Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вглядываясь в зеркало

29 декабря, 2004 - 20:51

Просто растает снег, взойдет зеленая украинская трава, заплетет землю... выйдут пышные всходы...
                                      М.Булгаков

Вот и заканчивается 2004 год. С ним уходит в прошлое и постсоветская Украина — страна, в которой мы жили 13 лет. Уже совершенно ясно, что той страны больше никогда не будет. «Помаранчевая революция» пока изменила все — и ничего. И кто знает, может, урок, преподанный украинским народом, еще раз наглядно продемонстрирует желающим видеть истинность принципа Лампедузы? («Все должно измениться, чтобы все осталось по-старому». — )

Впрочем, мы, взращенные этой страной и глубоко изменившиеся и много изменившие за эту осень, надеюсь, останемся. И не только мы. Не стоит заблуждаться относительно того, что прекратят свое существование сформированные в прошлое десятилетие, иногда с легкой руки спикера именуемое «эпохой Кучмы», основные политические институты и установленные тогда же основы политической культуры независимого государства. Однако не будем преувеличивать значение и влияние политических фигур и их наследия. Украина — молодое государство, но древняя страна. И это еще раз подтвердила оранжевая осень.

Мощное городское движение, вознесшее на Печерские холмы лидеров одной из партий, стало своеобразным волшебным зеркалом, посмотреться в которое накануне Рождества и уместно, и пока еще не страшно. Зеркало, как и положено, излучает мифы. Но сквозь них все же видно, что в Украине — средневековой Гардарике — наконец-то снова важнейшим политическим игроком стал Город. Именно европейский Город, а не военно-административная ставка с обслуживающим ее нужды поселением. То, что не удалось на рубеже 1920—1930-х Харькову, сделал Киев. Украинский городской буржуа, мещанин вернулся на политическую сцену. И дай Бог, чтобы XXI столетие стало его веком.

Но это результат, достигнутый, так сказать, «плебеями». «Патриции» же впервые за 80 лет были по-настоящему испуганы. Украинские элиты увидели, насколько призрачна стабильность, насколько близка пропасть. И тлеет надежда, что этот испуг запомнится надолго. И следующий президент будет помнить про «ноябрь 2004-го».

А именно в этом — залог того, что фактическая конституция будет приближаться к Конституции писанной. Что ее статьи с 21-й по 68-ю будут постепенно становиться реально действующими. Что суд из места для сутяжничества и «решения вопросов» превратится в важнейший институт защиты прав и свобод человека и гражданина. И еще многого. Впрочем, всего этого может и не случится, ведь испуг — чувство в данном случае необходимое, однако далеко не достаточное.

В волшебном «помаранчевом зеркале» видно и нечто весьма слабо замечаемое и тем более осознаваемое в обычной жизни. Просматриваются или, точнее, угадываются прототипы действующих лиц нашего политического театра, вернее, их истинные роли. И стоит ли удивляться, когда за спиной лидера привидится пурпурная тога, в длинном коридоре Банковой узришь величавую фигуру павлина, а президентский советник обернется константинопольским логофетом? Ну, а общее для Майдана и Ипподрома стремление к Справедливости и Правде уже неоднократно отмечалось. Византийская традиция, несмотря на все многочисленные проклятия, не только жива, но и остается одной из основ нашего политического бытия. Без глубокого осознания этого невозможно понять современную Украину.

И еще. Выделение и признание византийских корней, восстановление за ними «гражданских прав» важно не только для социокультурных исследований и практической политологии. Кавказ и Балканы — естественные векторы нашей внешней политики не только из геополитических, но и ввиду очевидных политико-культурных соображений. Тбилиси, Ереван, как, впрочем, и Стамбул, Афины, Белград, София и Скопье должны быть в центре внимания не только нашей дипломатии, но и таких активных ныне неправительственных организаций.

Шанс на обретение статуса активного геополитического игрока, полученный Украиной в 2004 году, уже сейчас поверг в глубокие размышления «пикейных жилетов», кабинетных ученых, и не только их, в прегордом Вашингтоне, уютных и не очень столицах Старой и Новой Европы, подмороженной Москве и величавом Пекине. А что, если этот шанс будет в какой-либо форме реализован? Когда, как не перед Новым годом, поразмышлять об этом?

