«Президиум совета партии «Народный cоюз «Наша Украина» принял решение о создании партийной группы НСНУ в составе правительства... Создание группы должно способствовать усилению координации деятельности министров-членов партии, а также оптимизации взаимодействия Кабмина с Президентом и Верховной Радой... В партийную группу НСНУ в правительстве войдут председатель совета НСНУ, вице-премьер Роман Бессмертный (руководитель группы), член совета НСНУ, вице- премьер Олег Рыбачук, члены президиума совета партии — министр культуры и туризма Оксана Билозир, министр по вопросам чрезвычайных ситуаций Давид Жвания, министр по делам молодежи и спорта Юрий Павленко, министр юстиции Роман Зварич; члены совета НСНУ — министр транспорта и связи Евгений Червоненко, министр по вопросам промышленной политики Владимир Шандра, министр по вопросам охраны окружающей среды Павел Игнатенко».
Это сообщение агентства «Интерфакс-Украина» со ссылкой на пресс-службу НСНУ живо напомнило о тех временах, когда, согласно шестой статье Конституции СССР, КПСС была «руководящей и направляющей» силой советского общества. Парторганизации, большие и маленькие, тогда существовали буквально повсюду, — помнится, для создания где-либо партячейки достаточно было наличия в этом месте трех членов партии...
Пресловутую статью Конституции СССР о руководящей роли коммунистической партии отменили 15 лет назад — на III внеочередном съезде народных депутатов СССР. В течение 14 лет независимости и многопартийности статус «партии власти» был чем-то вроде переходящего вымпела, и никому из представителей структур-претендентов на этот приз в предыдущих правительствах не приходило в голову создавать там свои ячейки. Впрочем, быть может, предшественники нынешних министров просто внимательнее читали шестую статью Конституции Украины, в которой черным по белому записано, что создание и деятельность организационных структур политических партий в органах исполнительной власти НЕ ДОПУСКАЕТСЯ. Справедливости ради следует заметить, что само по себе заявление о намерениях создать в Кабмине свою партгруппу — еще не нарушение Конституции. Возможно, заявители и в самом деле планировали всего лишь «психологическую атаку» на премьера, с которым (которой) у них разная партийная принадлежность? И потом — что подразумевается под словом «группа»? С чего мы взяли, что речь идет об «организационной структуре»? Может, наоборот, о таком себе кружке любителей НСНУ?
Тревожит, что нынешняя власть, делая одной ногой шаг к европейским стандартам (коалиционное правительство; опирающийся на политическую партию президент), в то же время дает основания подозревать ее в незнании украинского законодательства. А что думают по этому поводу наши эксперты?
Владимир ФЕСЕНКО, Центр прикладных политических исследований «Пента»:
— Решение о создании партийной группы НСНУ в правительстве выглядит неуклюжей и не очень удачной попыткой публично закрепить влияние Народного cоюза «Наша Украина» на деятельность Кабинета Министров.
В самом стремлении проводить партийную политику через правительство и обеспечивать влияние партии на Кабмин через своих представителей в его составе нет ничего дурного, противоестественного и незаконного. Проблема — в выборе корректной формы и эффективного содержания.
В данном случае есть проблемы и с формой, и с содержанием, и с негативными последствиями такого решения.
Если такое решение действительно было официально принято, то тем самым были нарушены ст. 37 Конституции Украины и ст. 6 Закона о политических партиях в Украине, которые запрещают создавать организационные структуры политических партий в органах исполнительной власти.
Публично обозначить свое влияние на деятельность правительства НСНУ мог и по-другому, в более корректной правовой форме, например, через рекомендацию своим представителям в Кабмине по выдвижению тех или иных инициатив и проектов решений. В связи с этим, могло пройти обсуждение данного вопроса между руководством НСНУ и представителями партии в правительстве.
Но одной лишь корректной формой проблема не снимается. Де-факто, но не де-юре правительство является коалиционным, в нем представлены члены сразу нескольких партий, поддержавших В.Ющенко на прошлогодних президентских выборах. Однако сформировано правительство не политическими партиями, а Президентом. И по Конституции (в ее нынешнем виде) Кабинет Министров несет ответственность перед Президентом.
