Два года назад перед парламентскими выборами желающие поучаствовать в процессе правые, центристские, право- и левоцентристские партии стали плодиться как грибы после дождя, а бюллетени для голосования стали приобретать размеры простыней. Тогда же на недоуменный возглас журналиста, мол, «что же вы делаете, никто же из вас при смешанной системе не пройдет», лидер одной ныне тихо сошедшей с политической арены партии ответил: «Ребята, для нас это новая ситуация, такого еще никогда не было, дайте нам поиграться!» Многие из присутствовавших на том совете лидеров партий таки «доигрались». Не успел сформированный по тем новым правилам парламент обрести относительно стабильные формы, как правила игры снова могут измениться.
25 мая закончилась регистрация кандидатов в народные депутаты Украины на довыборах в Верховную Раду, которые состоятся через месяц. За последнее время по разным причинам (в основном из-за повального хождения депутатов в исполнительную власть) в стране освободилось 9 округов. Еще один, знаменитый киевский 221-й округ, остается без своего представителя в высшем законодательном органе еще с выборов 98-го года. По состоянию на четверг всего в списках Центризбиркома числилось 216 выдвиженцев, однако оглашать весь список в ЦИКе до пятницы не хотели. Формально до конца рабочего дня любой из них мог ещё отказаться от участия в выборах. Зарегистрированными же числились только 50 кандидатов. Хотя лидеры и аутсайдеры практически во всех округах уже давно определились. Дело за нюансами — смогут ли представители разных влиятельных группировок договориться о разделении сфер влияния.
Традиционная для украинских избирательных технологий схема территориального деления по политическим признакам «националисты — направо, коммунисты — налево» в этом случае не срабатывает. Выдвигаются все, где только могут. Вопрос идеологической идентификации кандидатов всё более отодвигается на второй план. Если на западе страны, где электорат имеет жесткую антикоммунистическую установку, он еще частично действует, то на традиционно «красном» востоке торжествуют либеральные ценности. Деньги, как символ успеха, в обществе, не имеющем четкого образа врага, завораживают.
Логично, что в Павлограде Днепропетровской области альтернативы Сергею Тигипко нет. Создается впечатление, что этот округ официально закреплен за потенциальным экс-министром экономики. Реальную конкуренцию тут ему может составить лишь пользующийся достаточно большим авторитетом среди шахтеров председатель Независимого профсоюза горняков Михаил Волынец. Некоторое преимущество борцу за права шахтеров может дать также родившаяся недавно дружба с вице-премьером Юлией Тимошенко. По крайней мере, фракция «Батькiвщина» реально может рассчитывать на пополнение только за счет этого «штыка». Сама Тимошенко, хотя и выдвинутая по Кировограду соратниками, официального согласия баллотироваться на момент написания этих строк все еще не дала. Округ замер в ожидании своей «золушки». Не дождавшись ее, электорат просто вынужден будет отдать свои голоса за левых: либо за председателя местной ячейки СПУ Николая Садового, либо за представителя КПУ товарища Ковальского. Естественную конкуренцию Юлии Владимировне также создает поддерживаемый «Демократическим союзом» руководитель компании «Ліки України» Александр Беловол.
В остальных же округах складывается вполне здоровая конкуренция, основанная на амбициях основных субъектов политического процесса. «Демократический союз», следуя договоренностям со своим стратегическим партнером СДПУ(о) о разделении сфер влияния, «забил» три округа. Для партии — это первое реальное испытание выборами. Тот факт, что это дело курирует лично Александр Волков, свидетельствует о том, что «Демсоюз» уделяет этому процессу очень большое внимание. Один из активистов кампании, председатель совета партии Олег Рафальский, которого удалось застать в дороге на подъезде к Житомиру, где ныне сосредоточен основной интерес партии, сказал, что для них это не только реальный шанс пополнить численность собственной фракции, но и «возможность раскрутки партии и ее лидеров в плане подготовки к будущим политическим баталиям». «Сложно контролировать ситуацию в государстве, не имея поддержки также и в регионах», — добавил он. Реально «Демсоюз» может претендовать на дополнительное представительство в парламенте именно от Житомира, где выдвинулся Игорь Бакай. Представители других политических сил тут либо малоизвестны, либо рассредоточены по спектру.
