Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Уроки выборов

«В украинской политике мало новых людей и катастрофически мало новых идей»
5 октября, 2007 - 00:00
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Когда этот номер готовился к печати, ЦИК обработал 99,95% бюллетеней. Это, конечно, не 100% , но можно уже смело говорить, что политический расклад в Верховной Раде будет таким:

Партия регионов — 174 места — 34% «За» — 7 959 млн. голосов

БЮТ — 156 мест — 30,7% — 7 134 млн. голосов

НУ—НС — 72 места — 14,16% — 3 289 млн. голосов

КНУ — 27 мест — 5,39% — 1 248 млн. голосов

Блок Литвина — 20 мест — 3,96% — 919 тыс.

Таким образом, у НУ—НС и БЮТ простое большинство — 228 мандатов. С Литвином это будет уже 248 мандатов.

В принципе, история учит тому, что ничему не учит. (Это особо актуально после сенсационного заявления Президента.) Но, тем не менее, мы спросили наших региональных экспертов: какой урок этих выборов? И какое впечатление у вас они оставили?

Николай КОЗЛОВЕЦ, заведующий кафедрой философии Житомирского государственного университета имени Ивана Франко:

— Если сравнивать последние парламентские выборы с предыдущими, то одним из важных уроков является то, что те партии, которые не преодолели трехпроцентный барьер, набрали значительно меньше голосов, в совокупности — мизер. Это означает, что избиратели связывают свои надежды с более влиятельными политическими силами. То, что не прошли социалисты во главе с Александром Морозом, свидетельствует о том, что может быть наказание за отступничество и измену, и является предостережением другим партиям, в том числе блоку «Наша Украина — Народная самооборона». Но в то же время говорит о том, что усиливается тенденция к формированию в Украине трех- или даже двухпартийной системы, довольно опасной для страны. Потому что у нас практически отсутствуют партии европейского типа, а есть образования по типу закрытых акционерных обществ, которые содержатся определенными олигархическими структурами. В отличие от Западной Европы, где партии финансируются главным образом избирателями, среди которых основным является средний класс. В Украине опасность заключается в том, что политика превращается в дело нескольких сотен людей. Если посмотреть на избирательные списки фаворитов состоявшихся выборов, то там много людей, которые сами являются олигархами или работают в их структурах. «Наша Украина», которая менее олигархизирована, на данное время серьезно повлиять на ситуацию не может. А один из определяющих признаков демократического государства — это отделение бизнеса от власти. Потому что интересы бизнеса не всегда совпадают с государственными. Сегодня, благодаря беспомощности политического класса и лоббированию олигархическим классом своих интересов, украинская государственность пришла в упадок. Несмотря на обычные успокоения типа: «Украина состоялась как независимое государство». Перспективы европейской интеграции и вступления в НАТО становятся призрачными. У нас не смогли гарантировать не только достойные социальные стандарты, но и безопасность государства. Хотя выборы продемонстрировали, что большинство народа склоняется к независимому бытию страны и европейскому типу развития. Что ее единство и целостность, несмотря на ментальные особенности людей на западе Украины, с одной стороны, и востоке, с другой, являются для них ценностью. И что граждане хотят признания своего достоинства и прав на достойную жизнь. У нас не столько разделение на тех, кто живет на правом или левом берегу Днепра, сколько более глубокое расслоение: есть небольшая прослойка очень богатых людей и большое количество бедных.

Существенное увеличение количества тех, кто голосовал против всех или не принимал участия в голосовании, считаю способом протеста и отражением позиции: «Все политики лгуны и лицемеры». Но это путь в никуда. Он означает, что человек потерял не только свой голос, но и шанс, хоть и всего лишь шанс, изменить собственную жизнь к лучшему.