В этих условиях постановка вопроса о партийном влиянии на деятельность Кабмина означает, как минимум, создание небезопасного прецедента. Ведь завтра, вслед за НСНУ, свое влияние на правительство начнут обозначать «Батькивщина», СПУ, УНП. А политических и правовых механизмов обеспечения коалиционности в деятельности правительства, в принятии его решений и ответственности за них, на сегодня нет. Возникает проблема согласования партийных политик на уровне правительства, одновременно усиливается и угроза межпартийных конфликтов внутри Кабмина. При этом партии не будут нести никакой прямой ответственности за деятельность правительства.
Оптимальное решение проблемы партийного влияния на деятельность правительства связано с проведением политической реформы, в рамках которой необходимо сформировать прозрачные и демократичные процедуры коалиционности и политической ответственности и на уровне парламента, и на уровне правительства. Политические партии должны иметь право на формирование правительства, но одновременно должны нести ответственность за его работу. Тогда и партийное влияние на правительство будет восприниматься нормально.
Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Центра социальных исследований «София»:
— Наверное, впервые за последние годы проблемы, возникающие в отношениях между группами влияния в исполнительной власти, начинают приобретать выраженный политический характер. Если раньше мы имели дело со слабоорганизованными группами влияния, которые преимущественно пользовались телефонным правом, то сейчас группы влияния партизированы и структуризированы. Сам факт того, что партия начинает формировать свои ячейки в структурах власти, говорит о том, что уровень конкуренции стал на порядок выше. Проталкивать свой интерес можно, только имея такую лоббистски оформленную группу. Появление «группы НСНУ» в правительстве означает также, что сейчас у «Нашей Украины» — как президентской партии — есть проблема влияния на правительственную политику. Ибо лидер правительства представляет свою партию «Батькивщина», а ее ближайшие соратники представляют партии, дружественные БЮТ. И еще один важный момент: спорадические попытки НСНУ собрать в свой актив некие группы влияния сопровождается обратным процессом — внутреннего раскола. В целом ряде регионов, в частности, в Виннице, на Полтавщине и т.п., у НСНУ большие проблемы, связанные с приходом новой волны сторонников — как правило, это бизнес и карьерная бюрократия — и присутствием «старой гвардии», представленной общественными деятелями, активистами, которые тянули на себе «революционный воз» еще с осени 2002 года. Естественно, на фоне этого конфликта без мобилизационных мероприятий не обойтись — необходимы какие-то грубые организационные меры: формирование ячеек, дисциплина. Мы это хорошо помним по истории ВКП(б) 1920 х годов. То есть эта мобилизация происходит не от хорошей жизни. Она говорит о том, что партия теряет влияние и вынуждена идти на такие нестандартные меры самомобилизации. На мой взгляд, эта мера не будет продуктивной, поскольку вопросы нужно решать не в структурах власти, а в собственно партийной среде — формировать идеологию, командный стиль работы, внятный актив, а также уходить от кулуарщины и интриг, что, к сожалению, очень присуще НСНУ.
Если говорить о подобном явлении с точки зрения мировой политической практики, то в мире практикуется иное — нормальная коалиционная работа. Там нет нужды группироваться, потому что само правительство формируется как коалиционный союз партий, где каждый министр представляет свою политическую силу — несет обязательства, защищает программу, с которой он приходит в министерство и т.п. В нашей ситуации, когда коалиционность как таковая проигнорирована, а правительство формировалось по принципу передела портфелей и сфер влияния избирательной команды, чтобы контролировать политику партии, прибегают к методам создания неких тайных обществ. Формируется буквально лоббистская группа влияния членов партии, которые на основании партийной дисциплины начинают координировать свои действия в рамках правительства. Это псевдопартийный подход.
Константин МАТВИЕНКО, корпорация «Гардарика»:
— Происходит естественная партийная структуризация правительства, что отвечает духу принятых Верховной Радой поправок к Конституции, известных под названием «проект №4180». Они, напомню, предполагают формирование правящей коалиции на основании парламентского большинства. Таким образом, сам по себе этот шаг является естественным, хотя и в известной степени формальным. Так как мы понимаем, что правительство все-таки работает под руководством премьер- министра. И эта партийная группа может координировать свою деятельность, каким-то формальным образом «засвечивать» свою позицию, все равно оставаясь при этом в подчинении премьера.
