Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Украинский прорыв»: иммунитет правительства или путеводитель для страны?

25 января, 2008 - 00:00

Вчера на встрече с инвесторами Юлия Тимошенко назвала дату, когда, по ее мнению, будет утверждена программа деятельности правительства. По ее словам, это 5 февраля. Предполагается, что сначала депутаты заслушают послание Президента, а уж потом состоится голосование по программе. «Я скажу, мы намерены менять все», — сообщила премьер инвесторам.

Куда будет прорываться страна во главе с правительством Юлии Тимошенко? В принципе, с программой со смелым названием «Украинский прорыв: для людей, а не для политиков» может ознакомиться любой пользователь интернета. Конкурентная экономика, экологическая безопасность и инвестиции. На этих трех китах и будет держаться правительственная программа действий, — убеждает премьер-министр. Но действительно ли программа так хороша, как это преподносит Юлия Владимировна?

На днях в газету пришло письмо от Николая Ивашиненко из Днепропетровска. Вот небольшая выдержка из него: «Наверху», по инициативе Ю.В.Т., начался процесс обсуждения жизненности «Украинского прорыва» — программы правительства. Документа, который может стать базой для благополучия нашей с вами жизни. Но может и не стать... Помогите народу Украины понять, что к чему».

Мы спросили у экспертов «Дня»: имеет ли шанс правительственная программа стать реальным путеводителем для страны на ближайшие годы или все же амбиционные планы главы Кабмина так, и останутся пусть красивой, но все же декларацией?

Анатолий МЕЛЬНИЧЕНКО , политолог, г. Житомир:

— В Программе деятельности правительства «Украинский прорыв: для людей, а не политиков», утвержденной недавно Кабинетом Министров Украины, есть много позитивного. Мне очень нравится, что в первом разделе выписана проблема становления гражданского общества в Украине. Эта часть так и называется «Гражданское общество». Такой подход, по моему мнению, очень важен. Потому что, если говорить об экономических проблемах, они серьезные, но без закладки фундаментальных основ и осуществления всех реформ по формированию гражданского общества остальное будет просто разговорами. И очень важно то, что в Программе заложено, что государство создает определенные условия для развития гражданского общества. Есть пункт в этой программе, который так и называется — налаживание плодотворного диалога между властью, неправительственными организациями и гражданами. Раньше этого не хватало. Еще одним позитивом считаю, что в ней есть большой перечень изменений к действующему законодательству по этим вопросам. Практически вспоминается весь законодательный ряд, принятый за годы независимости Украины, а это 16 лет деятельности Верховной Рады. Есть также большой перечень законов, относительно разработки которых правительство берет на себя обязательства. То есть имеется законодательное закрепление как формирования гражданского общества, так и становления правового государства в Украине. Есть, скажем, в этой программе много неконкретных моментов, много общих фраз. Например, в разделе «Высококачественное и современное образование» заложен пункт, который для меня непонятен и выглядит декларативным: «Дети дошкольного возраста должны быть охвачены различными формами дошкольного образования». Внедрение опережающего повышения заработной платы работникам образования не конкретизировано ни в сроках, ни касательно ориентиров — по отношению к заработной плате в промышленности или в общем к субъектам экономики. То есть нет конкретики. Другой момент программы, тоже заслуживающий внимания, — формирование государственного заказа на образование высших степеней в соответствии с потребностями общества и обеспечением его финансирования из бюджета. Вопрос: сколько будет выделено средств, каким будет процент, запланированный по этому заказу, в какие сроки будет выполнена эта чрезвычайно важная стратегическая задача? Правительством это также не сказано. В разделе «Современное европейское государство» записан существенный стратегический момент по поводу того, что административно-территориальная реформа назрела в Украине, и что мы будем выступать за создание системы: «регион—район—община». Это также своего рода декларация, потому что предусматривает изменения в Конституции. В свою очередь это тянет за собой необходимость определения во времени, вопрос конституционного референдума. Но позитивно то, что Кабмин берется за инициирование разработки изменений в законодательстве о референдумах. То есть Программа правительства грешит общими фразами. Относительно средств массовой информации — например, в плане содействия самоорганизации журналистской среды — этот тезис не конкретизируется. Однако, по большому счету, в Программе значительно больше позитивного, чем негативного. Относительно последнего, то это, в первую очередь, отсутствие сроков выполнения, сумм средств, которые будут выделяться.

