Военная служба — служба государственная. Кроме регламентированной Уставом жизни, соответствующих должностей и денежного обеспечения, это еще и воинские звания, особая форма, ведомственные знаки отличия и государственные награды. За добросовестное исполнение обязанностей предусмотрен целый ряд поощрений. Такая традиция пошла еще с давних времен. В римскую эпоху, например, воина награждали металлической пластинкой, которая могла иметь разную форму и цеплялась на панцирь или на плащ. В царской России воинов отмечали золотыми или серебряными монетами со специально сделанным ушком.
Однако, кроме мужества и храбрости, которую солдаты проявляли на поле брани, командование ценило и опыт, приобретенный за годы службы. В Советской армии все, кто безукоризненно прослужил 10, 15, 20 лет, получали, несмотря на звания и должности, соответствующую медаль. К юбилею Вооруженных Сил СССР защитнику Родины на грудь обязательно «падала» еще какая-то награда. Тех, у кого были проблемы с законом, наград лишали.
Этот опыт Украина не унаследовала, и «медальное» стимулирование пока еще не прижилось. Офицер в чине подполковника, который закончил высшее учебное заведение, предположим, еще в 1992 году, имеет в лучшем случае одну-единственную награду — «10 лет Вооруженным Силам Украины». А что же говорить о «перспективных» майорах и капитанах? Тогда, кстати, наград хватало не всем.
Не хочу ставить в пример советские милитаристские «звездопады», поскольку и в те времена медали находили не тех героев, которые на самом деле заслуживали их. Вспомним хотя бы Великую Отечественную войну или выполнение интернационального долга в Афганистане. Можно вспомнить и введенную тогда кадровыми органами альтернативу: «Ну шо, старлей, «ЗБЗ» (медаль «За боевые заслуги») или академию?» А почему бы не все сразу, если доказал право на это безупречной службой?
В этом смысле хочу обратиться к опыту американцев, с которыми удалось познакомиться уже здесь, в Ираке. Да, они работящие, старательные, но, на мой взгляд, крайне безынициативные. Однако за иракскую кампанию каждый из них, от рядового до генерала, получает, как минимум, два знака отличия: «За борьбу с терроризмом» и «Операция «Свобода Ирака». Последняя была выпущена полтора года назад специально накануне развертывания боевых действий.
Кстати, «янки» получают знаки отличия за каждую миссию. Бойцы убеждены, что отстаивают интересы своего государства, и оно, в свою очередь, таким образом морально поддерживает своих парней за границей. «Каждая командировка в горячую точку является решением ответственного руководства, значит, так нужно человечеству, стране, народу. А популярна эта война в мире, Штатах, моем городе, семье или непопулярная — личное дело каждого. Это мой моральный выбор. А медаль можно и не носить», — говорили американские военные, демонстрируя отличия за предыдущую «Бурю в пустыне».
Парадный китель военного — это вся биография профессионала. Нашивка — фамилия, нарукавный знак — род войск, погоны — карьера, орденские планки — не просто мужество и храбрость, а все миссии — Азия, Африка, Европа, то есть боевой путь.
Награды — особая гордость для военного. «Они не продаются!» — с гордостью говорят их обладатели. Однако к так называемым недалекими людьми «цацкам» можно приобрести все что угодно. Даже в военном магазине в Аль-Куте американские новобранцы присматриваются к специальным рамкам под свою будущую коллекцию, а «дембеля» заказывают необходимый формат по каталогу, учитывая свой послужной список. Потом такой иконостас-витрина украшает кабинет американского военного пенсионера.
Но ведь медаль можно потерять во время переезда, повредить. Поэтому в США есть специальные магазины, где официально продают военные награды. Специалисты утверждают, что «послужные» стоят около 15 долларов, «за боевые операции» — по 30. Однако на обратной стороне обязательно есть «шильдик», где гравируют воинское звание и фамилию.
У нас тоже нередко можно встретить офицера, контрактника, который с гордостью носит ооновские и натовские награды за разные миссии. Скромно там может пристроиться что-нибудь национальное. Так что, за рубежом ратный труд украинцев оценивают выше, чем на Родине? Нет, но так уж сложились мировые военные традиции. Парадокс заключается и в том, что в личное дело их не во всех военных частях записывают, хотя соответствующий сертификат международного образца военнослужащий имеет. С другой стороны, аргументация должностных лиц справедлива: к государственным наградам Украины такие медали не относятся. Хорошо, что носить еще позволяют, шутят миротворцы.
В многонациональном корпусе «Ирак», где выполняли служебно-боевые задачи ребята 5-й, а сейчас 6-й отдельных механизированных бригад, известного «парада медалей» не существует. Может, командованию коалиционных войск пока не до торжественных церемоний. Однако казахский контингент, который в пятьдесят раз меньше нашего, награды союзников получил.
В Ираке налажена целая система поддержки имиджа военных, работают в этом направлении и производители сувениров. Символику «Iraqi Freedom» можно встретить везде — на бокалах, майках, зажигалках. В основном, Америка своими военнослужащими гордится.
«Пропаганда, — скажете вы. — Киноленты, которые делают из них героев». Посмотрев на рейнджеров с близкого расстояния, могу признаться — это правда. Но правда и в том, что мы — не хуже.