Важность героев в нашем национальном наследии — это вопрос сегодняшнего праздника, а также вопрос для лучшего понимания — почему мы такие, какие мы есть. Мы — украинцы, в большинстве случаев биологически, хотя можно и выбирать национальность. Что нас отличает от других народов — это наша историческая культура и наследие, — основные факторы формирования личности и воспитания. Мы изначально добры, религиозны в силу христианского наследия, работящие в силу связи с нашей землей, с относительно высокими этическими и моральными признаками. В государственном строительстве мы прошли довольно нелегкий путь и фактически далее продолжаем бороться за свое будущее. Правда, есть независимое демократическое государство, однако основы и главные актеры этого государства, связаны с прошлым, иногда для нас непонятным. Правда, наше государство прошло Декларацию о Cуверенитете, провозглашение Независимости и своего рода национальное крещение оранжевой революцией в 2004 году. Однако давайте взглянем на официальное понимание «героя» современной, уже не только сине-желтой, но и оранжевой Украиной.
В Законе Украины о государственных наградах, Статья 6, под названием «Звание Герой Украины», говорится так: «Звание Герой Украины присваивается гражданам Украины за совершение выдающегося геройского поступка или выдающегося трудового достижения». Тем, кто совершил выдающийся геройский поступок, вручают орден «Золотая Звезда», а тем, кто достиг выдающихся трудовых достижений — орден Государства. Это звание присваивалось уже в независимой Украине в 1998 году, хотя я думаю, оно заложено в советском наследии. С 1998 до 14 октября 2007 года, когда был награжден Роман Шухевич, выдано приблизительно 200 таких наград, из которых более 20 были «Золотая Звезда». Но не будем рассматривать, кто был удостоен этим званием при президенте Кучме, мы взглянем исключительно на награждения после 2004 года, т.е. после оранжевой революции. С начала 2005 до 14 октября 2007 вместе с награждением Романа Шухевича, 61 человек был удостоен этого звания, из них только 12 человек получили «Золотую Звезду» за геройский поступок. К сожалению, этой звезды не удостоился никто из тех, кто погиб за Украину. Получили советские герои Великой Отечественной Войны и лица, которые пострадали от Чернобыльской аварии. Такие, как Роман Шухевич, Василь Стус, Олекса Гирнык, которые отдали свою жизнь за Украину, получили награды не за «выдающийся геройский поступок» и поэтому не награждены орденом «Золотая Звезда». А Симон Петлюра, Евгений Коновалец и Степан Бандера совсем не награждены.
В современной украинской популярной песне рок-группа «Тартак» поет: «Я не хочу бути героєм України. Не цінує героїв моя країна». Может, ошибается «Тартак», ведь есть звание «Героя Украины». По-видимому, героя иначе нужно понимать, чем понимает его сегодняшняя власть в Украине. Само слово «герой» походит от имени Геро из древнегреческой легенды (служительницы богини Афродиты), по которой ее любимый каждый вечер переплывал реку Геллеспонт, чтобы встретиться. Когда он однажды вечером утонул, Геро бросилась в море. Наиболее авторитетные словари в первом приближении дают определение героя как человека, который отличается чрезвычайной храбростью, или который совершил акт, в котором обнаружил чрезвычайную храбрость. Молодые идеалисты сегодняшней Украины также думают иначе, чем власть, и часто выражают свое мнение в песнях. Так, например, Тарас Чубай поет песню «Під Львівським замком» на слова неизвестного автора: «Не плач, стара мати, Син героєм став, Він за Україну голову поклав». А рок-группа «Мандри» поет в песне:
«Не спи, моя рідна земля,
Прокинься, моя Україно,
Відкрий свої очі
У світлі далеких зірок,
Де дивляться з темних небес
Загиблі поети-герої
— Це ті, що віддали життя
За майбутнє твоє».
Член ОУН, закарпатский поэт, по моему мнению, герой, — Иван Ирлявский, расстрелянный немцами в Киеве в 1942 году, написал:
«Не дивись назад, які жертви,
Сколькі болю і скільки журби,
— Бо життя розквітає на мертвім,
Що зродилось в огні боротьби».
Это существенное утверждение, потому что борьба героев, конечно, не заканчивается со смертью героя, например, УВО— ОУН—УПА, ближайшая и самая интересная для нас эпоха истории, не завершилась ни с окончанием войны, ни после смерти ее легендарных героев. Они, как писал Богдан Лепкий, улетели в серой измороси, как журавли, но след после них не исчез. Они стали толчком к новым событиям, примером для новых героев и стимулом для новой истории, которая, по-видимому, еще не завершилась провозглашением независимости и оранжевой революцией. Доказательством тому были первые политические заключенные в послевоенной карательной системе СССР, где большую половину составляли украинцы и, как писала американская журналистка Анн Апелбаум в своей книге «Гулаг», они вели себя в карательных лагерях так, словно за ними стояла какая- то организация, тайно выбирали лидеров и наказывали сексотов.
