили об отставке правительства как об обязательстве Президента Януковича признать объективный факт — правительство не справилось, и были допущены собственные кадровые просчеты. Чем скорее это произойдет, тем лучше и для страны, и для самой власти. Мы апеллируем именно к Президенту Януковичу, потому что сегодня вся полнота власти, а следовательно — и ответственности за положение дел находятся на Банковой.
— В окружении Президента есть разные группы влияния, и не все они сидят в Администрации.
— Очень хочу, чтобы страной руководили не группы влияния, а те, кого избирают украинцы. Янукович должен осознать, что правительство и эффективность избранной властной модели сегодня дают основания задавать много вопросов.
— Кем, на ваш взгляд, можно заменить Азарова?
— Замена Азарова сама по себе ничего не даст. Нужно менять подход, мировоззрение людей, политическую структуру. Формирование нового правительства должно происходить одновременно с изменением политического ландшафта. В первую очередь, это обещанная конституционная реформа, то есть перераспределение полномочий и новый парламент. Власть сегодня набрала кучу полномочий, а результат — ноль. Кого бы не назначили на должность руководителя правительства, этот человек будет зависеть от парламентского большинства, руководимого из Администрации Президента.
«НУЖНО ЧЕСТВОВАТЬ СОЛДАТ, А НЕ КРАСНУЮ, СОВЕТСКУЮ, ВЛАСТЬ»
— По словам экспертов, Арсений Яценюк рассматривается как один из претендентов на должность главы правительства. Если будут предложения, согласитесь?
— Таких предложений не было. Наша позиция неизменна — мы находимся в оппозиции к действующей власти. Да, разговоры продолжаются, но под ними нет совершенно никакой почвы. У лидера ФЗ была возможность возглавить правительство еще в феврале 2010 года. Уверяю вас: нет вопросов по трудоустройству Яценюка. Если будет возможность поработать в направлении перемен, то есть станет реальным процесс конституционных перемен в направлении парламентско-президентской формы правления, демократическое переформатирование парламента, четкий публичный план действий и тому подобное, тогда Арсений Петрович может взять ответственность за перемены на себя. Если нет — тогда не о чем говорить.
— Вы назвали много минусов в деятельности власти. Можете назвать плюсы?
— Возможно, один из положительных моментов может быть — возобновление отношений с Российской Федерацией. Я имею в виду товарооборот, который за 2010-й год вырос на 153%. Это даже больше чем у Беларуси, вошедшей в состав Таможенного союза. Однако если заглянуть глубже, то мы увидим, что и эта победа оказалась пирровой. Я могу четко назвать, что получила Россия от этого улучшения. Это — и прописку Черноморского флота, и отказ Украины от вступления в НАТО, и усложнение взаимоотношений с нашими европейскими коллегами... Но что положительного, кроме увеличения товарооборота, в котором на 2 млрд долларов доминирует российский импорт, мне назвать трудно. Газовые контракты, заключенные в рамках Харьковских договоренностей, вылились для Украины в самые высокие цены в Европе. Даже правительство вынуждено было это публично признать. Теперь этим контрактом, а точнее, его влиянием на политическую позицию ПР, Украину шантажируют в вопросе реструктуризации «Нефтегаза», авиапрома, ядерной энергетики...
Но интересно другое. Как оценили позитивы нашей власти европейские коллеги? В своем отчете они записали нам в позитив то, что Украина научилась хорошо одалживать. Кредиты ВТБ, МВФ, Всемирного банка... Если нет никаких достижений ни по одному из направлений реформирования, то ничего не остается, как «радоваться» собственному умению попрошайничать. А отдавать? Каждый украинец за прошлый год добавил к своему долгу почти 10 тыс. грн. Были должны по 830 дол., а стали — по 1200 дол.
В гуманитарной сфере та же история. По результатам первого года, некоторые эксперты осторожно записывали в актив власти уменьшение градуса в вопросе раскола страны. Все это нивелировалось после подписания решения о красных флагах, а как результат — после событий во Львове. Ответственность за все это несет власть. Так как именно действия провластного большинства и Президента спровоцировали подобные вещи. Это антиконституционное, общественно опасное и политически ошибочное решение, которое может привести к трагическим последствиям. Вместо почтения памяти и чествования погибших Президент по сути на 22 июня благословил общественные беспорядки, столкновения между внуками ветеранов. Куда мы движемся? Нужно перестать спекулировать на костях. Нужно чествовать солдат, а не красную, советскую власть. Поэтому мы всех призываем 22 июня провести молитву, а не проявлять агрессию.
— События, подобные львовским, болезненно отражаются на репутации Украины. Есть даже подозрения, что все эти сценарии пишутся не в Украине. Как вы считаете, не боится ли наша власть повторить путь Беларуси, которая на сегодняшний день оказалась в международной изоляции не без помощи России и которая вынуждена обращаться в ту же Россию за помощью из-за трудного экономического положения?
— В первую очередь власть должна бояться украинского народа. Она должна понимать, что украинцам нужно суверенное, безопасное и успешное государство, дающее возможность развиваться личности. Этот сценарий свидетельствует лишь об одном — этой замысловатой и опасной комбинацией власть допустила очередную ошибку. На что делался расчет, сказать трудно, но если это политическая технология, когда за счет управляемого хаоса пытаются удержаться при власти и отвлечь внимание людей от провалов экономических и социальных реформ, то убежден — это им вряд ли удастся.
Пример Беларуси очень показателен. Начиная от того, к чему приводит диктатура, и заканчивая тем, чего стоит помощь России и что лучше — Европа или Таможенный союз. Авторитарный и изолированный режим не может быть эффективным и суверенным. Он всегда был только слабым и зависимым, а вместе с ним слабой и зависимой становится страна. В то время, как на помощь Греции, оказавшейся в трудном экономическом положении, Европой было выделено свыше 100 млрд евро. В обмен на сокращение бюджетного дефицита и реформирование социальной сферы Беларусь, почти потерявшая национальную валюту и экономику, еле допросилась у России 3 млрд дол. в обмен на остатки собственности, которая еще осталась не приобретенной российскими партнерами.
Таким образом, усложняя такими решениями, как чествование красного флага, и без того непростые взаимоотношения внутри страны, власть может и пытается навязать нам с вами свой сценарий. Независимо от того, какой он: белорусский, российский, киргизский — он не украинский. И общественная апатия — это шанс для других определять наше будущее. Поэтому украинцы должны взять будущее в свои руки. Нужно делать выводы не на кухне, а на избирательных участках, не забывая ничего.