Определенные надежды «демсоюзовцы» возлагают также и на Львов, где официально выдвинули бывшего медиа-патрона всей страны Зиновия Кулика. Главным его козырем, кроме исконно галицкого происхождения, является поддержка флагмана украинского телевидения телеканала «1+1». Недруги преподносят планирующуюся акцию как массовый десант звезд телевидения на львовскую землю, а сами «демсоюзовцы» скромно говорят всего лишь о презентации «проспонсированного» ими кинофильма «Запад-Восток», уже имевшего успех в столице. Однако с главным выдвиженцем блока НРУ — ПРП — КУН Тарасом Чорновилом, сыном покойного Вячеслава Максимовича, которого благословил сам отец города Василий Куйбида, Кулику тягаться будет сложно. Руховцы даже не его считают главным конкурентом, а более радикального националиста Степана Хмару, развившего в последнее время бурную предвыборную деятельность. Лидер НРУ Геннадий Удовенко даже назвал участие Чорновила-младшего в выборах «тестом для партии», который покажет ее дееспособность на выборах 2002 года. Голоса у них будут стараться оттянуть и председатель партии «Вперед, Украина!» Виктор Мусияка, и представитель раскручивающейся СНПУ Андрей Парубий. В то же время не может не настораживать руховцев участие в выборах по этому же округу двух кандидатов, представляющих самые популярные местные масс- медиа — газету «Галицькі контракти» и телекомпанию «Міст» Андрея Садового и Михаила Хвойницкого. Оба они считаются большими друзьями ПРП. И это несмотря на внутриблоковую договоренность о выдвижении в областях единых кандидатов от партий блока НРУ — ПРП — КУН по результатам прошедших выборов, набравших наибольшее количество голосов.
Главный же конфликт у двух дружественных структур — НРУ и ПРП — произошел в Житомире, где одновременно идут председатель местной краевой организации НРУ Олег Лагнюк и поддерживаемый ПРП Владимир Дебой. Обоим, видимо, победа не светит, однако если в ПРП считают, что решение о двух «запараллеленных» кандидатах одобрено Координационным советом блока партий, то в Рухе уверены, что по этому случаю еще предстоят серьезные «разборки». Во всяком случае один из лидеров ПРП Сергей Соболев не исключает, что в некоторых округах могут сами собой возникнуть несогласованные кандидатуры от партий блока. «В случае, если они не снимут свои кандидатуры до 1 июня, Координационный совет блока решил исключить их из партий», — заявил он.
Наиболее благоприятные условия у ПРП сложились в Запорожье, где доминирует их соратник, бывший руководитель «Авто-ЗАЗа» Александр Сотников. «Демсоюз» выставил тут против него заместителя генерального директора «Мотор-Сiчi» Алексея Сухого, там же фигурирует Анатолий Голубченко. Это все не мелочи. Но более серьезное испытание «Реформам и порядку» придется пройти в 221-м киевском округе. Жителям столичного района Оболонь не привыкать к грязным избирательным технологиям. Выборы с 98-го года тут уже проходили три раза, и безрезультатно. Точнее, результаты были, но их неизменно опротестовывали в суде. На этот раз на пламенного борца с олигархами Юрия Оробца «нарвался» выдвиженец столичных властей и ПРП Иван Салий. По мнению самого Юрия Оробца, таким образом «власти избрали интеллигентный способ увольнения Салия». Победив, он автоматически уйдет в депутаты, а проиграв, окажется удобным объектом для критики. Хотя и сам Иван Николаевич, имеющий богатый опыт борьбы, и не только на предвыборном фронте, вряд ли даст оппонентам спуску. 221
– й вновь оказался в центре внимания. На него претендует одновременно 21 кандидат. Правда, мало кто из них отличается известностью. Исключение составляет разве что Эдуард Негребецкий, которого раскручивает СДПУ(о), строя свою кампанию на критике городских властей. В то же время, по имеющейся информации, «Демсоюз» в «несчастливом округе» делает ставку на Салия, расходясь во мнениях с социал-демократическими партнерами. Однако, прекрасно раскрутившемуся за два года борьбы с Рабиновичем Юрию Оробцу, они вряд ли составят серьезную конкуренцию и он все-таки имеет неплохие шансы пополнить ряды «непримиримых» из парламентского объединения «Соборность». Присутствие интересов объединённых социал-демократов замечено и в некоторых других округах, однако лидер фракции СДПУ(о) Александр Зинченко в разговор о предвыборной тактике решил не втягиваться, аргументируя отказ от комментариев тем, что «для партии сейчас гораздо актуальнее готовиться к выборам, чем пускаться в пространные рассуждения на эту тему».
