ДИЛЕММА УКРАИНЫ: БЕЗНАДЕЖНОЕ ОТСТАВАНИЕ ИЛИ ДВИЖЕНИЕ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ
Как иностранные, так и украинские аналитики единодушно утверждают, что наибольшими угрозами национальной безопасности Украины являются угрозы внутренние. Внешние угрозы производны от внутренних, острота которых, к сожалению, с течением времени не только не уменьшается, но и нарастает. И касается это не только общих макроэкономических показателей, в частности, объемов ВВП.
Наибольшая опасность кроется в чрезвычайно неблагоприятной динамике структурных изменений в экономике Украины, постоянном уменьшении доли высокотехнологической продукции в структуре ВВП, катастрофическом старении основных фондов в связи с их фактическим «проеданием», значительном внешнем долге, а также огромном, многогранном и постоянно растущем долге внутреннем.
Восстановление основных фондов даже в критических отраслях народного хозяйства нуждается в десятках миллиардов долларов ежегодных инвестиций, которых в реальности нет. (Например, для технического обновления до минимально приемлемого уровня основных объектов топливно-энергетического комплекса Украины следует вложить по меньшей мере 40 миллиардов долларов). А есть еще транспорт (железнодорожный, воздушный, водный и морской), автодороги, военно-промышленный комплекс, наука, сельское хозяйство, коммунальная сфера, проблема Чернобыльской АЭС, система неотложных мероприятий по охране и восстановлению природы и тому подобное. При этом пока нет никаких оснований рассчитывать на то, что в ближайшие годы необходимые инвестиции появятся.
В то же время мы становимся свидетелями (к сожалению, только свидетелями, а не равноправными участниками) новой интеллектуальной технологической революции, нуждающейся в огромном инвестиционном ресурсе. В геополитических стратегиях стран-лидеров с целью поддержания и наращивания отрыва от других стран решающую роль начинает играть научное и технологическое доминирование, которое обеспечивается целеустремленной государственной политикой. Одновременно идет процесс слияния больших частных компаний в отрасли самолето- и автомобилестроения, фармакологии, Интернет-технологий, масс- медиа и так далее. В результате образовываются суперкомпании с капиталом в сотни миллиардов долларов. И побуждает их на это необходимость концентрации капитала на наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса.
При сравнении подобных финансовых ресурсов с имеющимися в наличии украинскими закономерно возникает вопрос: при таком соотношении сил в мировой гонке на выживание неужели мы обречены быть аутсайдерами если не мировой, то, во всяком случае, европейской цивилизации?
Если не терять оптимизма, то необходимо иметь довольно четкое и, главное, реалистичное представление о том, как именно должна развиваться Украина, чтобы ее граждане когда-нибудь увидели свою страну среди экономически и социально преуспевающих государств, равноправной в европейском и мировом сообществе, а не на обочине мирового прогресса.
О невозможности реализации такого управленческого задания с применением традиционных подходов свидетельствует простой расчет. Если допустить, что темпы роста ВВП в Украине достигнут фантастической цифры в 20% на год, то чтобы догнать Польшу, понадобится по меньшей мере 20 лет. Не говоря уже о Германии, Франции, Великобритании и других развитых странах Европы. При том, что их экономики, естественно, не стоят на месте.
Т.е. «движение вдогонку» для Украины бесперспективно.
Единственная альтернатива безнадежному отставанию — обеспечивать опережающее развитие экономики и социальной сферы.
Безусловно, что в условиях хронического кризисного состояния обеспечить «движение на опережение» всего общества невозможно. Но возможно создание определенных «секторов роста», в которых был бы сконцентрирован наиболее эффективно работающий потенциал общества: экономический, социальный, гуманитарный, куда органически входили бы образование, технологии, производство и инвестиции.
Именно исходя из идеи создания структур опережающего развития, можно выстроить концепцию развития Украины, которая имела бы принципиальные отличия от существующих сегодня экономических стратегий.
СТРУКТУРЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ — ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
Следует отметить, что человечество в течение как минимум последних двух тысяч лет в различных формах применяло идею концентрации социального потенциала общества для разрешения тех или иных задач.
Сначала такую функцию концентрирования и хранения крупнейших достижений цивилизации играли монастыри.
