За плотной дымовой завесой, вызываемой информационной шумихой вокруг то НТВ, то «горячей» Чечни, то «замерзающего Приморья», в Украине многие до сих пор не замечают признаков приближающегося социально-экономического прорыва России. Разумеется, ожидаемый скачок не является неизбежным, его может и не случиться — тем не менее он весьма и весьма вероятен.
Для Украины это в равной степени новость хорошая и скверная. С одной стороны, российская экономика, переходя в состояние относительно устойчивого подъема, уже сейчас превратилась в один из локомотивных факторов экономики украинской.
С другой — чем лучше идут дела у России, тем больше металла в голосе в ее диалоге с Украиной. Тем паче, что за первый год президентства Путина наметился и интенсивно углубляется не в пользу Украины разрыв в скорости и качестве структурных и иных экономических реформ — это несмотря даже на впечатляющие успехи украинской экономики, как прошлогодние, так и по итогам первого квартала текущего года. Комплименты экономического советника Путина Андрея Илларионова, похвалившего Украину за более высокий промышленный рост, не должны вводить в заблуждение: прозвучали они исключительно с целью досадить Михаилу Касьянову в аппаратной борьбе.
Процесс отставания усилился за последние полгода, когда разбалансировка политического механизма Украины совпала по времени с жесткой концентрацией российской власти в одних руках и с ее предельной сосредоточенностью на плане экономического скачка, изложенного Путиным в апрельском послании парламенту.
В России, правда, никогда не было недостатка в хороших проектах, однако представленный ВВП амбициозный либеральный план имеет все шансы на относительно успешную реализацию.
Его провозглашению, как известно, предшествовал период (впрочем, он еще продолжается), в течение которого Путин занимался главным образом настройкой государственного механизма, результатом чего и стало сосредоточение в его руках всех основных рычагов власти.
Олигархи, бывшие серыми кардиналами при больном Ельцине, и вилявшие им, как хвост собакой, удалены от Кремля. Губернаторы лишены сенаторского статуса и соответствующей ему депутатской неприкосновенности, посажены под колпак президентских полпредов и отстранены от влияния на принятие ключевых политических решений. Госдума за год работы отклонила всего один президентский законопроект, да и то, надо полагать, по какому-то недоразумению.
Отпресcованный Кремлем Лужков, во избежание визита к прокурору, объединяет свое «Отечество» с «Единством» в «ЕДиОТ». Лидер КПРФ Зюганов, подобно тов. Симоненко, сконцентрировался на критике исключительно премьер- министра, вынося президента за большие и жирные скобки. А спикер Думы коммунист Селезнев давно превратился в большего путиниста, чем сам Путин.
Вяхирев и Кох насадили НТВ на вертикаль власти, и все центральные ТВ-каналы сдувают пылинки с высокого, как Останкинская башня, президентского рейтинга (70% в апреле против 75% в марте).
Эти и другие негативные сигналы регулярно поступают в Украину и создают впечатление об определенной авторитаризации власти в России, ее возвращении к имперским и диктаторским традициям. Различного рода регрессивные старовведения Путина — вроде восстановления советского гимна или возобновления практики рассмотрения анонимок — способствуют созданию в Украине образа России как страны, поворачивающей в прошлое. На самом деле Россия изготовилась к прыжку в будущее.
Не сбылись предсказания пессимистов, пророчивших сворачивание экономического роста. Продолжающийся с весны 1999 года рост ВВП хотя и потерял впечатляющий темп 2000 года (тогда российская экономика продемонстрировала темпы, которых не было почти 30 лет), тем не менее, по итогам первого квартала 2001 года составил 4%.
Более того, недавние исследования Института экономики РАН показали, что среди факторов роста роль экспорта и последствий девальвации 1998 года снижается, зато фактор увеличивающегося потребительского спроса из несущественного стал вторым, и его значение продолжает расти. На росте деловой активности сказывается и снижение налогового бремени. По оценкам Минфина, в 2000 году оно составило 3%, благодаря чему в обороте сохранилось около $7 млрд.
