Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

УКРАИНА НА РУБЕЖЕ

В следующем году мы увидим, кто сбросит кожу, кто погибнет ужаленным, а кто сможет обеспечить Украине движение вперед
29 декабря, 2000 - 00:00

У нас создается впечатление, что такая система вроде бы обретает реальность, но это только на первый взгляд. На самом деле такая конструкция — ни за что не отвечать и всем раздавать команды — приводит к обратному: вся ответственность за любые недостатки, даже на уровне ЖЭКов, ложится на Президента, а командная система не просто начинает давать сбои, а приводит к поразительным казусам, что и показала история с кассетами. Потому что административно-командная система находится в антагонитических отношениях с требованиями современной экономики. И это очень сильно сказывается на рейтинге Президента. Ведь такая система управления является формальной, а в соответствии с теоремой логика Геделя о неполноте формальных систем, любая такая система не отвечает реальности и оторвана от нее.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

В свое время посол США Пайфер упоминал о годе надежд, связанном с избранием «нового» Президента. К сожалению, он закончился на минорных тонах. «Новизна» ушла, а проблемы умножились.

По сути, не было институционально закреплено большинство, не принят Налоговый кодекс, затухла административная реформа и имплементация.

Парадокс, но Верховная Рада выступает в роли либеральной силы по сравнению с Кабинетом Министров, что показывает и принятие законов относительно малого бизнеса, и отмена картотеки № 2, и альтернативная концепция налогового кодекса.

Казалось бы, именно президентская вертикаль должна была находиться на острие реформ, разрабатывать стратегию экономического и политического развития страны, убеждать, разъяснять и способствовать воплощению ее в жизнь, стимулировать радикальные изменения.

Но половинчатые решения, например, согласие с тем, что бюджет рассматривался на старой налоговой базе, приводят к тому, что все более неясным становится положение президентской вертикали в политической структуре страны. Это связано с тем, что концептуально и институционально четко не решена проблема, какими вопросами жизни страны она должна заниматься, какая ее роль и за что конкретно несет ответственность Президент страны. Чем должна заниматься президентская вертикаль — или быть посредником между законодательной и исполнительной властью, или занимать роль отстраненного наблюдателя-консультанта, или быть структурой, которая формирует будущее, стимулирует развитие страны и оптимизирует стратегии развития? Каким образом она будет это осуществлять?

В стратегии развития страны, предложенной в президентском послании, были заложены явно не соответствующие другим положениям этого же послания низкие цифры роста ВВП, а также содержалось внутреннее противоречие между требованием опережающего роста фонда оплаты труда в структуре продукции и цифрами роста реальных доходов населения в 1,3—1,4 раза за 2000—2004 гг. Не были отражены критерии оценки проведения структурной реформы экономики. Об этих противоречиях автор подробно уже писал в «Дне» (№31 от 22.02.2000 г.), и они сослужили плохую службу стране. Премьер-министр В.Ющенко ориентировался в программе «Реформи заради добробуту» не на дух послания, а именно на эти цифры, которые совершенно не отвечают требованиям страны, и в результате их перевыполнил, чем обеспечил, помимо прочего, повышение своего рейтинга, хотя экономическая ситуация в стране ухудшилась стратегически, если сравнивать ее в разрезе мировой экономики.

Повышению рейтинга премьер-министра В. Ющенко способствует и частая публичная критика членов правительства Президентом, что вызывает недоумение: Президент переходит в оппозицию к тем, кого утверждал и кого может отправить в любой момент в отставку, тем самым экзистенционально снижая свой статус и повышая статус премьера.

ПОЗИТИВНЫЕ ИТОГИ

Самый главный итог года — страна наконец-то начала задумываться, что она есть, откуда взялась и куда идет. По сути, именно с ответов на эти простые вопросы и начинается формирование страны.

Многие экономические и политические вопросы, немыслимые еще год назад, вовсю обсуждаются специалистами и активной частью населения.

Наконец-то был юридически зафиксирован прожиточный минимум, что дает точку отсчета и меру сравнения в будущем.

Страна получила опыт успешной и продолжительной работы парламентского большинства.