Что сегодня очень важно, так это понимание, что демократия — это контроль власти избирателями, и политические коалиции должны формироваться в результате выборов, а не кулуарных договоренностей нескольких человек. И должно быть нормальное соотношение власти и оппозиции — в демократических странах это единство противоположностей, поскольку они борются друг с другом, но в то же время и вступают в диалог. У нас же перед объявлением о досрочных выборах оппозицию практически вытолкнули на маргинес политической жизни. Сейчас оппозиции следует отдать некоторые ключевые должности. Например, главы Счетной палаты, глав бюджетного, регламентного, некоторых других парламентских комитетов. То есть нужно формировать цивилизованную систему власти. Перед выборами у нас не состоялось серьезной дискуссии между политиками относительно будущего Украины — агитация была больше похожа на шоу, и использовался компромат. Но сегодня идет борьба за Украину. И если сейчас не заняться серьезно государственным строительством, не формировать современную экономическую систему информационного типа, а не индустриального, как сейчас, то страну могут ждать очень серьезные проблемы.

Николай ГОРДИЧЕНКО, доцент кафедры социально- гуманитарных дисциплин Днепропетровской консерватории им. М. Глинки:

— Хотелось бы обратить внимание на то, что впервые за все годы независимости в Верховной Раде не будет представителей Социалистической партии Украины и ее бессменного лидера Александра Мороза. На мой взгляд, главная причина тому не политическое предательство, о котором говорят его бывшие союзники времен помаранчевой революции. В конце концов, в политике, как известно, друзей нет. Да и сам А. Мороз напоминает, что социалисты не обещали жениться на Ю. Тимошенко и выполнять все прихоти В. Ющенко. Дело в другом — парламентский статус потеряла партия, состоящая в Социнтерне, в то время как партии подобной идеологической направленности стабильно правят почти во всех странах Европы или влияют на вектор их развития. Разница заключается в том, что в Европе они опираются на мощные профсоюзы и не зависят от финансирования со стороны капитала. Это позволяет им иметь относительную самостоятельность и отстаивать социальное законодательство в интересах простых граждан. У нас же в Украине ничего подобного нет. То, что называют профсоюзами — на деле бюрократическая надстройка, оставшаяся от бывших «школ коммунизма». Украинские профбоссы научились жить дружно с владельцами предприятий и безбедно существуют на перечисляемые им взносы и доходы от аренды профсоюзного имущества. По существу они лишь занимают нишу, в которой должны быть настоящие профсоюзы. Соответственно нет в Украине и левого движения, хотя жизненный уровень граждан значительно ниже, чем в странах Европы. У нас есть лишь левая номенклатура, которая борется за теплые места в парламенте, причем, доверие к ней снижается от выборов к выборам. Наконец, дело дошло до логического финала — социалисты оказались за дверями парламента. Не исключено, что подобная судьба в ближайшие годы ждет и коммунистов, которые некогда имели самую крупную фракцию в Верховной Раде. Теперь в украинском парламенте практически остались партии и блоки, списки которых плотно укомплектованы представителями крупного капитала. Считаю, что большой разницы между ними нет. Их лидеры рассказывают байки, которые приятно слышать электорату. Причем, для западной Украины — одно, для восточной — другое. Однако на уме — лютая жажда обогащения, а потому ничего хорошего простым людям это не предвещает.

Владимир ГАЗИН, доцент Каменец-Подольского государственного университета:

— Тот факт, что досрочные выборы состоялись, настраивает на оптимизм. Украина, без сомнения, предприняла следующий шаг к становлению демократии. Впервые в истории новейшего украинского государства, сработала обычная европейская практика разрешения политического кризиса путем досрочного переизбрания парламента.

А еще недавно такое представлялось невозможным, почти невероятным. Большинство специалистов полагало, что, во-первых, Президент слишком слаб и нерешителен, чтобы распустить Верховную Раду и добиться избрания новой; во-вторых, что сами выборы не внесут никаких изменений в высшие эшелоны власти и всего-навсего приведут к всеобщему разочарованию украинцев. В конце концов, можно сделать вывод, что подавляющее большинство пессимистических ожиданий не подтвердилось.