Золотовалютные резервы ЦБ достигли рекордной отметки более чем в $30 млрд. и продолжают увеличиваться. В четверг Виктор Геращенко пообещал до конца года довести их до $ 45 млрд., при этом темпы девальвации рубля отныне будут более близки к темпам инфляции.
Положительное внешнеторговое сальдо по итогам 2000 года составило почти $60 млрд. Инвестиции в основной капитал выросли на 17,2%. 60% из них направлены в ТЭК, но эта отрасль уже стала делиться с другими. К примеру, многие машиностроительные предприятия, работающие на ТЭК, под завязку загружены заказами на год-два вперед и даже жалуются на нехватку рабочих рук.
В текущем году нефтяные компании готовы инвестировать в производство $8 млрд. В нефтяном и металлургическом секторах вследствие благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры накоплены колоссальные средства, ищущие приложения в других сферах. Так, крупнейшие автомобильные предприятия скопом переходят под контроль металлургов. По сообщениям российских СМИ, Олег Дерипаска готов инвестировать до $2,5 млрд. в создание Русавтопромхолдинга.
Часть инвестиционных средств перетекает и в Украину — причем настолько интенсивно, что впору уже поднимать вопрос о российском неоколониализме. На фоне громоподобного эффекта от назначения Черномырдина послом почти незамеченными остались распоряжения Путина по либерализации режима вывоза капитала в страны СНГ.
Отодвинутый от власти крупный бизнес пользуется ее протекционизмом на внешних рынках. «Во всех посольствах, — говорит хозяин ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, — мы находим поддержку, и ни разу не было так, чтобы посол отказал нам в просьбе обратиться к правительству страны пребывания по тем или иным вопросам».
Многое делается для роста инвестиций. По итогам 2000 года приток зарубежного капитала в экономику вырос на 15%. Правда, его объем остается незначительным: прямые инвестиции составили всего лишь $4,43 млрд. Тем не менее, по оценке исследовательской компании Economist Intelligence Unit, входящей в группу The Economist, в 2001 — 2005 го дах объем прямых иностранных инвестиций в РФ составит в среднем $7 млрд. в год. Это примерно вдвое больше, чем их среднегодовой уровень в 1996 — 2000 годах.
Эта же исследовательская группа, опросившая около месяца назад руководителей около 100 компаний из числа работающих в России, пришла к выводу, что большинство из них ощутили улучшение налогового режима и намерены расширять здесь свою деятельность. В 2001 году больше половины опрошенных компаний ожидают увеличения объемов продаж на 10 — 25%, а четверть — даже на 25 — 50%.
«Вольво» за первые три месяца этого года продала в России машин столько, сколько за всю половину предыдущего. Реализация «Ауди» по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросла на 40%.
На вопрос о политических рисках 82% принявших в опросе представителей западных деловых кругов заявили, что эти риски снижаются, и ни один из них не сказал, что положение в этой сфере ухудшается. Большинство компаний считают, что преступность и коррупция в России находятся на контролируемом уровне, и лишь 5% назвали их «очень высокими».
В целом же среди руководителей иностранных компаний преобладает оптимистический настрой. Половина опрошенных считает, что в России выгодно вести бизнес, 38% негативно относятся к этому рынку, но, тем не менее, намерены расширять свое присутствие.
Правительство активизирует усилия по созданию более благоприятного климата для иностранных инвесторов и отечественных бизнесменов. В конце марта начало работу Государственное инвестиционное агентство. Одна из задач новой структуры — оказывать потенциальным инвесторам всяческое содействие и наладить эффективную работу по принципу «одного окна».
Подготовлен и внесен в Думу пакет законопроектов по дебюрократизации и минимизации административного вмешательства государства в бизнес. Количество лицензируемых видов деятельности предлагается сократить более чем с тысячи до ста.
На очереди и реформа естественных монополий. Путин отклонил проекты реструктуризации, предложенные ему менеджментом компаний. Вместо этого планы реформирования МПС и РАО «ЕЭС России» подготовило международное агентство «Артур энд Андересен».
