Проблемы, с которыми столкнулось украинское общество в годы независимости, свидетельствуют об устойчивой противоречивости осуществления политической власти. Главное — это противоречие между провозглашенной в Конституции Украины идеей демократии как полновластии народа и невозможностью ее практического осуществления. Именно на разрешение этой проблемы должна быть направлена реформа политической системы Украины.
При условии последовательного проведения такой реформы Украина имеет шанс ускорить реализацию концепции «более широкой Европы». Ведь известно, что среди требований копенгагенских критериев вступления в ЕС (демократический строй, конкурентоспособная рыночная экономика, верховенство права, развитие гражданского общества, свобода слова и прессы) политическая составляющая имеет особое значение.
К сожалению, предложенный Президентом проект закона «О внесении изменений в Конституцию Украины» воспринимается скорее как арифметическое перераспределение полномочий и не предусматривает передачу политической власти народу, который является носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине. Более того, вызывает сомнение и сам процесс воплощения в жизнь основных положений политреформы, ведь любые инициативы той или иной политической силы воспринимаются противоположной стороной как такие, которые направлены на реализацию чисто корпоративных интересов.
Вполне оправданной является идея Президента Украины в отношении вывода обсуждения реформы из плоскости противостояния полярных политических сил и возможности принятия поправок к Конституции Украины самим народом. Одним из реальных действенных вариантов является, по нашему мнению, поиск компромиссного решения всех ветвей государственной власти в отношении легальной возможности проведения Учредительного Собрания граждан Украины в январе-феврале 2004 г.
Выборы делегатов Собрания можно провести после всенародного обсуждения альтернативных моделей политической системы (не обязательно только парламентско-президентских), которые функционируют в странах Западной и Восточной Европы, — по пропорциональным квотам от территориальных общин и общественных объединений Украины.
Такое реформирование политической системы Украины не только связано с возможным ее членством в Европейском Союзе или его «соседством», но и обусловлено процессом становления и развития в стране гражданского общества. (Обстоятельно концепцию гражданского общества см. Н. Шевченко «Гражданское общество: мотивация свободы» «День» от 20 августа 2002 г.).
Среди основных специфических целей политреформы, которая, по нашему мнению, будет влиять в том числе и на дальнейшее формирование и развитие новой формы социальной интеграции — гражданского общества, следует отметить следующие.
1. Формирование новой системы власти в Украине. В Украине есть законодательная, исполнительная и судебная власть, но нет системы власти. И дело здесь не столько в разграничении их полномочий и формировании механизмов сдерживания и противовесов, а в самой концепции создания политической системы. Практика формирования политической системы свидетельствует, что в Украине вводится пирамидальная система власти. Она характеризуется, как известно, четкой иерархичностью и подчиненностью всех элементов снизу доверху. Вершиной пирамиды политической системы является государство или государственные органы, которые для осуществления своей власти имеют подотчетную вертикаль как на уровне регионов, так и во всех сферах общественного развития.
При такой модели естественным является то, что контроль за деятельностью должностных лиц осуществляют высшие органы, а следовательно, и ответственность эти руководители несут не перед народом или теми группами населения, которыми они руководят, а перед высшим руководством. Ссылка на то, что высшие органы государственной власти являются демократически избранными народом, не корректна. Во-первых, сами законы Украины, в частности о выборах, каждый раз меняются в зависимости от ситуации. Во-вторых, с окончанием процедуры выборов избиратели теряют какие-либо рычаги контроля и воздействия на политику своих избранников.
Предложенное политическое реформирование позволит создать кольцевую модель политической системы. Она характеризуются тем, что ее первый элемент доминирует над вторым, второй — над третьим и т.д., но последний доминирует над первым. В частности, политическая система кольцевого типа — это демократическое общество, субъектами регулирования между структурными элементами которого (включая и конкретных индивидов) выступают государственные органы, создание и деятельность которых зависят от воли народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Украине.
2. Видоизменение конституционных норм политической системы Украины создает возможность создания новой формы социальной интеграции. Если в период формирования национальных государств роль политически мобилизационного фактора выполняла национальная идея, то в современных условиях такую роль может сыграть идея формирования в Украине гражданского общества. Наиболее важный аспект ее реализации заключается в том, что становление гражданского общества предусматривает реализацию народного суверенитета и прав человека и нейтрализацию обстоятельств, которые порождают ощущение противостояния государства и общества.
Таким образом, самым главным достижением гражданского общества является отработанный механизм взаимодействия равных в правовом и политическом отношении социальных институтов — правового государства, экономической сферы и третьего сектора. То есть государство является не отдельным субъектом, а органическим элементом общества, которому последнее делегирует общие функции управления, организации, управления общественными делами, а не наоборот.
Действенность этой идеи зависит от процесса принятия решения по политическому реформированию в Украине. Важно установить такой порядок внесения изменений в Конституцию Украины, который бы дал народу возможность осознать себя автором таких изменений.