Во многих монастырях, кроме развития духовных возможностей человека, монахи занимались сугубо научной работой: писали исторические и философские произведения, собирали, хранили и переписывали рукописи, занимались книгопечатанием и живописью.
В монастырях также отрабатывались наиболее прогрессивные формы социальной организации, построенной на этике ненасилия, взаимной любви, уважения, помощи (вспомним больницы и дома престарелых при монастырях).
В различных странах задания монастырей имели свою специфику. Например, китайские монастыри подарили миру выдающуюся философскую и художественную литературу, много инженерных изобретений, совершенную систему боевого искусства у-шу, традиционную китайскую медицину и другие достояния человеческой цивилизации.
Индийские монастыри (ашрами) создавались, как правило, вокруг выдающихся философов для практического воплощения в жизнь их представлений об идеальном человеке в идеальном обществе. Многие из них влияют на культуру и современного мира.
В странах Европы монастыри также выполняли образовательную функцию, причем образования не только церковного, но и светского. При этом они были влиятельными субъектами хозяйственной жизни. Многие технологические новации впервые были изобретены и применены именно на производствах, принадлежавших монастырям.
Со временем функцию высшего образования на себя постепенно перебрали университеты, которые также выполняли функцию концентрации интеллектуального ресурса нации и в соответствии с европейской традицией были объединены с научными центрами. Университеты в Европе всегда пользовались экономическими льготами, что обеспечивало их саморазвитие.
Во времена Советского Союза, в 30— 40-е годы, когда возникла потребность в ускоренном развитии экономики индустриального типа и особенно военно-промышленного комплекса, проблема концентрации человеческого интеллекта и материальных ресурсов решалась довольно эффективно, но в специфической манере, присущей тоталитарной системе.
Появились так называемые «закрытые конструкторские бюро». Технология их создания была проста: ученых и инженеров арестовывали, им выносили приговоры, а потом собирали вместе, создавали приемлемые бытовые и организационные условия для высокоэффективного труда с возможностью привлечения практически неограниченного материального ресурса. Значительная часть лучших образцов советской военной техники времен Второй мировой войны была создана в чрезвычайно сжатые сроки именно таким образом.
В 50-е годы подобная форма концентрации национального потенциала перестала использоваться, и на смену ей пришли «закрытые города».
Только во времена перестройки о существовании этих мостов узнала широкая общественность, и в прессе появились их названия: Челябинск-10, Арзамас-16, Красноярск-26, Златоуст-36 и др. Единственный закрытый город, который с 1961 года был известен во всем мире, — «Звездный городок».
В закрытых городах были собраны ведущие специалисты по ядерной и ракетно- космической технике, которые работали по найму, т.е. там применялись несиловые мотивации для труда: высокие зарплаты и пенсии, возможность быстрого профессионального роста, льготы при отдыхе, возможность дать хорошее образование детям, лучшее (по сравнению с другими городами) снабжение продовольственными и промышленными товарами, отсутствие в таких городах преступности и т. д.
Наряду с закрытыми городами начали создаваться крупные научные центры в Новосибирске, Пущино, Зеленограде, Обнинске и других городах. Там собирались лучшие специалисты и создавались научные школы и высококачественные системы высшего образования на повышение квалификации. В таких научных центрах формировалось новое качество специалистов. Достаточно привести один пример: более 20 специалистов-программистов из российских «наукоградов» сейчас работают на ответственных должностях в компании Місrosoft.
В административно-командной системе экономические преимущества подобным структурам создавались централизованно.
В то же время в странах с рыночной экономикой начали создаваться структуры опережающего развития, основной целью которых было экономическое развитие. Это были так называемые свободные экономические зоны (СЭЗ).
Сейчас в мире создано около 2000 свободных экономических зон.
Согласно документам международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 1973), под свободной зоной (или «зоной-франко») имеется в виду часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, которые находятся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и поэтому не подлежат обычному таможенному контролю и налогообложению. Другими словами, СЭЗ — это часть территории страны особо действующего режима.
Специальное законодательство регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ и охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе собственность относительно прав на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.
Свободные зоны — это инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы и в то же время — элемент «естественной монополии».
Свободная зона — это не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не использующаяся в других его частях.
Вследствие применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании в азиатских СЭЗ получают в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).