Среди других либеральных экономических мер, запланированных на ближайший год — расширение роли частного капитала в ВПК, снятие ограничений на оборот земель несельскохозяйственного назначения, отмена «неработающих запретов» в валютной сфере — к примеру, сумму валюты, которую граждане имеют право свободно вывозить за рубеж, предлагается повысить до $75000.
Экономические успехи и пусть и незначительные подвижки в социальной сфере (за последний год пенсии, к примеру, повышались четырежды) стимулируют «подъем национального духа». Россия вышла из состояния национальной депрессии, характерной для всего прошлого десятилетия и особенно рубежа 1998 — 1999 годов, а уверенность людей в завтрашнем дне пусть и медленно, но растет.
В рамках инициированной главой Минпечати Михаилом Лесиным дискуссии об улучшении международной репутации страны обсуждается вопрос о революционной смене символа страны — традиционного вальяжного медведя на молодого агрессивного волка.
Следует также отметить, что политическая система России не стала столь авторитарной, как ожидалось. Закрутить гайки не так уж и просто. Горбачевско-ельцинские политические реформы вызвали к жизни слой инициативных людей, лично и сполна отвечающих за результаты своего дела. Выросло первое непоротое поколение, и заставить его ходить по субботам на конюшню весьма сложно.
Явно преувеличены и представления о зажиме свободы слова. Ельцинской вольницы больше нет, но ограничения пока коснулись лишь центральных телевизионных каналов и практически не затронули газет, журналов, радио и т.н. Рунет — динамично растущий российский сегмент Интернета, от которого Украина отстает на порядок.
Некоторые эпатажные дипломатические шаги Путина шокировали международную общественность, привыкшую к былому следованию России в фарватере американских интересов. Но в целом внешняя политика Путина динамична, реалистична и прагматична. В ней явно доминирует европейский вектор, что, к слову, может в перспективе усилить геополитическую устойчивость Украины.
Многие из реформ, намеченных в России, осуществляются либо планируются и в Украине. У России — больше шансов на успех, потому что у нее есть ряд важных преимуществ.
Во-первых, при отсутствии собственной политической команды Путин все же располагает, по крайне мере, минимально, необходимым количеством «буржуазных спецов» — высокопрофессиональных госменеджеров, соответствующих современным западным стандартам и прошедших управленческую школу в крупнейших коммерческих структурах. В Украине же на многих ключевых постах в политике и экономике остаются чиновники, развитие которых остановилось еще в последние годы Щербицкого.
Во-вторых, мощная нефтянка паровозом тянет за собой другие отрасли. На ее основе с будущего года Путин планирует создать резервный бюд жет, средства из которого будут тратиться лишь в случае резкого ухудшения мировой экономической и внешнеторговой конъюнктуры. На днях объявлено о планах дополнительного налогообложения сверхдоходов ТЭК — еще один путинский привет олигархам.
В-третьих, в России всерьез и надолго решен вопрос о власти. В 2003 году блок Путина одержит убедительную победу на парламентских выборах, а сам ВВП в 2004 году просто играючи переизберется на второй срок, который, возможно, продлится уже не 4, а семь лет. Для бизнеса важно и то, что вопрос о пересмотре итогов приватизации практически снят с повестки дня: гарантии Путина, озвученные в послании парламенту, прозвучали более чем убедительно.
Украина же тем временем погружается в пучину популистских избирательных кампаний. Сначала изнурительная, по всей вероятности, премьериада, которую увенчает, возможно, назначение слабого правительства во главе с т. н. техническим премьером. Затем — парламентские выборы с их плавным перетеканием в президентские.
Итого, на фоне динамично развивающейся России Украина потеряет несколько лет. Сможет ли разгоряченная борьбой за власть политическая элита страны ответить на вызовы географии и времени и достичь консенсуса хотя бы в наиболее неотложных вопросах экономических реформ? Или же она поведет себя подобно раковой опухоли, которая пожирает организм, чтобы погибнуть вместе с ним? В том числе — и в слишком крепких объятиях соседа, на очевидно возрастающее влияние которого на политику и экономику Украины кто- то, быть может, уже даже сделал ставку.