Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В приступе интернационализма

Крымские коммунисты просят переименовать Волгоград
24 декабря, 1996 - 20:40
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

С коммунистами не соскучишься вообще, а с крымскими и подавно. По сообщению информагентства «Контекст-Крым», «в ходе торжественного собрания, посвященного 130-й годовщине со дня рождения Иосифа Сталина, крымские коммунисты начали сбор подписей в пользу переименования российского города Волгограда в Сталинград». В обращении собрания по случаю столь важной для коммунистов годовщины, о которой, кроме них, никто и не вспомнил, говорится: «Мы просим Волгоградскую областную и городскую думы, а также администрацию Волгоградской области предпринять предусмотренные российским законодательством юридические действия, направленные на возвращение городу-герою имени Иосифа Сталина, и призываем жителей области поддержать нашу просьбу».

Искать логику в действиях что российских, что украинских коммунистов всегда сложно. В первую очередь потому, что она банально отсутствует. С одной стороны, они с пеной у рта выступают против любых переименований и сноса памятников своим вождям, большим и малым. С другой — призывают к таким переименованиям. Причем, хоть что-то можно было бы понять, если бы новые названия присвоила, по их терминологии, буржуазная власть. Но ведь Волгоград, как и другие города, был переименован после исторического (а других просто не было) XXII съезда КПСС. И изменили это название те, наследниками которых товарищи Симоненко, Грач и Ко себя считают. Только не надо рассказывать, что Хрущев это сделал в пьяном виде, а то можно подумать, что страной долгие годы управляли алкоголики. И где были настоящие коммунисты, такие, как товарищи Симоненко и Грач, почему допустили до такого? Тогда на съезде все голосовали единогласно, и никто не выступил против указов президиума Верховного Совета. А сейчас вдруг опомнились...

Причем болезнью переименований в наиболее острой форме заболели именно коммунисты. Ведь это они сделали в 1934 г. Цхинвали Сталинари, Душанбе — Сталинабадом в 1929-м, Юзовку назвали Сталино в 1924-м, наконец, Царицын назвали Сталинградом в 1925 г. При этом, о чем почему-то предпочитают не говорить, несколько месяцев Царицын перед этим был Троцком. Чем им не понравилось название Царицын, понять невозможно. Город так был назван не из-за каких-то царей, а по названию реки Царица, которая так называлась еще тогда, когда в России царей и близко не было. Во время гражданской войны красные при участии Сталина его обороняли, и название Царицын им совершенно не мешало.

Чем крымских коммунистов не устраивает нынешнее название Волгограда, но вполне устраивает название «города Ленина» — Санкт-Петербург? Понять невозможно. «Коллективизация, индустриализация страны, ликвидация безграмотности, культурная революция стали той прочной основой, благодаря которой советский народ разгромил фашизм и сохранил собственную цивилизацию и культуру. Имя Сталина должно быть начертано на карте планеты». А имя Ленина? Ведь его вклад в столь любимый товарищами Октябрьский переворот несравненно больший, чем Сталина. Ленин с Троцким в Смольном, согласно большевистским мифам и реально, руководил переворотом, а Сталин тихо пил чай на квартире своей будущей тещи Аллилуевой. То ли в силу предусмотрительности, ведь исход большевистской авантюры был не очень ясен, то ли по другой причине. Почему бы товарищу Грачу не поднять вопрос о возвращении имени вождя мирового пролетариата Петрограду-Петербургу? Если Сталинград-Волгоград — город воинской славы, то Ленинград в этом отношении ему не уступает. Почему же такой избирательный подход? В конце концов, ведь они коммунисты-ленинцы. Или уже нет?

И вообще, почему же вдруг крымские коммунисты озаботились названием города в другой стране? У нас тоже немало городов было названо именем лучшего друга советских физкультурников. Тот же Донецк, например. Приднепровская железная дорога до конца 1950-х гг. называлась Сталинской. Но нет, очень озабочены они названием российских городов — эдакий рецидив интернационализма. Можно для его дальнейшего развития обратиться к германским властям с предложением вернуть саксонскому городу Хемниц название Карл-Маркс-Штадт, ведь с 1953 по 1990 гг. он так именовался. Все-таки основоположник самого верного и вечно живого учения. Как же быть с тем, что его имени теперь нет на карте Германии? Или переименовать город Трир — старейший город Германии, ведь отец-основатель марксизма там родился. Проблема, видимо, в том, что в 1990 г. 76% жителей Карл-Маркс-Штадта голосовали за то, чтобы вернуть городу старое название. И вряд ли они согласятся на что-либо другое. Насчет Трира и говорить не стоит.