В остальных округах интересы групп влияния менее определены. После того, как в Донецке свою кандидатуру снял Михаил Поживанов, основная борьба, вероятно, разгорится между представителями «Демсоюза» и «Трудовой Украины». Карты им путает любимец «нетрудолюбивых» шахтеров Михаил Крылов. В Виннице зачем-то борются одновременно два представителя СДПУ(о), вероятно, выясняя, кто из них «проходимее». В Тернополе против блока ПРП — НРУ почему-то вышел представитель дружественного им КУНа, в Николаеве НГЗ сражается с «Сибирским алюминием», а в Одессе традиционно свои особые, местные разборки: Тюхтий против Колончука, заместителя городского головы.
Несмотря на то, что своих кандидатов практически по всем округам выдвинули и левые, в частности, КПУ и СПУ, аналитики практически не принимают ленинцев в расчет — их «любимые» регионы уже плотно заняты более состоятельными конкурентами. Руководитель Киевского горкома КПУ Олег Грачев уверен, что «довыборы не повлияют на общий расклад сил в нынешней Верховной Раде». Коммунисты воспринимают их как хороший полигон для обкатки своих избирательных технологий, возможность для дополнительной раскрутки партии и ее лидеров. Примерно так же оценивают ситуацию и остальные участники кампании. Сергей Соболев называет довыборы «испытанием не столько для отдельных партий, сколько для блоков». «Важно, смогут ли участники блоков договариваться между собой и выдвигать единых кандидатов», — считает он, предполагая, что «после 25 июня начнутся более широкие переговоры об укрупнении блоков в расчете на следующие парламентские выборы». Поговорить им будет о чем. Нынешние выборы в очередной раз показывают, как трудно найти компромисс, когда дело переходит от разговоров об объединении до дележа округов. Похоже, ребята все еще не наигрались.
На сегодняшний день, несмотря на ряд противоречий и огромное количество участвующих в гонке партий (30% от общего количества кандидатов выдвинуты 64 партиями), относительно стабильными выглядят объединения СДПУ(о) — «Демсоюз» — АПУ, НРУ — ПРП — КУН и УНР — «Батькiвщина» (к ним же можно добавить и УСДП Василия Онопенко). Трудовая партия, очевидно, рассчитывает определиться после 25 июня, когда сможет реально оценить свой потенциал. В стороне от гонки пока остались «Солидарность» и СелПУ. Коммунисты, как всегда, рассчитывают на свою самодостаточность и не думает об альянсах. СПУ, оставшись без идейных партнеров, ищет взаимопонимания на правом фланге. Правда, уличенный в симпатиях к Морозу на президентских выборах Рух Костенко уже заявил о полном неприятии социалистических идей Мороза и отверг даже мысль о возможном с ним блокировании. Таким образом, немногочисленная оппозиция вынуждена будет группироваться вокруг СПУ и «Собора» Анатолия Матвиенко. От этой компании никуда не деться и партии «Вперед, Украина». В этом составе блоки, очевидно, и войдут в 2002 год, если послевыборные разборки не перерастут в расколы.
Результаты поиска компромиссов между субъектами кампании во многом станут определяющими и во время подготовки и рассмотрения нового закона о выборах, который необходимо будет принимать после имплементации результатов референдума. Крупные блоки будут заинтересованы во введении исключительно пропорциональной системы выборов (по крайней мере, для нижней палаты) и максимальном повышении процентного барьера для прохождения в парламент, что позволит заранее отсечь или поглотить неконкурентоспособных соперников. А вот разрозненным политическим структурам гораздо удобнее вести борьбу по отдельным регионам.
Массовое выдвижение отдельными партиями своих кандидатов по всем округам сразу в данном контексте свидетельствует, скорее, об их неуверенности в своих силах. Таким образом, не затрачивая особых ресурсов, можно провести что-то вроде бесплатного, но достаточно объективного социсследования уровня доверия к конкретным именам и названиям, не рассчитывая на реальный результат. Те же, кто на самом деле задался целью провести в парламент два-три своих человека, предпочитают наносить точечные удары по конкретным, проверенным временем областям, концентрируя на них свои административные, финансовые и политические ресурсы.
Характерно, что на нынешнем этапе ни в одном из округов кампания не сопровождается массовым применением «грязных технологий», хотя никакого договора о ненападении ведущие политические силы между собой не заключали и продолжают с опаской коситься на конкурентов. С одной стороны, это объясняется тем, что на этот раз свободных округов в стране сразу много. Основные соперники, для которых обретение депутатского мандата — дело принципа, смогли разойтись в пространстве, не создавая друг другу проблем. А с другой — все остальные понимают, что открывать свои козыри пока еще не время. Пока еще можно свободно маневрировать, время «убивать» — впереди...