Год прожила без внешних кредитов и начала учиться жить по средствам. Происходящие в конце года события показывают, что населению не безразлично будущее страны. И, наконец-то, появилась реальная некоммунистическая оппозиция, что будет способствовать активизации всех процессов в стране и повысит требование к профессионализму управленческих структур.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Экономические проблемы будут накапливаться и в любой момент могут привести к кризису. Принципиальные ошибки, допущенные исполнительной вертикалью, заложили мину замедленного действия. После тяжелой зимы, продолжающегося обнищания населения и нового витка роста цен, а также учитывая циклически повторяющийся рост активности населения, связанной с годами солнечной активности, оппозиция весной перейдет к новому наступлению, разыгрывая югославский сценарий, осуществленный с Милошевичем. Тем более, что ряд стратегических ходов оппозиция уже «обкатала». Весьма вероятна отставка правительства В. Ющенко весной 2001 года по итогам зимы. Однако этот шаг возможен при радикальной модификации структур исполнительной власти, отработке их взаимодействия с законодательной властью и при четком распределении ответственности и полномочий. Фактически неминуем демонтаж системы коллективной безответственности.

Ситуацию осложнит и большая приватизация, к которой подключатся уже экономические игроки мирового уровня — бизнес-структуры западных стран и России, а они, несомненно, внесут дополнительную неопределенность в развитии политической ситуации в Украине.

Из вероятной кризисной ситуации вряд ли возможен, в отличии от Беларуси, выход к тоталитарной форме управления, поскольку административный ресурс в условиях слабой экономики ограничен, в Украине укрепились региональные центры влияния, а также этого не допустят западные страны.

Следует учитывать, что 2001 год — это год Змеи — символа энергии и сокровенной мудрости. Энергия ее амбивалентна, отживающее погибает от ее смертельного жала, а здоровое начало воскресает и будет обеспечено восходящей силой (Кундалини). Змея—это архетип превращения и обновления. В следующем году мы увидим, кто сбросит кожу, кто погибнет ужаленным, а кто сможет обеспечить Украине движение вперед.

Принципиально новые идеи уже были озвучены Президентом Л. Кучмой на конференции 16 ноября 2000 г., и прежде всего стратегия опережающего развития. Теперь необходим следующий шаг — ведь идеям нужна реализация, нужна команда, способная их понимать и воплощать. Страна нуждается в четких ответах, что такое украинская нация, в чем состоят стратегические интересы Украины и кто ее стратегические партнеры, каким образом она будет интегрироваться в мировое пространство. Восстановление доверия к властным структурам — это такая же важнейшая проблема следующего года, и немалую роль здесь будет играть степень закрытости или открытости властных структур от народа.

Но самое важное — в украинскую болотистую жизнь наконец-то начали дуть ветры глобальной цивилизации, и последние события на рубеже тысячелетий показывают, что Украина действительно связана и зависима от глобального мирового пространства и не сможет укрыться от ветров перемен в местечковом национализме.

Вот еще один год прожит. Несомненно, что с разных позиций он получит диаметрально противоположные оценки, но существуют и общие закономерности.

ЭКОНОМИКА

В этой области Украина залегла у дна. К счастью, не наступил структурный развал экономики, что в первую очередь зависит от состояния энергетики страны, но и нельзя сказать, что мы отошли от этой опасной черты.

Темпы роста годового ВВП, оцениваемые в 3,5—4%, вселяют мало оптимизма, поскольку при таких темпах очень быстро увеличивается отставание в величине абсолютного дохода на душу населения не только от развитых стран, но и от наших соседей — Польши, России, Словакии, Венгрии.

По сути дела, в сфере экономики наблюдается состояние status quo — состояние стагнации. Мы потеряли еще один год для структурной реформы экономики, даже не предприняв первые шаги.

Структура бюджета не несет новизны, а слова о бюджетной реформе только потревожили слух депутатов. Опять средняя зарплата будет колебаться в районе прожиточного минимума, внутренний рынок будет влачить жалкое существование, а минимальная зарплата будет способствовать сокращению населения.

Таким образом, Украина с точки зрения реформирования экономики и при сохранении той же стратегии действия правительства реформаторов гарантированно потеряет и год следующий.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА

Это одна из самых популярных тем для обсуждения, но и самая бесперспективная сфера для изменения.

Дело в том, что ни одна структура исполнительной власти не заинтересована в административной реформе, более того, все ее боятся, поскольку, по сути, административная реформа — это четкое определение ответственности. Брать на себя ответственность никто не хочет, поэтому активно создается видимость административной реформы — меняются названия, тасуются министерства, переставляются кадры. И с каждым годом все очевиднее становится, что такая система управления не приспособлена для требований мобильной мировой экономики и даже угрожает безопасности государства. В стране наблюдается кризис ответственности.

Желание выстроить такую систему, когда президент может всем управлять, назначать ответственных, вплоть до премьер-министра, и отнимать полномочия, не подписывать законы даже после преодоления депутатского вето и никоим образом не отвечать за ошибки и просчеты, перекладывая их на других, — это, конечно, розовая мечта любого президента любой cтраны.

Сергей УДОВИК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