Вообще с обращением крымских коммунистов забавная история вышла. На полуострове предложение обсуждалось и принималось 21 декабря. А в Волгоград обращение поступило раньше. Это подтверждается тем, что о нем московская «Независимая газета» написала в номере от 18 декабря. Наверное, предложение на берега Волги поступило еще раньше. Как это похоже на коммунистов! Фактически еще не принятое обращение направили как уже принятый документ, совершив тем самым натуральный подлог. Как сообщили агентству «Контекст-Крым» в пресс-службе Крымского республиканского комитета КПУ, «мы рассчитываем, что жители российского города поддержат инициативу крымчан. Власти Волгограда положительно отнеслись к этой идее, и если количество подписей будет достаточным, то им придется провести референдум, по результатам которого Волгоград переименуют в Сталинград», — объяснили в пресс-службе.

Как пишет «Независимая газета», инициатива крымских коммунистов о переименовании города-героя Волгограда в Сталинград осталась незамеченной в волгоградском политическом сообществе. Волгоградский социолог, директор Института экономических и социальных исследований Михаил Шевяков, комментируя для «Независимой газеты» ситуацию, отметил, что, «несмотря на все пиар-кампании вокруг имени Сталина, доля волгоградцев, поддерживающих идею переименования Волгограда в Сталинград, не превышает 18—20%». Некоторые считают ошибкой переименование Сталинграда в Волгоград, но при этом они считают еще большей ошибкой очередное переименование города. Другими словами, волгоградцы выступают за сохранение нынешнего названия города.

Как-то неудачно начал свою инициативу товарищ Грач. Изменило ему политическое чутье. Не уловил он, что в России подули другие идеологические ветры. Теперь Сталин — не эффективный менеджер, а лидер, ввергнувший страну в водоворот репрессий и голода. И никакие успехи, о которых упоминали крымские коммунисты в своем обращении, не стоят трагедий и гибели людей. Сообщаем для сведения товарища Грача и его друзей, что так считает президент России Дмитрий Медведев и его премьер-министр Владимир Путин. Последний является национальным лидером и по совместительству лидером партии «Единая Россия». А у этой партии большинство в волгоградской думе, а поддерживать пиар-акции коммунистов, тем более украинских, «единороссам» нет никакого резона. Как же быть с утверждением пресс-службы Крымского республиканского комитета КПУ, что власти Волгограда положительно отнеслись к выдвинутому предложению? Наверное, крымским коммунистам так хочется. Да и кто проверит, как действительно власти российского города отнеслись к их предложению? До Волги далеко, да и билеты стоят недешево. И не в Волгограде такие вопросы решаются, даже если бы в местной думе были одни коммунисты. В нынешней ситуации при весьма напряженных отношениях Кремля и КПРФ невозможно представить, что в Первопрестольной будут подыгрывать украинским и своим коммунистам. Тем более в период нашей избирательной кампании — в 2004 г. достаточно дров наломали. Как говорит английская пословица, once bitten, twice shy — однажды укушенный вдвойне пуглив. Тем более, что пять лет назад украинское направление курировал глава администрации президента России Дмитрий Медведев. Открыто вмешиваться в украинскую предвыборную кампанию он точно не имеет никакого желания. Так зачем поднята excitare fluctus in simpulo — буря в стакане воды?

Представляется, что товарищ Грач прекрасно понимает, что затея эта совершенно пустая. Никто ее в голову в Волгограде брать не собирается. Там своих забот полон рот, зачем еще чужими заниматься. Весь это приступ интернационализма имеет вполне внутреннее украинское, даже местное крымское объяснение. И состоит оно из двух частей.

Ни для кого не секрет, что обстановка в КПУ близка к фронтовой. В партии нарастает оппозиция «настоящих» коммунистов соглашательскому, по их мнению, курсу нынешнего руководства во главе с Симоненко. В партийных организациях индустриальных центров Востока достаточно много тех, кто выступает с фундаменталистских позиций и видит своего лидера в лице Грача. Соответственно, для последнего весьма кстати было бы выступить с какой-нибудь пиар-акцией, хоть и не имеющей реального наполнения, но позволяющей партийным массам увидеть, кто настоящий лидер. Решением кадровых вопросов на партийном Олимпе нужно заниматься заранее.

Вторая часть состоит в необходимости готовиться к местным выборам 30 мая. В свете отмеченного для Грача и его блока принципиально важно добиться впечатляющего успеха на местных выборах, что существенно повысит его шансы в борьбе за руководство партией. Для этих целей нужна акция типа переименования Волгограда. Ведь с креативом по животрепещущим внутренним проблемам у коммунистов плохо. Вот и перебиваются паллиативами, причем давно известными и также давно отвергнутыми. Наши украинские коммунисты, как и российские товарищи, остаются вечно вчерашними. И это подтверждает их очередная громкая и пустая затея. Очередной холостой выстрел.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