Выборы засвидетельствовали некоторые новые для украинской политики моменты. А именно:

— сегодня к политическим партиям электоратом выдвигаются довольно-таки жесткие требования. Избиратель не прощает измены. И это ярко засвидетельствовали предварительные результаты выборов;

— выборы подтвердили новую расстановку сил в стране. И кто бы что не говорил — сторонников европейского выбора, тех, кто исповедует демократические ценности, в Украине становится больше. При этом партии, провозглашающие эти принципы, все более уверенно овладевают политическим Олимпом нашего государства;

— антиукраинские партии и лозунги становятся менее популярными в народе. Приоритет национальных государственных интересов, являющийся определяющим в европейской практике, заметнее просматривается и в Украине. Украинцы постепенно превращаются в нацию, которая начинает уважать себя, и, следовательно — находится на пути к тому, чтобы ее уважали в мире;

— определились серьезные позитивные сдвиги в аспекте единства Украины. И как бы некоторые не пытались делить Украину по цвету, но последние выборы продемонстрировали, что сегодня довольно много голосов за «бело-голубых» было и на Галичине, а на востоке — соответственно, за «оранжевых». А значит, практика поддержки земляков постепенно отходит в прошлое. Происходит распределение электората согласно определенного политического направления тех или иных партий, их идеологических платформ;

— приковывала к себе внимание социальная направленность предвыборных обещаний основных политических сил, зачастую — нереальных;

— ни одна политическая сила не предложила системного похода против коррупции;

— увеличивается прослойка граждан, которые ждут появления новой политической силы, над лидерами которой не будет тяготеть «тайна первого миллиона». Об этом свидетельствует больший, чем на предыдущих выборах, процент тех, кто проголосовал против всех.

Безусловно, сегодня украинский политикум ожидает очередной чрезвычайно сложный экзамен — на зрелость. Демократическим, проевропейским силам народ дает еще один шанс, потеря которого будет значить полный крах для отдельных партий и их лидеров. Перефразируя популярного певца или певицу, можно сказать: «Украина вам не трали-вали...» Поэтому уже пришла пора для того, чтобы избавиться от личных и групповых интересов, мелких оскорблений и больших амбиций. В конце концов, необходимо уже работать в интересах государства.

Игорь ТАНЧИН, политолог, доцент Львовской коммерческой академии, кандидат исторических наук:

— Мы оказались в причудливой ситуации, когда из политических выборов все политические силы, кроме БЮТ, вышли в состоянии худшем, чем были накануне. «Наша Украина» подтвердила свой довольно низкий рейтинг, статус младшего партнера в «оранжевой» коалиции, а Президент показал свой реальный рейтинг, который оказался очень и очень низким, практически на грани легитимности. Не юридической, общественной легитимности.

Партия регионов как будто и улучшила свой результат, но не может создать коалицию. И Блок Литвина, который прошел в парламент, не получил золотой акции... «Оранжевое» большинство может быть создано и без него, а «сине-красное» большинство и вместе с ним все равно не дает большинства. Если он присоединяется, — хорошо, но если его не будет, то ничего трагического в этом нет. И только Юлия Тимошенко — в очень благоприятной ситуации. Если «оранжевая» коалиция не создается, Президент теряет свой электорат, его приобретает Юлия Тимошенко. А оказавшись в оппозиции (а мы уже знаем, как она действует в оппозиции — начинает жестко критиковать, делать резкие заявления, решительные ходы), она распространяет свое влияние, получает весь «оранжевый» сегмент. Плюс — продвигается на «сине- красную» территорию. Если же коалиция создается, Юлия Тимошенко — премьер, и она начинает воплощать в жизнь свою предвыборную программу. Борьба с коррупцией, олигархами, и тогда практически она, грубо говоря, начинает нарываться, она начинает прессовать их всех: у богатых отбирать, бедным отдавать. Чего она этим добивается? Ограничивая коррупцию, контрабанду, приостанавливая свободные экономические зоны, разбираясь с приватизацией, с ценами на газ и т.п., т.е. начиная реализовывать свою социальную программу? Причем, не заботясь особенно о развитии, но наполняя кошельки простых граждан, а простым людям это нравится, она опять приобретает очки. Смоделируем ситуацию: Юлия Владимировна становится на мозоли, прижимает «любих друзів», разных лиц как из «оранжевого», так и из «сине- красного» лагеря, тогда они выходят на Президента и заставляют его отправить ее в отставку, как это и было в прошлый раз. И здесь она опять же «вся в белом». Попробовала ущемить права олигархов, чтобы отдать часть имущества людям, а в результате ее предали и т.п., т.е. она опять же вся в позитиве. Это моя версия, по которой у Юлии Тимошенко очень большая вероятность стать Президентом.

