— Геннадий Иосифович, кажется, пришло время сделать определенные выводы из результатов распределения власти после парламентских выборов. Блок Виктора Ющенко, в который входит ваша партия, не получил того, на что мог надеяться по результатам выборов. Что дальше?
— Я не скажу чего-то нового, когда отмечу настрой Руха на государственно-созидательную деятельность, на сотрудничество со всеми силами, работающими на благо Украины. Другое дело, что наиболее производительной эта наша деятельность была в период, когда премьером был Ющенко, когда существовало реальное парламентское большинство. Если вспомнить инициативы Руха, вопросы, которые мы поднимали тогда, то можно было сделать много полезного для государства, много и было сделано. Тогда люди впервые поверили власти, они увидели, что прекратились отключения света, стали выплачивать пенсии. Это было впервые за историю независимой Украины. И весь этот позитив ассоциировался в сознании народных масс с именем Виктора Ющенко. Именно отсюда его высокий рейтинг, потому что люди помнят добро. В новом составе парламента наш блок был готов к сотрудничеству, были переговоры, которые с нашей стороны вел Юрий Костенко, а со стороны нынешнего «большинства» Сергей Тигипко. Однако договориться не удалось. Мы проиграли «спикериаду». Относительно назначения нового премьера, то мы контактировали до последнего дня. В результате было принято решение не голосовать. И в этом также есть плюс для «Нашей Украины». Фракция выстояла, не распалась, хотя многим депутатам было не просто не поддержать Януковича. Это означает, что мы остаемся монолитной политической силой, самой большой фракцией в Верховной Раде.
— Оппозиционной силой?
— Чтобы говорить об оппозиции, нужно иметь большинство. Я в это большинство, избравшее Литвина, назначившее Януковича, не верю. Да, можно в один день собрать всех депутатов из командировок, поднять с больничных коек и наскрести 226 голосов. Но ведь нормальная работа в таких условиях невозможна. Настоящего, работающего большинства у парламента нет. В таких условиях мы будем голосовать за те законопроекты правительства, которые будут направлены на благо государства, на улучшение жизни людей. Если новому правительству удастся улучшить экономическую ситуацию в стране, то мы будем этому только содействовать.
— Представьте, что переговоры между Януковичем и «Нашей Украиной» завершились бы успешно. Какой бы тогда была роль Ющенко?
— Вряд ли стоит обсуждать то, чего не произошло. Я знаю, что кое- кого дразнит рассудительная позиция лидера нашего блока, взвешенность его поступков и действий. И в своей нынешней роли, будучи руководителем фракции, Ющенко способен выработать наиболее оптимальный политический курс. Повторяю, что мы готовы к сотрудничеству с нынешним правительством, мы не будем действовать по принципу «чем хуже — тем лучше». Людям нелегко уже сегодня. Много сельских пенсионеров просто не переживут эту зиму, потому что не купят дрова за свою пенсию. Поэтому мы будем рады, если правительству Януковича удастся улучшить положение.
— Когда такое случится, народ поверит уже не Ющенко, а новому премьеру, и именно ему будет благодарен за экономические успехи. И, помогая правительству Януковича, вы тем самым будете поднимать его рейтинг во вред рейтингу Ющенко. А вскоре выборы президента.
— Вряд ли вы загоните меня этим вопросом в тупик. Да, мы искренне желаем новому премьеру успехов, готовы его поддерживать и будем рады его успехам. Но будут ли эти успехи? Судя по тому, как распределялись места в правительстве, шла просто борьба за власть, борьба за определенные экономические рычаги. Говорить о серьезной программе выхода из кризиса сегодня не приходится. И как можно выходить из кризиса, игнорируя политическую силу, которой народ высказал самую большую поддержку на выборах? Как такому правительству получить народное доверие?
— Вас, то есть блок «Наша Украина», критикует не только власть. Не больше ли вам достается от левых и так называемой «непримиримой оппозиции». Не приведет ли это к определенной изоляции блока Ющенко перед президентскими выборами?