Создание СЭЗ — действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на разрешение конкретных приоритетных экономических заданий, реализацию стратегических программ и проектов. По существу, СЭЗ — это зоны общего предпринимательства, компактные территории с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием.
Система льгот, предоставляемых свободной зоне, служит инструментом реализации преимуществ данной территории, мощным стимулом для поддержки перспективных экономических тенденций и ни в коем случае не является механизмом компенсации недостатков управления или отсутствующих на данной территории факторов развития.
ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Следует отметить, что философия, заложенная в законодательство об украинских СЭЗ, типична для индустриальной технологической эры и не соответствует современным реалиям.
В современном мире информация и информационные технологии в стратегическом плане важнее миллионов тонн выплавленной стали или десятков тонн добытого золота, автомобилей, станков, бытовых приборов и всякой другой продукции индустриального века.
2000 год в отношении этого является той гранью, когда стоимость интеллектуального продукта в международном экономическом обмене сравнялась со стоимостью товарной массы. Все это приводит к радикальным изменениям самого характера производства.
Расходы на информацию составляют в среднем три четверти добавленной стоимости современной продукции. В новой экономике покупают и продают концентрированное знание — колоссальный объем интеллектуального содержания в крошечной материальной оболочке (примером могут быть компьютерные программы, новейшие лекарства или последние модели авиационно-космической техники, цена которых прежде всего обусловлена расходами по статье «исследования и разработка»).
Это становится очевидным из такого соотношения цен на промышленную продукцию:
— продажа одного килограмма сырой нефти приносит 0,020 — 0,025 дол. прибыли;
— один килограмм бытовой техники дает 50 дол. прибыли;
— средняя норма прибыли от реализации одного килограмма авиационной техники составляет 1000 дол.;
— один килограмм наукоемкого продукта в информатике и электронике позволяет получить до 5000 дол. прибыли.
Страна, которая опережающими темпами не развивает у себя факторы интеллектуального капитала, вообще не может рассчитывать на более-менее достойное место в мировом сообществе.
Наиболее удачным примером сочетания экономических стимулов с концентрированным высокопроизводительным интеллектуальным капиталом может служить самая большая в США научно-техническая зона — Уэллс («Силиконовая Долина»). Силиконовая Долина в Калифорнии является одним из символов технологического лидерства Соединенных Штатов, мировым центром компьютерного, программного и Интернет-бизнеса. Это не только место расположения значительного количества хай-тековских компаний (Силиконовая Долина осуществляет 20% мирового производства вычислительной техники) и уникальной концентрации научных кадров (сейчас в Силиконовой Долине работают один миллион человек, у 400 000 из которых есть, как минимум, степень бакалавра), а прежде всего комплекс социальных и управленческих технологий инвестиционного успеха.
Преждевременно говорить о создании в нашей стране в ближайшей перспективе структур, которые по своим параметрам деятельности могли бы стать на уровень Силиконовой Долины, но есть в мире позитивный опыт, который имеет большую перспективу применения на просторах Украины.
ПРИМЕР, КОТОРЫЙ ВДОХНОВЛЯЕТ
Для выработки новой экономической стратегии для Украины может пригодиться показательный и успешный опыт Индии, которая до недавнего времени во всем мире ассоциировалась со страной «третьего мира», а сейчас (по высказываниям ряда известных западных аналитиков), превращается еще в одного «экономического тигра».
Новая экономическая стратегия Индии началась с создания в 1986 году концепции Программно-технологических парков (SТР) которая:
— предусматривала 100% экспортно ориентированную схему;
— реализовала простейшую процедуру открытия компаний;
— предоставляла фирмам-разработчикам право на беспошлинный ввоз товаров, инофирмам — право на создание под их полным контролем индийских отделений;
— освобождала от налогов и пошлин импортированные средства разработки программного обеспечения (ПО) и оборудования (включая компьютерную технику, системы телеметрии и коммуникаций) без обязательств обратного экспорта;
— освобождала от экспортных налогов и пошлин разработанное ПО;
— освобождала новообразованные компании от корпоративных налогов на 10 лет. Эти компании получали доступ ко всем выделенным линиям связи, могли осуществлять льготное растаможивание и получение экспортной лицензии.
SТР-подразделения имеют право на продажу 25% произведенной продукции на внутреннем рынке и пользуются льготами в случае приобретения на внутреннем рынке в части компенсации НДС и освобождения от акциза.