Давным-давно, более пятисот лет тому назад Москве удалось в символической, да и во вполне реальной борьбе отвоевать «отчину и дедичину» Рюриковичей, наследство златоверхого Киева. Великое же княжество Литовское, Жмудское и Русское, второе (а может, первое?) «руське» государство, сформировавшее альтернативу ордынскому в своей основе Порядку организацией общественной жизни восточных славян на основе доминирования Закона, проиграло. Хотя память об этом опыте сохранялась в сознании элит и изредка прорывалась в актуальную политику. Достаточно вспомнить подписанный Анной Иоанновной ультиматум верховников, разорванный одной из самых слабых российских императриц немедленно после восшествия на петербургский трон.

Возможность через столетия продолжить опыт Вильны, предоставленная сейчас Киеву, составляет величайший вызов для Восточной Европы. Успех новой Украины станет не только нашей победой, но и примером для наших северных и восточных соседей. О весьма вероятном поражении даже как-то страшно и думать в предновогоднюю неделю. Хотя, безусловно, необходимо.

И в таких размышлениях важнейшее место должно занять выстраивание нового баланса между современной шляхтой/казачеством, то есть средним классом, и магнатами, иначе олигархами. Представляется, что задачей должна стать не их ликвидация «как класса», а построение цивилизованных моделей взаимодействия государства, бизнеса и общества. Крупный национальный бизнес — основа конкурентоспособности современной экономики, но речь идет именно о бизнесе, который производит некий продукт, в том числе и нематериальный, а не присваивает государственную ренту. Причем бизнесе, осознающем свою социальную ответственность. Ах, как хочется помечтать в декабрьскую ночь. А вдруг получится?

Нельзя забыть и еще об одной роковой для нас проблеме, из-за которой, во многом, пала Литва: Западная Русь не смогла создать эффективное государство. Быстрое формирование государственнической системной бюрократии — необходимое условие успешности новой Украины. И в первую очередь — действенной системы обеспечения национальной безопасности. Ведь адекватные военно-политической ситуации Вооруженные Силы, сильные, но контролируемые гражданским президентом спецслужбы, современные как по функциям, так и по методам деятельности правоохранительные органы — не атрибуты, а основа государственности и даже физического выживания страны и ее граждан.

И, наконец, третий вопрос: обеспечение консолидации украинского народа — граждан Украины всех национальностей. Ведь необходимость обеспечения и реализации региональных интересов очевидна и никем не оспаривается.

Подтвердило «майдановское зеркало» и ценность особых отношений Украины с Польшей и Литвой. Именно к А.Квасьневскому и В.Адамкусу обратились в критической ситуации за посредничеством и тогдашний глава государства, и тогдашний лидер оппозиции. И это засвидетельствовано президентом Польши. Отношения в треугольнике Украина — Польша — Литва обладают высочайшим потенциалом для дальнейшего развития. Хотя треугольник — в данном случае фигура не совсем устойчивая, восточноевропейский четырехугольник Киев — Варшава — Минск — Вильнюс выглядел бы намного более завершенным. Да и более знакомым — этакая модерная Речь Посполита, в смысле «общее дело», конечно. Да и многим великим мира сего такой союз был бы, возможно, не безынтересен, как и другим — чрезвычайно неприятен, а то и опасен. Но, впрочем, что не пригрезится перед Новым годом, не привидится в волшебном зеркале!..

Ну и последнее — но не по значению. Наше волшебное зеркало обладает удивительным свойством: оно отражает как события, уже произошедшие, так и размытые видения возможного будущего, которые еще нужно реализовать. И первой задачей при этом становится интеллектуальное конструирование, дописывание этих возможностей. Именно от адекватности интеллектуалов, их воображения, творческой смелости и ответственности во многом зависит, превратится ли младенец в сине-желтой люльке в прекрасного Принца, или же станет Щелкунчиком без надежды на чудесное преображение в сколько-нибудь очерченной перспективе.

Александр ЛИТВИНЕНКО, доктор политических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