Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Зачем же так переживать?..

Внешнее влияние на выборы и возможности нейтрализации негатива: попытка анализа правовой базы
14 октября, 2004 - 19:11

Информационным поводом к написанию данной статьи стал, в частности, следующий анонс («в частности» — потому, что на самом деле подобных поводов нынешняя избирательная кампания предоставила более чем достаточно): «Пресс-конференция «Предвыборный кризис в Украине и его развитие». Основные темы пресс-конференции: «Виктор Ющенко и Виктор Янукович: реальные рейтинги и шансы на победу», «Роль Администрации Президента Украины и российских политтехнологов в дестабилизации предвыборной ситуации», «Перспективы раскола украинских элит и Украины как государства», «Возможный пакт Ющенко — Янукович: философия и сценарий», «Варианты развития российско-украинских отношений после прихода к власти нового президента Украины».

Чему способствует публичный обмен мнениями с заданными в таком тоне параметрами? Переведению дискуссии о поствыборных перспективах в плоскость обсуждения сценария цивилизованной передачи власти в Украине или же нагнетанию и без того накаленной предвыборной атмосферы? Вопрос риторический. Еще более удивляет тот факт, что проанонсированное мероприятие состоялось далеко, с географической точки зрения, от эпицентра украинского избирательного процесса — в пресс-центре газеты «Аргументы и факты» в Москве. Давал эту пресс-конференцию президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. Среди прочего г-н Белковский заявил, что «конституционная реформа в прежнем ее виде потерпела крах», но она «возможна в обозримом будущем, если о ее проведении договорятся Виктор Ющенко и Виктор Янукович». На вопрос, как могли бы распределяться обязанности между основными участниками такого соглашения, С. Белковский ответил: «Ющенко должен стать президентом, который бы сконцентрировался на вопросах внешней и оборонной политики, а Янукович — премьером коалиционного правительства, которое сконцентрировалось бы на экономических и социальных вопросах... Оптимальный вариант, если соглашение о стратегическом перемирии и программе совмест— ных действий, включающих конституционную реформу, будет достигнуто до первого тура выборов, то есть до 31 октября» (www.apn.ru). Ну никак российские эксперты не могут примириться с необходимостью предоставить право решать украинские проблемы самим украинцам...

Можно ли оставить попытки некоторых зарубежных аналитиков сделать выбор за украинских избирателей и по своему разумению спланировать будущее Украины без внимания? Авторы предлагаемой статьи иного мнения.

Милостью Божьей в нашей стране существует три драгоценных блага: свобода слова, свобода совести и благоразумие никогда не пользоваться ни тем, ни другим.

Марк Твен

Активная фаза президентской избирательной кампании 2004 года еще станет предметом пристального внимания и тщательного анализа ученых и экспертов. Именно в это время наиболее ярко проявились существенные проблемы развития украинского общества и государства. Однако уже сейчас можно прийти к достаточно обоснованному выводу о критически большом уровне участия в украинских выборах различных специалистов из других государств. Речь идет в первую очередь о необычайной активности отдельных иностранных граждан в сферах политического консультирования, политических технологий, а также связей с общественностью, пропаганды и агитации.

Несомненно, интернационализация политической деятельности является общемировым процессом, одной из важных составляющих глобализации. Действительно, нельзя не признавать законной заинтересованности России, Америки и стран Европейского Союза в соблюдении демократических стандартов и верховенства права в украинской внутриполитической борьбе. Нельзя закрывать глаза и на такие реалии современного мира, как наличие у указанных стран интересов в Украине и механизмов, эти интересы обеспечивающих. При условии соблюдения действующего международного и украинского национального законодательства против подобной ситуации нельзя возразить.

Однако такое признание ни в коем случае не означает невозможности регулирования зарубежных влияний и тем более не отрицает активную позицию институтов Украинского государства по недопущению негативных последствий подобных влияний. Наоборот, Конституция Украины, ее ст. 5 четко определяет, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ... Никто не может узурпировать государственную власть». Эти положения дополнены в ст. 17, которая определяет, что «защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности является важнейшими функциями государства, делом всего украинского народа».