Общее количество компаний, занятых в экспортной части индустрии ПО составляло: в 1994 г. — 400, в 1997 г. — 550, в 1999 г. — 860.
В 1994 году общее число работающих, занятых в этих компаниях, составляло 8400 человек. На конец 1999 года общее число только программистов, работающих в этих компаниях, составляло 280 000 чел. Заработная плата программиста в Индии находится на уровне 800 —1200 долларов в месяц.
В настоящее время в Индии насчитывается около 1,3 тыс. фирм-разработчиков ПО (как для экспортных, так и для внутренних потребностей).
Индийский экспорт программного обеспечения вырос со 1,75 млрд. долларов в 1997—1998 гг. до 2,65 млрд. долларов в 1998— 1999 гг. По данным 1998 года, Индия произвела 16, 7% всего программного обеспечения в мире.
Среди факторов, которые содействуют успешному развитию интеллектуального капитала, сконцентрированного в свободных экономических зонах Индии, называют такие:
1. Высокая степень компьютеризации населения. Данный фактор содействует росту общей компьютерной грамотности, что, в свою очередь, содействует положительной репутации страны как поставщика аутсорсинговых решений в долгосрочной перспективе.
2. Высокий научный и образовательный уровень. Особенно это касается математических, кибернетических и менеджерских специальностей.
3. Наличие значительного числа специалистов-программистов при сравнительно низкой стоимости таких трудовых ресурсов.
4. Наличие стабильного законодательства в стране.
5. Наличие достаточно развитой компьютерно-коммуникационной инфраструктуры.
6. Высокий уровень распространения знаний технического английского языка в среде профессиональных разработок ПО.
7. Наличие в стране и за ее пределами маркетинговых инициативных групп, которые содействуют привлечению заказов на разработки и инвестиции в данную отрасль.
8. Наличие значительного числа сформированных компаний, которые ориентируются на создание ПО.
В Украине есть все предпосылки для успешного применения индийского опыта, но даже быстрое и эффективное его внедрение в созданных специально для этого свободных экономических зонах будет всего лишь «движением вдогонку», в то время как действительно эффективным может быть только «движение на опережение».
Траекторию такого движения в наиболее общем виде можно очертить.
СОЦИОПОЛИС: ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАДАЧА
Основным элементом такого движения должно стать создание структур приоритетного развития нового типа — так называемых социополисов.
Социополис — это территория или организационная структура, которая работает в принципиально новой, социализованной экономике, имеет особый правовой статус, сочетает в себе все экономические преимущества свободной экономической зоны интеллектуального типа с комплексной стратегией опережающего гуманитарного и социального развития.
Социополис — это концентратор интеллектуального потенциала общества, примененного в процессе экономического развития на базе организации современной высокоэффективной индустрии информационных технологий, ориентированной на участие в мировом распределении труда (так называемом аутсорсинге).
Общепризнанно, что успешная экономика будущего будет экономикой доминирования качественно нового капитала, непосредственно связанного с качеством человеческой личности и эффективностью социальной организации (о чем свидетельствует опыт развитых стран и стран, которые демонстрируют высокие темпы развития).
На встрече, посвященной 10-летию падения Берлинской стены, канцлер ФРГ Г. Шредер сказал по поводу стратегии развития Германии следующее: «Нас не интересует индустриальный потенциал. Нас интересует гуманитарный потенциал общества и интеллектуальный капитал. Туда мы будем делать наибольшие инвестиции, ибо именно эти факторы определяют безопасность государства в XXI веке».
Гуманитарный потенциал нации является качественно отличным явлением от простой суммы человеческого потенциала каждого человека-гражданина и определяется: уровнем физического и психического здоровья нации, ее социального благополучия, нравственности, духовности, интеллектуального развития (интеллектуального потенциала), психологического единства, гуманитарной активности (активности в проявлении всех перечисленных выше признаков).
Интеллектуальный потенциал нации является частью гуманитарного потенциала и имеет несколько составляющих, а именно:
систему образования (которая включает государственные и негосударственные учебные заведения);
компьютерное обеспечение (здесь имеет значение абсолютное и относительное количество компьютеров, их качество, степень охвата сетевой связью);
системы связи (где определяющими являются скорость связи, ее надежность, помехоустойчивость, защищенность от несанкционированного доступа);
базы данных (на печатных и электронных носителях);
систему науки (которая включает государственные и негосударственные научные заведения);
интеллектуальную собственность (в виде патентов, лицензий, ноу-хау).