То есть я расцениваю это явление как закономерное. Не является ли создание в правительстве партийной группы Народного cоюза «Наша Украина» средством давления на главу правительства? На мой взгляд, премьер-министр — самодостаточная личность, которая имеет хороший опыт в политике и в управлении, и вообще — давить на нее не так-то просто. Поэтому те, кто рассматривает этот шаг именно как средство давления, пусть не надеется на его эффективность. Есть один вопрос, он касается не только собственного создания в правительстве партийной группы НСНУ, но и правительства в целом. На самом деле по состоянию на сегодняшний день коалиционное правительство не имеет безоговорочного большинства в парламенте. И вот это, мне кажется, более серьезная проблема и для премьера, и для всех членов правительства, включая партийную группу Народного cоюза «Наша Украина». Фактически правительственные законопроекты проходят через Верховную Раду с большим скрипом, или же не проходят вообще. Причем часто это является результатом не совсем, скажем так, моральных торгов — как это было, например, в случае с принятием закона относительно права 150 депутатов брать на поруки привлеченных к уголовной ответственности... Вот на эту проблему — отсутствие в Верховной Раде «проправительственного» большинства — я обратил бы намного больше внимания.
Я не думаю, что партийная группа НСНУ в Кабмине будет способна заявить субъектную, отдельную позицию, особенно в вопросах экономики, которая бы кардинально отличалась от позиции, скажем, премьер-министра...
Ульяна КИРИЕНКО, заместитель директора Института глобальных стратегий (ИГЛС):
— Создание партийной группы в правительстве можно рассматривать как консолидацию кадровых ресурсов партии на площадке исполнительной власти. Почему возникла такая необходимость? Заявленная группа, скорей всего, будет решать несколько видов задач — и прежде всего политические. Поскольку группа возникает в Кабмине, а премьер не является членом партии НСНУ, то, очевидно, что именно он (точнее, она) будет играть роль политической мишени. Последние события иллюстрируют, что игра против Юлии Тимошенко, как возможного лидера списка провластного блока, идет уже не только полным ходом, но и публично. Помимо Петра Порошенко, самого активного оппонента премьера, в нее будут включаться и новые игроки. Интересно, что почти сразу на это сообщение отреагировала и сама Ю.Тимошенко, заявив, что ее амбиции находятся не выше планки премьера. Вполне возможно, что одной из задач группы будет «выращивание» возможного «первого номера» для партии или блока, если В.Ющенко примет решение отказаться от почетного лидерства.
Какие могут быть риски от создания этой группы? Во-первых, вполне вероятно, что такая группа будет считаться высшей лигой в политсовете НСНУ, что может вызвать недовольство других членов. Во-вторых, вполне возможно, что региональные администрации будут перенимать этот опыт, а подобные штампы уж точно будут напоминать партийные ячейки времен правления одной «руководящей и направляющей».
Если отвлечься от разных глубоких смыслов, то можно сказать, что на фальстарте выборов любые объединения создаются, говоря словами детской поговорки, с одной целью — «против кого будем дружить».
Виктория ПОДГОРНАЯ, директор Центра социально- политического проектирования:
— Создание партийной группы НСНУ в составе правительства, на мой взгляд, обусловлено, прежде всего, изменением политики Народного союза «Наша Украина» и попыткой партии определиться в своей предвыборной стратегии. Во-первых, это связано с тем, что существует высокая вероятность того, что Виктор Ющенко таки не возглавит предвыборный список НСНУ и останется в роли Президента, который будет поддерживать свою партию, но не будет возглавлять список. И в этих условиях (а их нельзя не учитывать лидерам партии) необходимо каким-то образом показать, что в партии есть первые лица, которые потенциально могут рассматриваться как первая десятка в списке, если не будет единой коалиции с БЮТ и Народной партией Литвина.
Во-вторых, для НСНУ очень важно показать, что он может существовать как единое образование в перспективе 2006 года. И я думаю, что немаловажную роль в принятии решения о создании партийной группы сыграла попытка отделиться от других членов коалиции, которая составляет нынешнее правительство. Прежде всего — от Юлии Тимошенко и социалистов. То есть НСНУ пытается таким образом показать, что он существует на данный момент как полноценная политическая партия, что в правительстве есть отдельная партийная группа, которая может рассматриваться, хотя и не в этом составе, как прообраз формирования коалиционного правительства. Даже если БЮТ и, само собой разумеется, СПУ пойдут на выборы отдельно. То есть они показывают, что даже в случае самостоятельного участия в избирательной кампании они готовы в перспективе создавать коалиционное правительство, выстраивать модель партнерства и быть самостоятельными политическими фигурами.