К соответствующей позиции и активным действиям по ее защите побуждает государственные институты и Закон Украины «Об основах национальной безопасности», ст. 6 которого относит «недопущение вмешательства во внутренние дела Украины» к приоритетам национальных интересов. Более того, ст. 7 этого Закона определяет «попытки вмешательства во внутренние дела Украины со стороны других государств» как основную угрозу национальной безопасности во внешнеполитической сфере.

Закон Украины «О выборах Президента Украины» содержит ст. 64, устанавливающую специальные ограничения в ведении предвыборной агитации. Среди положений этой статьи следует обратить особое внимание на ее 3-ю и 12-ю части, в которых запрещается «распространение в любой форме материалов, содержащих призывы к ликвидации независимости Украины, изменению конституционного строя насильственным путем, нарушению суверенитета и территориальной целостности государства, подрыву его безопасности, незаконному захвату государственной власти, пропаганду войны, насилия и разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения» и «проведение предвыборной агитации в зарубежных средствах массовой информации, действующих на территории Украины» соответственно.

Таким образом, действующее украинское законодательство прямо требует от государства осуществления эффективных и действенных шагов по недопущению негативных влияний со стороны иностранных государств и их граждан на избирательный процесс в Украине.

Указанная проблема не является специфически украинской. В течение последних столетий разным образом и в разной мере она актуализировалась почти для всех государств мира. О попытке международного сообщества дать адекватный ответ на этот вызов свидетельствуют многочисленные международные документы, участником которых является и Украина, и самые крупные и влиятельные наши партнеры — РФ, США и страны Европейского Союза. Следует привести как минимум такие основополагающие акты, как Устав ООН и Устав Международного Суда. Статья 2 часть 4 этого документа определяет, что «все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силы или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и любым иным образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». Это положение конкретизировано Декларацией о принципах международного права, которые касаются дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24.10.1970 г. В ней, в частности, говорится о том, что «каждое государство должно воздерживаться от организации подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или попустительства организационной деятельности в пределах своей территории, направленной на осуществление таких актов, тогда, когда акты, о которых говорится в этом пункте, связаны с угрозой силы или ее применением». «Все прочие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права. Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или действий любого другого характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывную... деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, так же как и содействовать ей, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве. Каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства».

Близкие по содержанию и букве положения содержатся и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1.08.1975 г.), документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29.07.1990 г.) и Парижской хартии для новой Европы (21.11.1990 г.).

Важным международным правовым документом, который регулирует проблемы информационно-пропагандистского вмешательства во внутренние дела, следует признать Бернскую конвенцию «О радиовещании в интересах мира» 1936 г., которая была ратифицирована Президиумом ВС СССР в 1982 г., а значит, среди ее членов — и Украина, и Российская Федерация. Ст. 1 устанавливает обязательства «запрещать, а когда это имеет место, немедленно прекращать на своих территориях передачу любых программ, которые вредят доброму международному взаимопониманию, по своему характеру направлены на подстрекательство населения любой территории к действиям, несовместимым с внутренним порядком или безопасностью...»

Нельзя также пройти мимо статьи 11 Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, которая провозглашает, что «Высокие Договорные Стороны предпринимают на своей территории необходимые меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и прекращения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости».

Таким образом, Украинское государство имеет в своем распоряжении достаточный арсенал правовых инструментов, применение которых позволит положить конец распространению опасных спекуляций вокруг якобы возможного «раскола Украины», «неминуемого государственного переворота» и тому подобного. В то же время надеемся, что в осуществлении этих мер не будет крайней необходимости, заинтересованные лица поймут свою ответственность и остановятся перед той тонкой гранью, которая отделяет реализацию общечеловеческого права на высказывания от вмешательства во внутренние дела. Убеждены, что общий дух взаимопонимания и доброй взаимной настроенности, который характеризует отношения Украины с ее стратегическими партнерами Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки, странами Европейского Союза, не может быть подвергнут сомнению.

Александр ЛИТВИНЕНКО, доктор политических наук, первый заместитель директора Национального института стратегических исследований Максим ПАЛАМАРЧУК, магистр права, консультант НИСИ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