Общемировой тенденцией становится стремительное сокращение промежутка времени между основными этапами научно- технического прогресса: открытием (изобретением), доведением его до уровня технологии и внедрением в производственный процесс. Изобретатель становится неотъемлемой и главной составляющей цикла развития всех без исключения систем, созданных людьми. Человеческий интеллект, таким образом, занимает место непосредственной и главной производительной силы новой технологической эры.
Интеллектуальный капитал — это интеллектуальный потенциал, примененный в процессе экономического развития. Его величину можно приблизительно определить. По экспертным оценкам, стоимость интеллектуального потенциала современного развитого общества превышает стоимость основных фондов традиционных отраслей индустрии.
В современных условиях сверхжестокой конкурентной борьбы только интеллектуальный капитал позволяет обеспечивать конкурентоспособность как отдельным предприятиям, так и обществу в целом.
Именно в социополисе можно создать быстрые и действенные механизмы превращения интеллектуального потенциала нации в интеллектуальный капитал путем предельного сжатия во времени инновационной цепи: стимулирования генерации новых идей, трансфера их до стадии технологии, а технологии — до продукта потребления.
Целью существования социополиса (с точки зрения государственного управления) является комплексная реализация ряда задач, а именно:
обеспечить приток капитала в страну путем привлечения внешних инвестиций и от экспорта высокотехнологичной продукции;
создавать рабочие места в наиболее перспективных высокотехнологичных отраслях;
противодействовать процессу деградации интеллектуального потенциала нации, а также «оттока мозгов» — явлению, которое угрожает национальной безопасности Украины;
сконцентрировать интеллектуальный потенциал страны на приоритетных направлениях;
стимулировать научное развитие (создать новые высокоэффективные научные коллективы, депозитарии интеллектуальной собственности, обеспечить трансфер высоких технологий в производственную сферу);
обеспечить развитие личности (в частности, отработать в практическом плане наиболее эффективные и опережающие технологии непрерывного образования в сочетании с технологиями развития гармоничной личности в целом);
содействовать общественному развитию (обеспечить формирование наиболее современного и рассчитанного на перспективу общественного уклада качественно нового типа на основании идеи высокого гражданского сознания, самоуправления, гражданского общества, социального партнерства).
Мировые состязания в отрасли интеллектуального доминирования сейчас не менее драматичны, чем состязания в сфере гонки вооружений времен холодной войны, поэтому функцией социополиса также должно стать предоставление интеллекту возможностей для самореализации на верхней границе человеческих возможностей. Определяющую роль здесь должна играть принципиально новая система образования.
В стремительно изменяющемся мире новая система обучения — веление времени. Уже сейчас стандартной является ситуация, когда молодой специалист, закончив учебное заведение, выявляет себя вооруженным знаниями для жизни в мире, которого больше не существует.
В XXI веке создание выдающихся ученых и сверхпродуктивных творческих коллективов не будет оставлено традиционной системе образования.
Система непрерывного образования, которое должно применяться в социополисах, должна быть сочетанием четырех направлений:
развитие физической и психической силы; (стоит применять лучшие приобретения современной науки о здоровом образе жизни, а также традиционных западных и восточных психотехничных систем);
развитие личности как члена социума (преподавание технологий социального успеха и общественного сотрудничества на основе идеи социальной ответственности ;
научное профессиональное развитие;
духовный рост, опираясь на глубинные национальные духовные корни народа.
Последняя задача (как это ни парадоксально может звучать) в новой экономике будет непременно выходить на первый план. Параллельно накоплению экономического и интеллектуального богатства должно происходить развитие духовных качеств личности. В противном случае содержание накопления богатства теряется, и этот процесс может стать социально опасным. Как метко высказался французский философ Мишель Монтень: «Неовладевшему наукой добра, всякая другая наука только вредит».
В идеальном варианте все перечисленные качества должны совмещаться в каждой отдельной личности. Может показаться, что решить такую задачу практически невозможно, но это не так.
