Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ветры с Востока

1 сентября, 2005 - 20:43

В нынешнее время развернутой дискуссии об УПА хотелось бы, чтобы мой голос как члена этой военной формации был услышан в Украине. Тем более что правда о ней, ее источниках и причинах возникновения до сегодняшнего дня до конца не раскрыта, особенно в Восточной Украине.

В первую очередь хотел бы сказать, что уже лишь сами жизненные обстоятельства, не принимая во внимание национально-политические и идеологические факторы, вынудили меня, мою семью и всех близких и дальних единомышленников всеми средствами бороться за свое существование.

Так, когда я был первоклассником, я играл роль юноши в пьесе «На старости лет». Во время представления польские полицейские ворвались в театр и прикладами винтовок били всех на сцене, а меня схватили за руку и бросили в зал. «Не можеми допусьциць до бунта русинуф», — кричали они.

В 1940 году команда НКВД вызвала моего отца в Любачев и приказала ему жечь церкви и вести антирелигиозную пропаганду. Очевидно, он на это не согласился, за что был сильно избит и от этого за несколько месяцев умер.

Зимой 1943 г. гестапо окружило нашу хату, выгнали меня босого на снег, стреляли из револьверов мне под ноги и, смеясь, кричали: «Танце юнге».

Это лишь несколько причиненных обид, которые вынудили меня добровольно вступить в ряды ОУН и УПА и бороться против всех вышеуказанных врагов.

Однако самым главным источником моей национальной сознательности, который вдохновил меня на борьбу за независимость Украины, было влияние национальной культуры с востока. Я и мое окружение ее любили и принимали как свое духовное сокровище. Кроме постановок пьес корифеев украинского театра, которые очень часто без разрешения властей исполнялись в частных хатах, также ежегодно мы праздновали годовщину смерти Шевченко.

Кстати, целесообразно здесь вспомнить, что первый концерт в честь Тараса Шевченко был дан в Западной Украине, в Перемышле в 1850-е годы, а уже в 1873 г. во Львове было основано научное Общество имени Шевченко, в которое много своего труда вложил киевлянин Александр Конисский.

Также из Восточной Украины в Галичину текли и политические идеи. Вспомнить лишь разговоры Драгоманова с русофилами во Львове, призывы Михновского к независимости Украины и самого идеолога украинского национализма, Дмитрия Донцова, уроженца Запорожской области.

В философско-политической плоскости наш народный мудрец Григорий Сковорода олицетворял в народе любовь к свободе и убеждал его, что каждый человек является наибольшей ценностью в мире.

Не кто иной, как Тарас Шевченко своим творчеством разбудил украинский народ, который провозгласил независимость Украины в 1918 г. Как следствие, в Западной Украине восстала Украинская военная организация, которая преобразовалась впоследствии в ОУН и УПА. И не один украинский патриот отдал свою жизнь в рядах Армии УНР, Галицкой Армии или даже в ОУН и УПА, но такие примеры были еще при жизни Шевченко, когда он был в ссылке. Согласно исследованиям, украинцы, солдаты царской армии, с пиететом относились к нему, и когда их любимый создатель украинской литературы оказался в опасности, прапорщик Левицкий покончил жизнь самоубийством, чтобы не попасть живым в руки царских сатрапов и не предать Тараса. Это была одна из первых жертв ради украинства.

Участие восточных украинцев в ОУН и УПА еще до конца не исследовано. Лично помню поэта Волошина и талантливого иллюстратора подпольных изданий под псевдонимом Айстра, о котором говорили, что его отец был полковником НКВД в Любачеве, по происхождению татарин, а мать — украинка. Он погиб в 1947 г. западнее линии Керзона в бункере возле Рава-Русской вместе с проводником Стягом.

Во время создания Украинского Главного освободительного совета в июле 1944 г., как утверждают очевидцы, жители Восточной Украины взяли все руководство в свои руки. Именно они написали идейно-политические основы борьбы УПА, а одного из них, Кирилла Осьмака, даже избрали президентом УГОС.

По-разному можно объяснять культурные и политические связи, которые объединяют украинский народ. Одни говорят об отсутствии резких географических границ украинских земель, другие ссылаются на Карла Юнга, который объясняет подобные феномены «коллективным подсознанием», но мы все, и на Востоке, и на Западе, ощущаем, по словам Леси Украинки, «одержимость» любви к своей стране.

Многим в Украине судьба еще не даровала этой силы «одержимости». И я буду молиться, чтобы они прорвали паутинное ограждение своей «зоны» или вышли из «футляров» и не боялись, «как бы чего не вышло».

Даже здесь, в США, куда меня забросила судьба, украинский язык и культура всегда были моим окном в мир. «Розрита могила» Шевченко, «Роберт Брюс» Леси Украинки и «Вічний революціонер» Ивана Франко я декламировал себе при каждом удобном случае. Не меньше влияли на мою украинскую гордость выступления в Америке украинских советских творческих коллективов, таких, как коллектив народных танцев Вирского и народный хор имени Веревки. И я благодарен, что судьба призвала меня в юношеские годы бороться за Украину в рядах ОУН и УПА, создателями которых на самом деле были ветры украинства, которые дули с Великой Восточной Украины.

Роман МАЦ родился в селе Молодыч Ярославского уезда, сейчас Польша. Юношей в 1944 году вступил в УПА. В 1948 году с группой воинов этой армии прибыл в Западную Германию, а в 1950-м — в Америку. В 1955—1957 годах служил в американской армии, а в 1960 году закончил музыкальный факультет при Колумбийском университете. Основал фирму по производству запасных частей для музыкальных инструментов, которая сотрудничает с предприятиями в Днепропетровской области. Над днях издательство «Коло» в Дрогобыче выпустит книгу воспоминаний Романа МАЦА под названием «Крутими стежками до Волі».

Роман МАЦ, Бетлегем, Пенсильвания
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