— За блок мне говорить трудно, а нам, руховцам, с самого начала было тяжело находиться хотя бы в ситуативном блоке с «левыми» в рамках так называемой «четверки» во время «спикериады». Рядовые партийцы, наши сторонники просто забрасывали нас письмами с требованием отказаться от сотрудничества с коммунистами и социалистами. Мы же являемся идеологической партией так же, как и левые. У нас есть реальные сторонники, и мы не можем вступать в какие-то объединения произвольно, как партии, не имеющие четкой идеологии. Мы являемся оппозицией, но оппозицией демократической, то есть действующей в рамках закона. Нас укоряли за то, что мы не приняли активного участия в осенних антипрезидентских акциях протеста. Но ведь мы проголосовали за внесение в повестку дня Верховной Рады вопроса об импичменте. Все должно быть по закону, согласно Конституции. И если говорить об отстранении Президента от власти, то это нужно делать исключительно законным, конституционным путем. Наши сторонники, наши активисты понимают это. Если же говорить о блоке «Наша Украина», то в его рамках возможности для маневра несколько шире, чем в рамках Руха.
— Не ощущаете определенного дискомфорта, находясь как партия в тени Виктора Ющенко?
— Мы в свое время первыми предложили образовать блок национально-демократических сил. Еще в прошлом году, в мае, буквально через десять дней после отставки Ющенко, наш партийный съезд предложил образовать широкий предвыборный блок демократических сил во главе с Виктором Андреевичем. Это уже потом блок получил название и сформировался. И теперь, накануне президентских выборов, именно наши структуры, структуры Руха станут основой избирательных штабов в большинстве регионов.
— А не рановато ли говорить о президентских выборах?
— Может быть только поздно. Работа уже идет и думаю, что на этих выборах мы учтем опыт выборов в парламент и достигнем лучших результатов. И проще это будет — ведь кандидат один.
— Стремясь стать руководителем предвыборного штаба Ющенко в отдельной области многие видят себя после возможной победы в кресле председателя облгосадминистрации. Не случится ли так, как было на парламентских выборах, когда кандидатов от партий и в частности от Руха, Виктор Ющенко самовольно отодвигал в списке, вставляя туда на собственное усмотрение нужных ему людей, некоторые из них потом перешли в лагерь политических конкурентов?
— На это можно смотреть по-разному. С одной стороны, Виктор Ющенко, как лидер, имел и имеет право на свое мнение и свой выбор. С другой, никто не отрицает ошибок, в частности со внесением в список блока Владимира Щербаня, который у себя в Сумской области агитировал против блока, в список которого входил. Мне известна способность Ющенко к самоанализу, и я уверен, что он сделает выводы из сделанных ошибок. Относительно руководителей штабов, то в большинстве регионов ими просто обречены стать руховцы, потому что только у нас есть партийные организации в 75-ти процентах районов. Это реальная структура, на которую можно опереться во время выборов. У нас же не будет административных рычагов или больших средств. Если кто-то думает, что руководитель областного штаба будет распоряжаться щедрой избирательной кассой в пользу своей партии, то этого не случится. Причина простая — у нас нет и не будет больших денег на выборы.
— Для победы на президентских выборах набранного «Нашей Украиной» весной процента будет мало. Нужны союзники. Кого вы видите в числе возможных партнеров блока?
— Сегодня говорить об этом рановато. Другое дело — возможные союзники Руха. Здесь круг ограничен по идеологическим причинам, которые я уже отметил. Именно поэтому не прошло в минувшем году предложение избрать Ющенко руководителем объединенного Руха. Одно могу сказать точно — мы будем работать на позитив и никогда не станем на радикальные позиции. Это поможет увеличить число сторонников Ющенко на востоке, особенно в Донбассе, где пять миллионов избирателей.
— Поддержка «Нашей Украиной» правительства Януковича, которая вами не исключается, этому поможет?
— Еще раз подчеркиваю, что мы поддерживаем все, что делается на благо Украины.