Но один из основных выводов, который можно сделать сегодня состоит в том, что очень большая часть наших граждан разочарована во всех действующих политиках. Об этом свидетельствует высокий процент людей, которые проголосовали «против всех», и нужно отметить, что это — не худшие люди. Охарактеризовать их можно так: они разочаровались во всех политиках, однако это люди мыслящие и они осознают свой гражданский долг, своими действиями они хотят дать сигнал политикам, что они им не нравятся. К таким лицам нужно добавить людей, которые просто не пошли на выборы. И таких людей также стало больше.

Какой еще урок нам дали выборы? — Народ интересует вопрос улучшения жизненного уровня. И это улучшение предложили все политические силы. Т.е. я не увидел, чем кардинально отличалась бы программа БЮТ от программы Партии регионов или Блока Литвина. Они все практически предлагали то же самое. Однако БЮТ пошел дальше, потому что предложил не только улучшение материального положения граждан, а целостную программу украинского прорыва. Мало кто, конечно, читал и разбирается, в чем состоит этот прорыв, однако, во всяком случае, возникло общественное мнение, создано представление, что люди мыслят стратегически, что они не только готовы дать какую-то подачку простому народу, а что они видят как именно страну можно вывести из кризиса. И это один решающий фактор. А другой заключается в личности лидера. Отмечу, что в этих выборах играли значение: программы, пиар и личность лидера. Итак, можно по разному относится к Тимошенко, однако Юлия Владимировна является трибуном, агитатором и на предвыборной гонке она себя не жалела, проявив колоссальное, просто безумное трудолюбие. Если бы наш Президент хоть на половину так сработал, у него были бы другие результаты...

Айдер ЭМИРОВ, директор Республиканской крымскотатарской библиотеки им. Гаспринского:

— Во-первых, всем следует запомнить, что политическое предательство, в какие бы добропорядочные тоги оно ни рядилось, будет замечено и наказано избирателями.

Во-вторых, партиям следует иметь в виду, что невыполнение обещаний также карается избирателями. Это видно на примере как блока «НУ—НС», ранее много наобещавшего избирателям, но не выполнившим ни желания народа видеть бандитов в тюрьмах, ни повышения жизненного уровня. В результате поддержка такого мощного политического объединения, которое соединило 9 партий, снизилась до жалких 14 с хвостиком процентов. Это видно и на примере Партии регионов, поддержка которой, во всяком случае в Крыму, сократилась практически на десятки тысяч человек. Сюда же можно отнести и тот факт, что явка на эти выборы была меньше, чем на предыдущие, когда надежды народа были еще живы и когда никто не чувствовал себя разочарованным.

С другой стороны, избиратели преподнесли и урок номер три большинству малых партий, которые в своих обещаниях пытались заведомо обмануть народ и сулили все, что угодно, только не реальную работу по совершенствованию управления и жизни в стране.

Кроме этого, можно сделать вывод, что политика в Украине становится необыкновенно скучной, в ней, к сожалению, очень мало новых людей и катастрофически мало новых идей. А это очень опасно. Поэтому я думаю, что новые разочарования нас еще ждут впереди.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