Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Страна или недоразумение

31 марта, 2011 - 19:51

Уголовное преследование бывшего президента Кучмы в связи с убийством журналиста Гонгадзе, вернее исход этого дела, покажет не только, существует ли в мире справедливость и наказуемо ли зло. Эта история продемонстрирует, существует ли такая страна — Украина. По крайней мере, так это воспринимается в России.

Леонид Кучма когда-то написал книгу «Украина не Россия». Первый тираж вышел на русском языке и в Москве, а только потом книгу издали на украинском. Издатель не скрывал, что солидный труд, над которым явно потрудился серьезный коллектив, в первую очередь, рассчитан на узкий круг читателей в пределах московского Садового кольца.

Кучма хотел объяснить своим российским товарищам, что мы живем уже совсем в разных государствах и что Украина заслужила независимость, а ее стремление быть европейской страной оправданно и обоснованно.

Российские товарищи в большинстве своем сомневаются в этом до сих пор и хотели бы исправить такое, с их точки зрения, историческое недоразумение, как независимое государство Украина.

Первый президент Украины Леонид Кравчук никогда не был для Москвы уважаемым партнером. Коммунист-перебежчик, ну какие у него могут быть принципы, какой из него национальный лидер? Они с Ельциным просто хотели отобрать власть у Горбачева, вот и устроили междусобойчик в Беловежской пуще — это примерный план любой московской дискуссии о причинах распада СССР и роли в нем Украины. Про голодовки украинских студентов в конце 80-х, про украинских диссидентов и прочее даже не вспоминают.

Еще — «зря отдали Крым», «бандеровщина — фашистские изверги», «украинский язык — диалект великого русского» — набор штампов невелик. В этих пределах политический диспут и развивается.

Единственный прогресс — признание, что западная Украина, конечно, тяготеет к Европе, но поэтому надо покрепче ухватиться за восточную часть соседа и не отпускать.

Ущербная логика? Безусловно.

Я, конечно, немного утрирую, однако эти стереотипы очень крепки в российском имперском сознании. Что есть, то есть.

Президента Леонида Кучму в Москве поначалу встречали с воодушевлением. Ждали, что сейчас настоящий хозяйственник из Днепропетровска, человек из военно-промышленного комплекса все расставит по своим местам, и братской любви никакие политиканы мешать не станут.

Заминку с объединением все годы его правления списывали на борьбу за собственность. Снисходительно ждали, пока украинские олигархи хапнут, чтобы позже российские спокойно у них это откупили.

С легким раздражением, но пониманием в Москве относились к самостоятельности Кучмы. Были уверены, что деваться ему все равно некуда.

Президент Ющенко и оранжевая революция застигли врасплох. Это был шок, а затем — ненависть. Этой революции, с точки зрения россиянина в погонах, не должно было случиться в принципе. Она взрывала его привычную картину мира.

И когда оранжевые разбазарили все свое политическое преимущество, предали идеалы, за которые выводили людей на Майдан, устроили в стране бардак и шоу нон-стоп, в Москве только укрепились в своем убеждении, что самостоятельная Украина — это недоразумение. Президента Ющенко не просто не уважают, над ним открыто насмехаются.

Победу на президентских выборах Януковича воспринимали как восстановление политической справедливости и возвращение к приемлемым для Москвы схемам.

От Януковича ждут серьезных уступок по всем вопросам. Однако и к нему в России уважения не много.

Про донецкий клан только и говорят — «реальные пацаны». В разговорах всегда сквозит пренебрежение.

На некоторых министров и вице-премьеров откровенно смотрят как на легализовавшихся бандитов. Возмущаются, когда те проявляют самостоятельность и характер при переговорах. Удивляются — «вы ж донецкие, вам же эта нэзалежнисть по барабану»?

Возбуждение уголовного дела против Кучмы в Москве вызвало сильные эмоции. Борьбу с Тимошенко объясняют войной двух криминальных кланов, наезд же на бывшего президента слегка обескуражил. Это не в традициях постсоветских государств.

В России давно закон подменяется политической целесообразностью. И в Украине так же, чтобы ни говорили отдельные украинские политики. Тем более неподсуден у нас «свой» — чиновник из одного лагеря.

Уголовное дело против Ющенко приветствовали бы, он же — «западный наймит, предатель славянского братства». Могли бы понять уголовные дела ради каких-то имущественных споров.

Но уголовное дело против бывшего президента, бывших министров и, не дай Бог, действующего спикера парламента за убийство журналиста? Это для российской правящей элиты непонятно. Это выход за границы их понимания.

Надо признать, дело против Кучмы — сильный ход Януковича.

В очередной раз убеждаюсь, что отношение к нему как к политическому недоразумению, недалекому человеку с криминальным прошлым, абсолютно неправильное. Оно сформировано его яркими врагами, которые красиво формулируют, но почему-то проигрывают один бой за другим.

Это отношение объясняется оговорками и словесными ляпами самого украинского президента. Но я всегда вспоминаю, как мы потешались над Александром Лукашенко. Тот писателя Василя Быкова тоже называет поэтом, а белорусского первопечатника Скорыну, умершего в 1551 году, поселил в Петербург...

Каждый день я убеждаю своих украинских друзей, что все намного серьезнее, чем кажется.

И планы у Януковича намного серьезнее. Его цели и амбиции по сравнению с 2004 или 2005 годами стали иными. Он ставит задачи масштабнее.

Это, кстати, не понимают некоторые его друзья. Видно, что они все еще уверены, что им сейчас удастся нереально хапнуть, игнорируя репутацию президента.

Их ждет разочарование, потому что даже близким друзьям не простят, если они подставят Януковича. Он долго карабкался на вершину, терпел унижения и насмешки, и будет стараться продемонстрировать, что он настоящий президент, а не картонный.

Дело Георгия Гонгадзе — лучший повод и реальная возможность показать всем, кто в доме хозяин. Если эта трагическая история, которая тянется 10 лет, закончится наказанием не только убийц, но и заказчиков, Янукович мгновенно войдет в историю Украины как сильный национальный лидер.

Он сломает стереотипное отношение к нему на Западе и заставить уважать себя на Востоке, в Москве. Он перейдет на другой уровень отношений с партнерами и в России и в Европе. Ему простят все и забудут все анекдоты.

Это будет жирная точка в споре о том, действительно ли украинское общество зрелое. И даст ответ на вопрос — ответственна ли украинская элита, или Украина все-таки историческое недоразумение, а люди, которые ею управляют — жулики.

Согласитесь, за такой выбор можно заплатить самую высокую цену.

Павел ШЕРЕМЕТ, специально для «Украинской правды», www.pravda.com.ua
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