Героические фигуры княжеской эпохи — это, по-видимому, святые мученики за Христову веру типа святых мучеников Бориса и Глеба, а в казацкие времена — некоторые гетманы, князья, старшины и казаки. Понятно, что в коротком анализе, с белыми пятнами истории или с человеческой слабостью памяти и отсутствием знания, нельзя назвать всех, а то даже и малую часть их. Приходит, в частности, в голову со времен казачества Дмитрий Байда-Вишневецкий, о героической смерти которого его современник, польский хронист Мартын Бельский, писал так: «Вишневецкий...(был) сброшен с башни на крюки, вмурованные в стены около морского залива по дороге из Константинополя в Галату... зацепившись ребром за крюк, жил в таком положении три дня, пока турки не убили его из луков за то, что ругал их веру». Многие историки, в частности Николай Костомаров и Дмитрий Яворницкий, соглашаются с версией Мартына Бельского и считают, что рассказ о гибели Вишневецкого лег в основу знаменитой народной украинской песни о казаке Байде. Еще один пример — Павел Полуботок, который отказался служить царю Петру I, погиб в тюрьме. Перед смертью Полуботок сказал царю: «За невиновные страдания мои и моих земляков будем судиться у общего и беспристрастного судьи, Бога нашего: скоро предстанем перед ним, и он рассудит Петра и Павла».
Симон Петлюра, Ольга Басараб, Евгений Коновалец, Роман Шухевич, Степан Бандера, Алла Горская, Владимир Ивасюк, Василь Стус и новейший, может, Вячеслав Чорновил — хорошо известные вам; но также сотни представителей наших церквей — митрополит Василий Липкивский, отец Климентий Шептицкий, и по-видимому, менее известные культурные и политические деятели Лесь Курбас, Николай Кулиш, Николай Павлушков, сотни членов ОУН — Василий Билас, Дмитрий Данилишин, Николай Лемик, Олег Кандыба, Елена Телига и тысячи воинов Украинской Повстанческой армии — это все герои.
Позвольте кратко остановиться на личности Евгения Коновальца, 70-ту годовщину смерти которого мы отметили 23 мая. О заслугах Коновальца как основателе и полковнике корпуса Сечевых стрелков, основоположнике и первом лидере Украинской Военной Организации и Организации Украинских Националистов, известно довольно много, в частности в Западной Украине и в диаспоре. Евгений Коновалец кроме того объединял поколения во время освободительной борьбы нашего народа. Он погиб за пределами Украины от рук нашего самого жестокого врага, который, видно, больше его ценил как Героя, чем сегодняшняя Украина, потому что считал необходимым его убить. Коновалец находился за пределами Украины для относительной безопасности, но очень хорошо осознавал, что только длинная рука большевистского агента из Москвы может его там достать. И хотя во времена Коновальца основная борьба проходила в Западной Украине против польского оккупанта, но ОУН под руководством Коновальца ставила антисоветские задачи ясно — атентатом начальника консульства СССР во Львове в октябре 1933, чтобы привлечь внимание мира к Голодомору, и попыткой наладить сеть ОУН в Восточной Украине. Коновалец всегда утверждал, что без сопротивления в Восточной Украине нельзя думать о суверенном Украинском государстве и постоянно подчеркивал важность Киева. Кстати, убийца полк. Коновальца, советский агент НКВД Павел Судоплатов, в своих мемуарах написал, что ему было поручено убить Коновальца самим Сталиным, потому что Коновалец и ОУН хотели освободить Украину от СССР.
Перед нами в хронологии отличий геройский поступок пяти сотен украинских женщин в Кингири, которые были закалены героическим прошлым членов ОУН и воинов УПА. Американская журналистка Анн Апелбаум написала так:
«Как раз перед рассветом, в половине четвертого утра, 26 июня (1954), МВД ударило... не меньше 1700 солдат, 98 собак и пять танков Т-34 окружили лагерь... танки вошли в ворота. За ними вошли солдаты, полностью вооруженные к бою. Есть некоторое представления, что солдаты, которые находились в танках, и те на земле, были пьяны. Хотя это, может быть, и легенда, которая выросла после рейда, но является правдой то, что и Красная Армия, и тайная полиция традиционно давали водку солдатам, которым поручено делать грязную работу: пустые бутылки почти всегда находились в групповых могилах...
Пьяные или нет, водители танков не задумывались над тем — проехать ли прямо по заключенным, которые приступили... Они переехали группу женщин, которые взялись за руки и стали на их пути, не веря, что танки решаться их убить... они уничтожили бараки, где спали другие заключенные... (Любовь) Бершадская (свидетель), которая помогала лагерному врачу заниматься раненными... пишет о 500 жертвах».
В этом году мы отмечаем самую большую трагедию нашего народа — Голодомор. Погибло от 7 до 10 миллионов людей. Американский журналист Томас Вокер пересказал разговор с девятилетней девочкой, которая ходила по улицам Киева в 1933 году:
— Где живешь?
— Нигде.
— Где твои родители?
— Погибли...
— Где погибли?
— В Чернигове.
— Как погибли?
— Не было что есть.
— Где ты ночевала?
— В пустой телеге.
— Хочешь ли стать коммунисткой?
— Нет, я хочу умереть и быть с мамой.
Эта девятилетняя девочка была ли героиней? Я думаю, что да. Она умерла, таки пошла к маме. Почти три миллиона детей погибли. Но наш народ живет! Поет-шестидесятник Василий Симоненко почти через тридцать лет позже написал так: «Народ мій є, народ мій завжди буде, Ніхто не перекреслить мій народ». Почему он есть, почему он всегда будет и почему никто не перечеркнет мой народ? Потому что у нас были и наверняка будут герои. Такая мы нация!
Слава Украине! Героям Слава!