Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Заинтересованных в демократических выборах становится все бо льше,

или Почему Президент подписал принятые ВР поправки
9 июля, 1999 - 00:00

Начало на 1-й странице.

Александр ЕЛЬЯШКЕВИЧ: — Благодаря тому, что этот
закон вступил в действие, фактически каждый кандидат получил право делегировать
по два представителя в каждую из комиссий. Это в общей сложности 65 тыс.
человек от каждого кандидата. Дать такое количество подготовленных людей,
я считаю, гораздо сложнее, чем собрать 1 млн. подписей. Это очень серьезно.
Полгода — я говорил об этом с трибуны Верховной Рады — реализовывался план
фонда «Соціальний захист» (организация, которая считается близкой к советнику
Президента Александру Волкову. — Ред. ), то есть шел поиск, подготовка
людей для работы членами комиссий. Потому что, в соответствии со старой
редакцией закона, подавать кандидатуры членов комиссий имели право не только
партии, субъекты избирательного процесса — а это все партии, которые выдвигали
претендента, Кучму, например, 12 партий, но и, кроме партий, так называемые
органы самоорганизации населения, домовые комитеты, территориальные, квартальные.
Вот фонд «Соціальний захист» активно и работал, подготавливая этих людей.

— Короче говоря, теперь та сеть, которую, как все говорят,
умело организовал и набросил на всю страну через «Соціальний захист» доверенное
лицо Леонида Кучмы Александр Волков — оказалась бесполезной?

— Да, теперь получается, что кандидат в президенты Кучма,
как и все остальные, может подать всего лишь двух человек в каждую комиссию.
Причем, по норме закона, председатель, заместитель и секретарь комиссии
должны представлять разных субъектов подачи, то есть разных кандидатов.
Раньше они хотели под предлогом того, чтоб партии между собой не спорили
— определять в руководство беспартийных — именно через эти органы самоорганизации
населения, для объективности якобы и т.д. Но в действительности в руководстве
комиссий оказались бы люди хотя формально и беспартийные, но фактически
— защищающие действующую власть, как ею же призванные. И они получили бы
полный контроль над процессом. Теперь же ситуация для них резко усложняется.
В составе комиссий ни у кого нет большинства, и есть условие для того,
чтобы комиссии были объективными. Иными словами — все контролируют всех.
А Советы не вмешиваются, они только выбирают председателя, зама и секретаря
комиссий. Но есть обязательные условия: они должны представлять разных
кандидатов. И я не думаю, что Cоветы дойдут до того, что все председатели
во всех комиссиях Украины будут представлять одного кандидата — это был
бы грандиозный скандал. Таким образом, теперь каждый представитель высвечен,
имеет своеобразную табличку — от кого он, и поэтому все понятно. Мы сделали
прозрачными выборы. И это настолько усложняет механизм фальсификаций...

— ...что встает вопрос: как Президент на это пошел,
кто водил его рукой, почему он это подписал?

— Я, например, не рассчитывал, что он подпишет, и заранее
с трибуны ВР призывал депутатов преодолевать вето. Но, во-первых, мне кажется,
все поняли, что вето будет обязательно преодолено. Второе. Не секрет —
и об этом знали в администрации Президента — что для преодоления этого
вето специально была бы изменена процедура по регламенту и голосование
проходило бы не поименно. И третье: ЦИК активно выступила в поддержку этой
нормы, потому что этим они выводят себя из под удара и давления. Иными
словами, Президенту не на кого было опереться, не подписывая этот закон.

— А нет такой мысли, что рядом с Президентом есть люди,
которым чувство самосохранения подсказывает: пусть будут демок

ратические выборы, нет смысла любой ценой снова «делать»
из Кучмы президента?

— Все возможно. Я не исключаю и того, что уже начался,
скажем так, постепенный переход членов команды одного кандидата в команды
других. Это естественно, потому что реальную обстановку они знают лучше,
чем кто-либо. Они не ориентируются на те рейтинги, которые предлагают нам,
и прекрасно понимают возможности кандидатов — «своего» и остальных. По
разным причинам становится больше тех, кто заинтересован, чтобы выборы
проходили демократически.

— Тот факт, что этот закон вошел в действие — это большая
заслуга «комиссии Ельяшкевича», и ее можно поздравить?

— Это серьезный шаг. И даже если бы только этим ограничилась
бы работа нашей комиссии по контролю за избирательным законодательством
— то уже можно было бы признать важность и нужность ее создания.

Татьяна КОРОБОВА, «День» 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