Что касается вопросов развития национальной экономики, нынешним правительством поставлены достаточно амбициозные и актуальные задачи. Для примера, такой пункт: обеспечение создания условий для реализации человеческого потенциала нации в соответствии с европейскими стандартами. Я думаю, что это тот вектор и планка для украинского общества, к которым мы должны стремиться. Здесь ориентиры правительства определены четко. Вместе с тем, опять нет конкретных сроков их достижения и алгоритма разрешения этих стратегических вопросов. Из позитива можно также отметить, что правительство берет на себя обязательства бороться с инфляцией как одно из первоочередных. Сегодня инфляционные ожидания очень мощные — это касается, в том числе, падения курса доллара. Экономический блок программы расписан довольно мощно и удачно, хотя не определены конкретные сроки и исполнители. Но имеем фактически только проект программы, который будет дорабатываться с учетом предложений Президента Украины, будет рассматриваться в комитетах Верховной Рады, корректироваться народными депутатами. Стратегическое видение развития государства у правительства есть. Конкретизация возможна на втором этапе ее принятия, потому что Программа правительства может быть утверждена или не утверждена Верховной Радой. Но все равно это серьезные намерения.

Юрий КОДЕНКО , аспирант кафедры истории Украины Луганского национального педагогического университета имени Тараса Шевченко:

— Как человек, привыкший исследовать первоисточники, я бегло ознакомился с размещённым в интернете, доработанным вариантом проекта программы действий правительства Юлии Тимошенко с учётом президентских предложений и могу отметить — в целом документ достаточно грамотно и логически верно составлен, хотя по содержанию является несколько эклектичным с точки зрения его реализации. Безусловно, он таким и должен быть, так как команда нового премьер-министра попыталась соединить сразу две предвыборные программы — и НУ НС,и БЮТ. Впрочем, их содержания несколько похожи, но, по моему мнению, очень непросто было разработчикам программы соединить правые идеи пропрезидентской силы с левацкими лозунгами, которыми изобиловала предвыборная платформа политической силы Юлии Владимировны. Трудно скрещивать солидаризм Тимошенко и классический либерализм, исповедуемый украинскими правыми. Если судить по содержанию проекта программы действий правительства, то приходишь к очевидному умозаключению: действительно, программа на первый взгляд представляет собой набор лозунгов. Но при более детальном ознакомлении начинаешь ощущать, что этот набор как раз и представляет собой целостную систему первоочередных мероприятий, которую так давно ожидает украинское общество, уставшее от полуанархии власти в государстве. Сегодня Украине срочно требуется прорыв во всех сферах деятельности, и это не просто красивые слова, — ведь мир так динамичен, что мы со своим топтанием на месте очень скоро окажемся на задворках современной цивилизации. К отрицательным моментам предложенной украинцам программы стоит отнести минимум внимания к реформированию административного устройства нашей державы и её судебной системы. Изменения, которые намеревался воплотить в жизнь Роман Бессмертный в ходе отвергнутой обществом в 2005 году административно-территориальной реформы, и являются, по-моему, той краеугольной основой для преобразований в стране. С подобных преобразований, как показывает опыт постсоциалистических стран Восточной Европы, начинали все успешные реформаторы последнего времени. Ведь именно разграничение политики и вопросов администрирования в исполнительной власти является сутью реформы местного самоуправления, — в наших реалиях это называют вторым этапом конституционной реформы. Необходимо чётко определить полномочия всех властных структур на местах и в центре, сократив численность чиновничьего аппарата, разросшегося за период независимости в два с половиной раза по сравнению с восьмидесятыми годами прошлого столетия. Что касается содержания судебной реформы, то в проекте правительственной программы мало внимания уделено реальному механизму увеличения прозрачности в вопросах назначения кадров на судейские должности. По-видимому, разработчики программы решили, что подобные нововведения — компетенция исключительно Верховного Совета. Хотя общество давно ждёт от государственных мужей и ответственных политиков принципиально новых инициатив, которые могли бы стать своеобразными локомотивами на пути к кардинальным изменениям в стране. Позитивными сторонами проекта программы являются предлагаемые методы реформирования в угольной отрасли — по сути, они являются развитием тех идей Тимошенко, с которыми она дебютировала в исполнительной власти на посту вице-премьера по ТЭК в правительстве Виктора Ющенко. Хорошо, что содержание проекта не оторвано от нынешних реалий: комплекс мер по реформированию ЖКХ отталкивается от сегодняшних проблем в этой сфере, достаточное внимание уделено проблемам отечественного образования и науки, медицины. Предусмотрен ряд толковых мероприятий по совершенствованию межбюджетных отношений между центром и территориями, что должно приблизить власть к решению конкретных проблем на местах. Это позволит обывателю собственными глазами увидеть — каким образом расходуются деньги, которые с него исправно взимают в качестве налогов. Подводя некоторые итоги собственным словам, стоит подчеркнуть главную мысль: предложенный набор мероприятий проекта программы, в принципе, несовершенен, так как нет разумных пределов в данном направлении для человеческой мысли по определению. Но то, что предложила соотечественникам Тимошенко, на самом деле следует считать действительно уникальным шансом для украинцев, как сравнительно молодой нации. Уверен в том, что Юлия Владимировна — настоящий патриот своей державы, способна приложить максимум усилий по воплощению озвученных идей, и через 5—10 лет Украина сможет достичь заметных успехов на пути к улучшению жизни как внутри государства, так и укреплении позиций страны на международной арене. Похоже, что комплекс мер правительственной программы способен мобилизовать украинский народ и стать по-настоящему национальной идеей для граждан.

