Наверное, первой реформой, как ее называют в кругах власти, следует считать судебную, то есть новый, уже действующий Закон «О судоустройстве и статусе судей». С большими дискуссиями и критикой он был окончательно принят парламентской коалицией (тогда еще действовал этот термин) 7 июля, а вступил в действие 3 августа этого года. И сегодня мы уже имеем первые «результаты». А именно — массовые увольнения судей.
Парламентский комитет по вопросам правосудия по представлению Высшего совета юстиции планирует передать в ВР решение рекомендовать парламенту уволить 118 судей разных уровней в связи с подачей заявления об отставке. В частности, речь идет об увольнении 15 судей Верховного Суда Украины, четырех судей Высшего административного суда Украины, двух судей Высшего хозяйственного суда Украины. Среди 118 судей есть также 16 судей Апелляционного суда Донецкой области.
Является ли это результатом заявления Президента о том, что нужно «каленым железом выжигать» коррупцию в судах? Трудно сказать. По крайней мере, мы имеем пока что количественный, а не качественный результат, потому что, как отмечают эксперты, с должностей уходят самые опытные и независимые судьи. Почему?
Нужно заметить, что еще во время обсуждения законопроекта говорилось, что он приведет к политическому и административному давлению на судей, а как следствие — их беззащитности и зависимости от политиков. Есть и другая сторона медали — материальная. Согласно новому закону, заработная плата судьи местного суда должна сразу возрасти до 12 тысяч гривен в месяц, но — внимание! — только через пять лет — с 1 января 2015 года. Также сокращается ряд социальных гарантий судей.
На сегодняшний день однозначно одно. Массовые увольнения судей — это первый негативный симптом, который явно не в пользу судебной реформы.
КОММЕНТАРИИ
Олег БЕРЕЗЮК, президент Украинского юридического общества:
— Известно, что судебная система не должна быть зависимой ни от исполнительной власти, ни от законодательной власти. Принятый же закон, напротив, ставит судебную систему в полную зависимость от исполнительной власти. Он не отвечает ни Конституции Украины, ни принципам права. Вопрос относительно судей на сегодняшний день решается не в судебной системе, а на Банковой. В первую очередь высокопрофессиональные судьи, которые не хотят исполнять указания «сверху», а вершат правосудие, уходят из судебной системы. На самом деле, это катастрофа для нашей страны. Конечно, судьи должны быть материально независимыми, но это не главная причина массового увольнения судей. Если и дальше будет действовать данный закон, ничего хорошего из этого не выйдет.
Игорь КОЛИУШКО, глава Центра политико-правовых реформ:
— Это даже не связано с принятием закона о судоустройстве, ведь еще в мае были внесены изменения в Закон «О Высшем совете юстиции». А это значит, что создалась такая система, при которой каждого судью можно привлечь к ответственности и уволить. Например, за нарушение сроков. Есть даже факты, когда судей увольняют за решения, которые не были отменены высшей инстанцией. То есть апелляционная или кассационная инстанция считает, что решение законное, а Высший совет юстиции на основе этого решения предъявляет претензии и увольняет судью. Конечно, в условиях персонального террора работать невозможно, поэтому я могу понять тех судей, которые, уже имея соответствующий стаж работы и право на отставку, сегодня используют это право, чтобы без проблем уйти с занимаемой должности.
В первую очередь вся эта ситуация негативно отразится на судебной системе. Потому что существует большая степень зависимости судей. А, как известно, основа справедливого судопроизводства — это независимость судей. Только тогда, когда судья будет чувствовать свою независимость и возможность защититься от любых влияний, он сможет вершить правосудие и нести в общество справедливость. Конечно, система дисциплинарной ответственности должна быть, но она должна быть очень взвешенной. Процесс привлечения судьи к ответственности должен быть аргументированным, дискуссионным и открытым. Сегодня всего этого нет. Еще один принцип, существующий на европейском континенте, — это привлечение судей к ответственности судьями, которых в свою очередь тоже назначают судьи. У нас же этот принцип не соблюдается, потому что во ВРЮ нет судей, назначенных судьями.
Валерий БОНДИК, заместитель главы Комитета Верховной Рады по вопросам правосудия, фракция Партии регионов:
— Не надо делать трагедии. Это не трагедия и не тенденция. Сегодня идет реформирование судебной системы. Некоторые судьи, и нельзя здесь их обвинять в меркантильности, хотят уволиться до 1 января, чтобы получить «виходну допомогу» (10 окладов). Это большие деньги, что касается судей Верховного Суда — это порядка несколько сот тысяч гривен. Но некоторые судьи продолжают работать и переходят в Высший специализированный суд, т. е. гражданских и уголовных дел. Вчера в комитете мы назначили Фесенко Леонида Ивановича председателем этого Высшего специализированного суда.
Какое может быть административное давление, если это заявление подается судьей и там есть такая графа: «заява написана власноруч без тиску»? Это чисто меркантильные интересы, но, опять-таки, я абстрагируюсь от того, чтобы обвинять судей в меркантильном отношении. Это связано только с теми, у которых есть стаж, у некоторых имеется 30-летний стаж. Это кропотливая работа — выносить решения именем Украины. Люди устали работать и хотят получить выходное пособие.