Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Призрак Бандеры продолжает бродить по Украине

25 марта, 2010 - 19:39

В последние дни своего президентства Виктор Ющенко присвоил Степану Бандере звание «Героя Украины». Вопрос о том, что побудило Ющенко сделать такой шаг, остается открытым. Одно можно сказать с уверенностью: это решение привело к взрыву эмоций в стране и регионе, которые в большинстве случаев послужили причиной возникновения вражды и непонимания. Очень жаль! В конце концов, Украина — молодое государство, которое остро нуждается в построении собственной нации. Многие вопросы, по которым нет взаимопонимания, могли бы решиться в ходе разумного, взвешенного обсуждения, так же как и причины враждебности.

Прежде всего, несколько слов о себе. Я родился в померанском городе Гданьск [по-старому Данциг], который в свое время был большим «плавильным котлом» Балтики. После войны его немецкие жители были выселены (либо бежали), город был в значительной степени заселен поляками, выходцами из теперешней Литвы, Беларуси, а также Украины (несколько членов моей семьи родом именно отсюда). Я родился в окрестности, где жило много таких семей. В детстве я слышал много рассказов о страшных событиях на Волыни и Галиции. Несмотря на множество испытаний, через которые прошли многие такие семьи, должен сказать, что я практически никогда не слышал возражений против примирения с Украиной. Лишь у немногих на душе остались чувства враждебности. Большинство относится с энтузиазмом (хотя и не обязательно с оптимизмом) к идее присоединения Украины к Европейскому Союзу.

Европейский Союз недавно принял резолюцию, которая осуждает посмертное присвоение Бандере звания «Героя Украины» — наряду со многими положительными пунктами относительно будущего отношений между Украиной и ЕС, — поскольку Бандера обвиняется в совершении военных преступлений и сотрудничестве с нацистами. Естественно, такая постановка вопроса привела в негодование многих, которые уверенны, что выбор национальных героев — внутреннее дело каждой данной страны. Возникли также слухи о существовании некоего антиукраинского лобби и протесты против утверждений о приверженности ОУН-УПА к Гитлеровскому режиму, поскольку Бандера был заключен в концлагерь Заксенхаузен, а также в связи с последующими враждебными действиями между двумя группировками. При рассмотрении этого вопроса следует принять во внимание два аспекта.

Во-первых, реакция со стороны Польши была намного более умеренной, чем это изображали СМИ в Украине и других странах. Несмотря на то, что решение [президента Украины] не получило поддержки, критика в его адрес была весьма взвешенной. Польша возражает против награждения Бандеры в связи с участием бандеровцев в массовых расстрелах на Волыни, когда были уничтожены тысячи поляков. Тем не менее, большинство поляков осознают то тяжелое положение, в котором оказались украинцы. Некоторые даже признают факт репрессий со стороны Польши, которые фактически привели к этой трагедии. Что же касается польского лобби в Брюсселе, тут особо опасаться нечего. Совсем недавно этим людям не удалось провести резолюцию по поводу государственных репрессий против четырехсоттысячного польского национального меньшинства в Беларуси. Более того, шовинистические заявления в основном исходили от нескольких эксцентричных членов Лиги польских семей и [консервативной политической партии Польши] «Право и справедливость».

Второй аспект, который следует принять во внимание — это отношение ЕС ко Второй мировой войне и сотрудничеству с нацистами. Основополагающий миф в ЕС большей частью основан на послевоенном единодушно отрицательном отношении к нацистам. В основном, он сводится к тому, что бывшие «плохие парни» отрекаются от своего нацистского прошлого, полностью принимают европейские ценности, и что все мы после этого живем в счастье и согласии. Здесь не принимаются во внимание сложности истории времен войны — в частности, тот факт, что некоторые из стран-членов «Оси» (например, Болгария) открыто были против выселения евреев, либо что многие страны видели в союзе с гитлеровской Германией единственный путь к свободе. Достаточно было употребить слова «сотрудничество с нацистами», чтобы провести любое обвинение, независимо от данного конкретного контекста. Вне всякого сомнения, нельзя каким бы то ни было образом мириться с деятельностью нацистов, однако необходимо учитывать условия, в которых угнетенные народы делали свой выбор.

Наиболее резкие суждения по поводу награждения [Бандеры] существуют в самой Украине. Жители восточных регионов (и не только!), отождествляющие себя с огромными жертвами, которые Красная армия принесла во имя «освобождения» Восточной Европы от фашизма, пришли в ужас от этого решения. Несомненно, годы [советской] пропаганды привели к накоплению огромного количества лживой информации. Это, в свою очередь, затрудняет конструктивное обсуждение вопроса. Более того, теперь оказывается, что украинцы должны сделать выбор между давлением со стороны Москвы и Брюсселя, и предательством по отношению к памяти о национальном герое.

Восточная Европа все еще на пути к согласию с призраками прошлого. После того как национализм был благородной сутью борьбы стран за независимость, он превратился в силу, дающую противоположные результаты, отравляющую добрососедские отношения. В то же время патриотизм остается необходимым условием консолидации национальной идентичности. В странах часто восхваляют одиозные личности, не вдаваясь в более темные стороны их характера, просто потому что на данный момент они олицетворяют славу нации. В Польше это — Пилсудский, знаменитый патриот, защитник польской независимости во время войны с большевистской Россией, который, тем не менее, был налетчиком на поезда, диктатором, в большой степени виновным в политическом застое Второй республики. Во Франции это — Шарль де Голль, который укрыл от людского глаза Парижский погром 1961 г., а также зверства во время войны в Алжире. Если смотреть на вещи положительно, многие восточноевропейские правительства становятся все более прагматичными, люди готовы признать недостатки своего прошлого. Кризис вокруг вопроса о Бандере обнажил трещины в украинском обществе. Для того, чтобы это общество стало единым, необходимы честность и сопереживание.

Якуб ПАРУСИНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