Сергей БИЛОШИЦКИЙ , кандидат исторических наук, г. Хмельницкий:

— В независимой Украине после ликвидации плановой экономики, гиперинфляции 1992— 1993 годов и «криминальной» приватизации вопрос комплексного планирования социально-экономического развития постоянно утрачивал методическую основу и воспринимался в качества, скорее, политического ритуала, нежели серьезного государственного мероприятия. Со времен оранжевой революции в стране окончательно закрепилась эта практика — подменять вопрос стратегического планирования популистскими лозунгами. Если сравнить инаугурационную речь Виктора Ющенко с программами деятельности правительств Юлии Тимошенко 2005 и нынешнего годов, то можно заметить, что их писали не столько профессиональные планировщики, опираясь на ресурсную базу страны, сколько политтехнологи, ориентируясь на перспективы следующей избирательной кампании.

В общем, нужно признать, что сегодня в украинской политике прогрессируют такие антидемократические технологии, как элитаризм в сфере принятия стратегических решений и популизм в сфере коммуникации властей с электоратом. Этому способствуют как тотальная оторванность правящего класса от общества, так и катастрофическая культурная деградация населения. Уже само название программы «Украинский прорыв: для людей, а не политиков» фактически свидетельствует, что правящий класс уже давно осуществил прорыв к высотам потребления мировой цивилизации и вынужден признать, что по дороге потерял народ.

По содержанию непосредственно программа деятельности правительства должна была бы называться преамбулой (декларацией о намерениях), которая предшествует настоящей программе (в которой должны быть зафиксированы четкие механизмы, ресурсы и сроки, выделенные для решения проблемы).

К сожалению, в этом документе так и не объяснено его странное название. Остаются непонятными цель и направление прорыва украинских людей (а не политиков), для которых, собственно, и должны работать «коалицианты». Вместо конкретики — банальные до безобразия тезисы о праве на свободное развитие личности, которое пока что у большинства граждан ассоциируется со значительным сокращением населения, моральной деградацией и отсутствием гарантий на достойную жизнь.

Интересно, каким образом и когда я и мои знакомые вследствие реализации упомянутой программы должны осуществить прорыв к новым стандартам жизни (о чем, собственно, мечтается, когда поддерживаешь на выборах какую-нибудь политическую силу)? Когда, например, смогут (и смогут ли вообще когда-нибудь?) бюджетники получить жилье? Или когда смогут (или не смогут никогда) пенсионеры рассчитывать на медикаментозную поддержку за счет государства в случае тяжелого заболевания?

Предложенная правительственная программа написана таким образом, что отчет о ее выполнении превращается в бессмысленное занятие, поскольку нельзя отчитываться о выполнении абстрактных обязательств. Но этого и не нужно правящей команде. Цель этого документа более скромная — совмещение политического ритуала приобретения неприкосновенности (эфемерной в отечественной практике) действующего правительства сроком на год от утверждения документа с введением в информационное пространство накануне президентских выборов лозунга «Украинский прорыв: для людей, а не политиков», который может стать новым фетишем, направленным на мобилизацию агонизирующего, интеллектуально и физически обессилевшего протестного электората.

P.S. Полный текст программы «Украинский прорыв: для людей, а не для политиков» читайте здесь.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