3. Создание прозрачной системы подотчетности и ответственности на всех уровнях власти. Идея гражданского общества может проявить свою интегративную силу тогда, когда она обнаружит себя как механизм прозрачности и прогнозированности принятия решений. Только убедившись, что его голос — например, во время выборов в парламент — повлиял на процедуру формирования исполнительной власти и ее политики, гражданин сможет осознать свой статус как неотъемлемой частицы политического целого и станет зависимым от других и ответственным за них.
Главная идея, которая должна сопровождать реформирование политической системы Украины, состоит во включении политических партий в сферу формирования государственных органов власти. Именно они в конкурентной борьбе за голоса избирателей наиболее последовательно, эффективно и легально представляют интересы основных социальных групп населения и адресно ответственны перед ними за их реализацию.
4. Введение основных принципов функционирования и разграничения системы органов государственного управления на местном и региональном уровнях. Отчуждение регионального управления и местного самоуправления от сферы государственного управления, которое нередко наблюдается сегодня в Украине, является не чем иным, как попыткой «приватизировать» государственное управление его аппаратом. Анализ этой проблемы, в частности, свидетельствует, что в Европе эффективному функционированию системы органов государственного управления на местном и региональном уровнях содействуют принятые европейским сообществом главные принципы региональной политики:
— субсидиарности — в соответствии с которым высшие общественные единицы имеют право и должны решать только те проблемы, на исполнение которых низшие структуры не способны;
— децентрализации — перераспределения полномочий регионов с целью их эффективного использования и поощрения региональных инициатив, оптимизации практического решения вопросов именно на региональном уровне, разграничения функций и полномочий между различными уровнями управления;
— партнерства — деятельность и развитие регионов может осуществляться только тогда, когда субъекты сотрудничества постоянно и последовательно сотрудничают для достижения общей цели;
— программирование — разработки на основе партнерства стратегий развития с учетом приоритетных долгосрочных и краткосрочных целей с указанием мер, исполнителей, источников финансирования, мониторинга, расчетов позитивных и негативных влияний на социально-экономическое развитие региона вообще и окружающую среду в частности;
— концентрации — кооперирования и эффективного использования инициатив, поиска собственных источников финансирования программ регионального развития.
Реализация отмеченных принципов усиливает ответственность на местном уровне и активизирует локальные инициативы. В этом контексте усиление местной ответственности и компетенции важно и с точки зрения ослабления чрезмерного влияния высших органов власти, ведь именно регион, региональный уровень имеет существенное влияние на эффективность экономического развития страны.
5. Повышение защищенности граждан и юридических лиц и устранение обстоятельств, которые вызывают коррупцию и злоупотребление со стороны работников органов государственной власти. К сожалению, в современной Украине общественные объединения как автономные самоорганизационные структуры не имеют достаточной защиты от злоупотреблений со стороны работников органов государственной власти и возможности влияния на политический процесс. А отсутствие социальных гарантий, недостаточное материально-техническое обеспечение, низкая заработная оплата судей и тому подобное нивелируют статус независимого судопроизводства и защитника прав и свобод человека.
Верховная Рада Украины также не может стать выразителем и защитником интересов граждан и их объединений в полной мере, — ни одна из представленных в ней политических партий неспособна реализовать свою идеологию как совокупность взглядов, интересов определенной социальной группы. Любая борьба между ними преимущественно является борьбой за электорат и так называемый административный ресурс.
Отстранение политических партий от формирования исполнительной власти содействует слиянию предпринимательства и власти и превращению власти на прибыльный и довольно безопасный бизнес.
Провозглашенная политическая реформа должна содействовать проявлению основной характерной черты демократии — чувствительности должностных лиц к настроениям и интересам своих граждан как политически им равных. Все граждане должны иметь гарантированные возможности:
1. Формулировать свои интересы (запросы, требования).
2. Доводить их до ведома сограждан и должностных лиц.
3. Заставлять должностных лиц рассматривать свои требования без дискриминации, связанной с их содержанием или источником.
Гарантией реализации этих прав граждан в процессе политического реформирования является реализация важной составной демократии — политического соперничества. Гражданская активность и защита без политического соперничества (которое предусматривает существование политической оппозиции существующей государственной власти) означает отсутствие демократии.
Следовательно, реформирование политической системы Украины в контексте формирования гражданского общества предусматривает не поглощение гражданским обществом государства или их противопоставление, а конструирование общества как политически целостной системы, в которой, в частности, должностные лица не только наделяются особыми полномочиями управления обществом, но и программно направляются избирателями на проведение определенной политики.
Конечно, подобный процесс не может автоматически повлиять на проявление жизнеспособного самоорганизующего уровня жизни граждан, преодолеть их крепостную натуру и научить кооперироваться для реализации взаимных интересов. Но первый важнейший шаг будет сделан.