Как свидетельствуют результаты исследования, проведенного Социологической группой «Рейтинг», 44% граждан Украины не жалеют о распаде Советского Союза в 1991 году, в то же время 41% — жалеют. Казалось бы — шок. В стране, где практически у каждого человека местного происхождения в советское время были пострадавшие родственники, такие данные — вершина мазохизма. Даже владея минимальными данными, можно понять, что политика СССР в отношении Украины состояла в целенаправленных действиях на ее уничтожение и ликвидацию украинского народа с целью закрепления территории Украины за империей навечно. Более того, даже с точки зрения частных интересов отдельного индивида СССР обеспечивал нищую и унизительную материальную жизнь с очередями и дефицитами, особенно по сравнению с развитым миром. И это даже в наиболее успешные времена существования СССР, не говоря уже о 1920—1950 гг., когда огромная часть страны не только не могла досыта наесться, но просто голодала десятилетиями.
Поэтому во фразе «в головах медленно проясняется» кто-то делает ударение на слове «медленно», а кто-то — на слове «проясняется». Кто-то видит полупустой стакан, а можно увидеть и полуполный. Относительное большинство респондентов все-таки понимает цену собственному государству и не хочет ностальгировать за СССР даже на символическом уровне. И это несмотря на катастрофическую дискредитацию государства, несправедливость, воровство и т.д., которыми постсоветская власть Украины дискредитирует ее вот уже более 20 лет.
Например, согласно данным майского исследования фонда «Демократические инициативы им. И. Кучерива» и центра имени Разумкова, в украинском обществе всего три социальных института пользуются доверием со стороны граждан — церковь, средства массовой информации и Вооруженные силы. При этом Верховная Рада, Президент, суды, политические партии, правительство, милиция, прокуратура и местная власть имеют негативный баланс недоверия. В частности, главе государства полностью доверяют 6,5% опрошенных, преимущественно доверяют 19,3%, преимущественно не доверяют 23,9% и совсем не доверяют 45% украинцев.
Верховной Раде полностью доверяют всего 1,6% украинцев, преимущественно доверяют 14,7%, преимущественно не доверяют 31,7% и совсем не доверяют 45,1% опрошенных. Правительству выразили полное доверие 3% украинцев, преимущественное доверие — 19,3%, преимущественно не доверяют — 26,9%, совсем не доверяют 44,1% респондентов. Милиции полностью доверяет 1% населения.
Есть и другие позитивы пессимистических результатов социологов.
По сравнению с предыдущим исследованием конца 2010 года количество тех, кто жалеет о распаде СССР, уменьшилось с 46% до 41%, а тех, кто не жалеет, наоборот, возросло с 36% до 44%.
Вместе с тем, есть и другие зависимости. Например, женщины больше сожалеют о распаде СССР, чем мужчины. Это значит, что это сожаление более эмоциональное. Для многих такой ответ на вопрос — скорее эмоциональная реакция на современное состояние дел. Взвесив, наши люди никогда так много не дали бы за СССР.
Что касается баланса мужчин и женщин, то помимо эмоционального аспекта он означает, что страну больше готовы защищать те, кто физически может это делать. Другой позитив — чем выше образование респондентов, тем меньше ностальгии за СССР.
Если социологи не теоретизируют, а спрашивают прямо — проголосовали бы вы снова за независимость, значительно большее количество людей отвечают «да». Является ли Украина вашей Родиной — до 90%.
Как сообщил, Киевский международный институт социологии (КМИС), за 20 лет независимости часть ее сторонников никогда не снижалась до 50% — таковы данные социологического мониторинга с 1991 по 2011 год.
По результатам опроса от ноября 2011 года, часть граждан, которые поддерживают государственную независимость Украины, составляла 82,6%, увеличиваясь из года в год.
Абсолютное большинство респондентов этого опроса — 70% — считали, что Украина и Россия должны быть независимыми государствами, «с открытыми границами, без виз и таможен». Значительно меньшая часть (13%) опрошенных считает, что между Украиной и Россией должен существовать визовый режим.
Парадокс социологии в том, что многие из этих 80-85% людей, поддерживающих независимость Украины, ностальгируя за временами СССР, скорее сожалеют о временах своей молодости, когда и деревья были зеленее, и небо голубее, и девушки (или парни) лучше, и в очередях с ними можно было знакомиться.
Поэтому, вопреки проблемам и политическим кризисам, которые пережила Украина за 20 лет, сохраняется расположение ее граждан к независимости своего государства. И происходит это, несмотря на клептоманский, деструктивный и оскорбительный для достоинства народа режим.
Довольно трудно разграничивать государство и бюрократию и олигархов, когда вводить налоги и распихивать их по карманам остается главным содержанием существования власти.
Сегодня облагается налогами все, что шевелится, без всякого учета приоритетов страны. Последняя такая «гениальная» идея — взимать налоги с тех, кто ездит за границу. Хотя внешний туризм, напротив, очень полезен. В хорошие, успешные и интересные страны государство должно, напротив, целенаправленно отправлять пенсионеров, жителей Донецкой и Луганской областей и т.п. А там, глядишь, и в стране, и в головах просветление наступит.
Как гениально сказал в свое время британский премьер Уинстон Черчилль, «большевизм — это не политика, а заболевание. Когда он, как и всякая тяжелая болезнь, наконец отступает, люди еще долгое время не могут прийти в себя. Пройдет немало времени, прежде чем их глаза снова засветятся умом».
Поэтому нам не надо посыпать голову пеплом. Задача оккупантов — привить народу мазохизм самоубийцы. Неконструктивный исторический мазохизм также искривляет реальность. Вместо видения красок, а главное понимания реального масштаба событий и вещей, смещенный фокус мазохизма прививает ощущение обреченности и парализует волю. Поэтому прежде чем посыпать голову пеплом, нужно знать, в каких условиях жили наши предки и в каких живут люди сегодня. И как знать, выжили бы в мире многие другие народы и осталось бы столько разума в их головах, если бы им пришлось пережить то, что украинскому.
На фоне дискредитации государства властью большая часть украинцев все же проводит разграничение между государством и бюрократией, страной и властью.
Кстати, болезнь разочарования в своем коррумпированном государстве — не только украинская, но и «совместно советская». По данным майского опроса российской социологической фирмы «Левада-центр», 45% российских студентов и учеников и 38% бизнесменов стремятся навсегда выехать из России на постоянное место жительство за границу.
Похоже, болезни наших стран — одной природы.