На встрече с генеральными прокурорами стран СНГ Президент Украины Виктор Янукович напомнил, что в основу реформирования украинской юстиции изначально закладывался принцип состязательности сторон. «Время, когда оправдательных приговоров принимается 2—3%, как это было раньше, прошло. Международная практика говорит о том, что процент оправдательных приговоров — не менее 15%. Мы не знаем, когда мы выйдем к этому показателю, но мы точно знаем, что наша цель — это защита прав человека», — сказал глава государства.
Естественно, Президент не стал вдаваться в подробности и юридические тонкости, объясняя, каким образом будет настолько гуманизироваться на сегодня далеко не лучшая правовая система страны. Вчера на первом Судебном форуме, проходившем под эгидой ВГО «Ассоциация юристов Украины», это сделал советник Президента, руководитель главного управления по вопросам судоустройства Администрации Президента Андрей ПОРТНОВ. «Сегодня во второй половине дня в Конституционную ассамблею будут переданы изменения в раздел «Правосудие» Конституции Украины, согласованные с Президентом и подписанные им, — эксклюзивно сообщил участникам форума Портнов. — Новый раздел «Правосудие» будет учитывать последние рекомендации Венецианской комиссии и Совета Европы, связанные с новым формированием основных институтов государственной власти в сфере правосудия».
Как отметил советник Президента, в первую очередь будет введен новый порядок определения состава Высшего совета юстиции. Большинство в этом органе (фактически 2/3) будет формировать Съезд судей. Там будет лишь один прокурор и вообще не будет представителя Минюста. От формирования судебной системы — процесса избрания и назначения судей на должности — будет полностью отстранен парламент и другие политические органы. Судья сразу же будет назначаться бессрочно (он сможет работать до 70 лет). А решение об этом будут принимать Высшая квалификационная комиссия (тестирование и конкурсы) и обновленный Высший совет юстиции. «И только после этого, — уточняет Портнов, — Президент будет подписывать соответствующий акт. Это будет носить исключительно церемониальный характер (в изменениях к Конституции прямо написано, что у главы государства нет оснований отказать в назначении судьи)».
«Таким образом, все политические органы практически исчезают с поля, связанного с профессией судьи», — констатирует Портнов и рассказывает, что и от процесса возможного привлечения судьи к уголовной ответственности парламент также полностью отстраняется. Эти полномочия передаются дисциплинарно-квалификационным органам — Высшей квалификационной комиссии и Высшему совету юстиции. Намечено поднять возрастной ценз для назначения судьей — он будет составлять 30 лет.
Портнов охарактеризовал принятый недавно Уголовный процессуальный кодекс как один из лучших подобных документов в Европе, что признано европейскими экспертами. Об этом говорил и генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд. Кодекс вступит в силу 19 ноября, но, как отметил Портнов, с ним будет еще много проблем. Сейчас идет процесс имплементации этого документа. Государственная судебная администрация закончила свои переговоры с местными органами о формировании института присяжных. Есть и финансирование. Его достаточно, чтобы кодекс стал действующим.
Некоторую тревогу вызывает сегодня процесс имплементации закона об адвокатуре. Хотя он и введен в действие, но еще не работает в полную силу, поскольку до сих пор не созданы органы адвокатского самоуправления. Портнов призвал участников форума способствовать изменению власти в адвокатуре, «потому что те, кто там сейчас работает... отстали от жизни на десятки лет». Говоря о критике закона об адвокатуре, Портнов отметил, что она частично является конструктивной и будет постепенно учитываться. В то же время он призвал отказаться от борьбы за то, чтобы адвокат был освобожден от налогообложения. В этом, по его мнению, «нет никакой логики».
Портнов высоко оценил принятый на днях парламентом закон о национальном превентивном механизме и пообещал, что Президент подпишет его в течение 10 дней. Закон предусматривает право защитников без предупреждений посещать все «места несвободы», начиная от следственных изоляторов и колоний и заканчивая специальными автомобилями и психиатрическими лечебницами.
Наиболее дискуссионным и сложным вопросом сегодня, по словам Портнова, являются изменения к закону о прокуратуре, принятые парламентом и подписанные Президентом, которые вступают в силу 1 декабря. Но их критикуют и в Совете Европы, и в посольстве США. Этот документ, по мнению советника Президента, на 80% отменяет общий надзор, поскольку им ликвидированы предписания и протесты прокуратуры. Органы прокуратуры отныне не имеют права издавать во внесудебном порядке ни единого акта, которым бы что-то останавливали или приостанавливали: «Мы максимально усложнили проведение проверок органами прокуратуры. Это — шаг вперед!»
«Европейские структуры критикуют нас за то, что мы не направили этот закон в международные институты, — продолжает советник Президента. — Но в нашем парламенте принимается за год 10 тысяч законов. Можно ли полностью направить их в европейские институты? Не превратятся ли последние в этом случае в верхнюю палату украинского парламента? Мы не можем настолько усложнять процесс законотворчества, хотя наиболее серьезные реформы все же обязательно проводим через международную экспертизу».
Портнов указывает, что через нее будет обязательно проведен новый всеобъемлющий закон о прокуратуре, но при этом отмечает, что европейцы Украину критикуют за то, что она еще не окончательно отменила общий надзор прокуратуры, но, в то же время, сами его вводят. 16 сентября Комитет министров Совета Европы принял решение и рекомендовал европейским странам фактически расширить общий надзор. «Дословно так и сказано. Они приветствуют общий надзор в европейских странах, — подчеркивает советник Президента и спрашивает: — А какие у нас теперь аргументы для ликвидации общего надзора? Ведь раньше мы ссылались на то, что этот процесс идет в Европе...»
На «сладкое» в своем выступлении перед юристами руководитель главного управления по вопросам судоустройства АП приберег закон о внесении изменений в закон о Высшем совете юстиции. В нем прокуроры практически полностью лишены права инициировать проверки судей и вносить предложения о привлечении их к дисциплинарной ответственности. «Прокурор в судебном процессе имел до сих пор на один рычаг больше влияния, чем противоположная сторона, — напоминает Портнов, — Если ему не нравилось решение судьи, он обращался в Высший совет юстиции — пугал судью».