В передовых странах мира ведутся интенсивные исследования по созданию так называемой метатеоретической системы образования (созданной на базе определенной универсальной метатеории). Образование такого типа формирует у людей гибкую психическую структуру, способную сочетать многие разнообразные и часто противоположные черты, и способную к постоянным и адекватным изменениям под влиянием новых знаний. Разрабатываются универсальные языки математических и лингвистических программ, универсальные психотехнические системы и проч. И тут по многим позициям украинские ученые находятся на уровне лучших мировых достижений.
Стоит отметить, что сочетание многих составляющих в развитии личности успешно применялось еще в советские времена для подготовки людей, которые должны были демонстрировать возможность принятия быстрых и нестандартных решений, находясь при этом в экстремальных условиях (разведчиков- нелегалов, офицеров атомных подлодок (особенно командиров атомных ракетоносителей) и некоторых других категорий), и этот опыт также можно использовать.
Во всех вышеперечисленных исторических формах концентрации экономических, интеллектуальных или духовных ресурсов были предусмотрены разнообразные мотивации для их участников. Для функционирования социополиса вопрос мотивации является также одним из определяющих. Особенностью социополиса является то, что в нем возможно
Социополис — это прежде всего экономическая самоокупающаяся структура, через которую проходит мощный финансовый поток. Структура, создающая национальное богатство. Имеющийся в наличии финансовый ресурс позволит удовлетворить материальные потребности жителей социополиса на довольно высоком уровне, в частности, обеспечить заработную плату специалистам в отрасли высоких технологий, сопоставимую с заработной платой подобных специалистов в Индии (в среднем 1000 долларов в месяц).
В социополисах появится возможность обеспечения качества жизни, приближенного к уровню развитых стран.
Кроме материального, в социополисе естественным образом возникнут другие, не менее эффективные стимулы, а именно:
интересная работа;
интеллектуальная среда для общения и профессионального развития личности;
возможность применения самых передовых систем обучения и воспитания для детей, которые будут вырастать в специфической атмосфере творения будущего мира;
отсутствие многих негативных факторов нематериального плана, присущих нашей сегодняшней жизни (засилье административного аппарата, догматизм мышления и проч.).
Сочетание этих мотиваций гарантированно прекратит «отток мозгов» из Украины, даже при условии высшей заработной платы за границей, а возможно, и обеспечит обратный процесс. Имея экономический ресурс, социополисы смогут финансировать наиболее перспективные научные центры и высшие учебные заведения в стране, привлекать лучших ученых и преподавателей не только из Украины, но и из-за границы.
В процессе инвестирования в интеллектуальный капитал страны появится возможность активизировать потенциал, накопленный во многих отраслях экономики — биотехнологии, точном машиностроении и др.
СОЦИОПОЛИС — МОДЕЛЬ БУДУЩЕГО ОБЩЕСТВА
В самом общем плане создание социополиса предполагает моделирование будущего общества. В случае достижения ожидаемых результатов, новый тип социально- экономического уклада может быть распространен на более широкие регионы, а в перспективе — и на государство в целом. Социополис — это колыбель будущего общества.
Исходя из такого стратегического подхода обеспечение высоких (на уровне 7 — 9 % ежегодно) темпов прироста валового внутреннего продукта или положительного внешнеторгового сальдо не является самодостаточной целью. Основная цель — поддерживать и направлять развитие таких элементов общества, которые обеспечат построение украинской социально-экономической модели по требованиям будущего. В структурах опережающего развития нового типа необходимо достичь такого уровня развития производительных сил информационно-интеллектуального характера, который создаст возможность перехода к экономически суперэффективному и социализированному обществу новой эры человечества.
Следует отметить, что современная социологическая мысль Запада и Востока очень близко подошла к идее социополиса в описанном варианте. Практически завершается создание социополисов на базе известных университетов.
На основании сравнительного анализа управленческих стратегий можно сделать вывод, что государствам-лидерам присущ подход ко всей стране, как к конкурентоспособному на мировой арене социополису. Именно так можно понимать высказывание президента США Б.Клинтона на Давоском форуме — 2000, что глобализированная экономика, центром которой себя видят США, ценит человеческое развитие выше всего.
В связи с тем, что реальные социально- экономические условия Украины и развитых стран в настоящее время отличаются радикальным образом, мы можем говорить только об определенных ограниченных территориях применения подобной стратегии в Украине.
СОЦИОПОЛИС И ОБЩЕСТВО
Взаимоотношения между социополисом (как структурой, имеющей в пределах национального государства определенную экстерриториальность) и остальным обществом должны напоминать таковые, сложившиеся между обществом и большим спортом.
Для большого спорта общество — это его базис. Большой спорт кровно заинтересован в повышении среднего уровня физического развития населения и потому поддерживает массовое физическое воспитание. Он не может существовать также без системы отбора перспективной молодежи, начиная с детства, которая обеспечивается существованием разнообразных спортивных школ, секций, юношеских спортивных клубов и т.д., а также созданием постоянной системы тестирования в виде спортивных соревнований. Большой спорт заинтересован в создании технологий максимально эфвозможностей.
Но не принимая во внимание такого, казалось бы сугубо прагматически-потребительского подхода большого спорта к обществу, общество на это соглашается, потому что получает от реализации вышеупомянутых интересов ряд неоспоримых преимуществ: растет общий уровень физического здоровья нации, расширяются возможности самореализации для огромного количества молодежи, появляются люди, своими достижениями созидающие славу нации среди других народов.
При налаживании подобных отношений между социополисами и обществом, социополисы непременно будут стремиться формировать общество «под себя». При этом одновременно будет расти и экономическая, и интеллектуальная составляющая общенационального богатства, а также будут появляться выдающиеся личности и творческие коллективы, которые будут прославлять в веках могущество национального духа и интеллекта.
Что касается взаимодействия социополисов с внешним миром, следует отметить, что именно через них Украина должна интегрироваться в мировые экономические процессы, поскольку в условиях глобального рынка практически только такие украинские экономические структуры будут конкурентоспособными.
ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ СОЦИОПОЛИСОВ
На данное время реальны три основные пути создания социополисов:
на базе свободных экономических зон (индустриальных или финансовых) путем направления полученных от их деятельности средств на опережающее развитие гуманитарного, в том числе интеллектуального потенциала жителей этих зон, с целью превращения их в структуры приоритетного развития интеллектуального типа;
на базе мощных и перспективных образовательных или научных заведений путем предоставления им статуса свободной экономической зоны при осуществлении коммерческой деятельности, связанной с обучением, созданием программного обеспечения, созданием и коммерческим использованием информационных технологий;
на базе децентрализованных высокоэффективных творческих коллективов, работающих в Интернет-пространстве в отрасли новейших информационных технологий с дальнейшим согласованием деятельности этих коллективов с образовательными, научными и социальными программами в пределах определенного территориального образования с экономическими льготами.
В украинском обществе есть все предпосылки для быстрого создания и успешной деятельности сети структур приоритетного развития нового типа, а именно:
имеется высокий образовательный и интеллектуальный уровень населения;
работа в рамках аутсорсинговых схем разработка программного обеспечения, интернет-контент, системный анализ, консалтинг) в очень незначительной степени зависят от основных фондов (сооружений, оборудования и т.д.), а также нуждается в минимуме энергозатрат;
достаточное количество квалифицированной рабочей силы (по экспертным оценкам, в Украине насчитывается 12 — 15 тысяч высококвалифицированных специалистов в отрасли информационных технологий);
большое количество незадействованных «прорывных» технологий, находящихся в стадии полной готовности к внедрению;
наличие ряда больших и малых индустриальных регионов с развитой производственной инфраструктурой;
значительная сеть мощных научных и образовательных заведений;
(и, возможно, главное) — наличие широкого понимания обществом на всех уровнях роли науки, технологии и творческой личности в процессе выживания Украины как государства и ее перспектив в будущем.
Непременным условием эффективного функционирования социополисов является концентрация вокруг них самых квалифицированных менеджеров, которые могут торговать на мировом рынке продуктом интеллектуального труда. Грамотно проведенная коммерциализация продукта часто играет даже более важную роль, чем научная ценность самой новейшей разработки.
В Украине есть все предпосылки для появления социополисов. Создание социополиса не нуждается в масштабных финансовых расходах со стороны государства, а лежит в плоскости удачного сочетания четкой теоретической концепции, адекватного законодательного обеспечения и действенных управленческих решений.
Создание и успешная деятельность в Украине структур опережающего развития, основой которых является постоянно растущий совокупный человеческий потенциал — новая парадигма продвижения нашего общества в достойное будущее.