Март — месяц особый. С международного Дня цветных женщин, первого, и до дня Сесара Эстрада Чавеса последнего числа, каждый листок календаря скрывает что-то общественно значимое и наполненное социальной остротой. День писателя, 8 Марта, или праздник таиландского бокса. Единственная пресная дата — день числа «пи». Лишенный гендерных признаков акцент на математической константе. Правда, рыцари числа «пи» славословят по отношению к математически выверенной формуле ничуть не меньше кавалеров украинских дам. Таковы весенние приливы. Давно исчезли из памяти образы Клары Цеткин-Эйсснер с ее неизменным серым шапокляком, и Розы Люксембург в соломенном канотье. Зато названия улиц хранят имена учредителей даты нью-йоркских маршей ткачих, придуманных в редакции «Юманите». Полька Роза и немка Клара стали воплощением советских иллюзий о женской доле. Когда 22-летний сын Клары влюбился без памяти в 36-летнюю Розу, было уже не до всеобщей борьбы за гендерное равенство. Одной надо было спасти сына, а другой — любовь. Так они и застыли в истории, соратницы, заострившие разные сущности женского начала. Кто знает, может, поэтому 8 марта не стал у нас днем борьбы за социальные права прекрасной половины страны, не перевоплотился в отечественный вариант mother’s day, и не наполнился духом Святого Валентина. Теперь он праздник со слезами на глазах у мужчин, обычно уклоняющихся от домашней работы, торжественное собрание «трудового коллектива» в неформальной обстановке и семейный обычай вспоминать о своих матерях, сестрах и дочерях. Такой себе all inclusive по женской линии.
Ничего плохого, в смысле повода для бокала шампанского. Жаль, только для других констатаций и вопросов такого повода нет. Ну, вот где скажешь: по уровню равноправия женщин, Украина между Перу и Белизом, а по индексу гендерного неравенства на 57 из 146 возможных?
Если украинки самые красивые, это аргумент для вербовки на бордельную службу? «Мать-героиня Украины» престижный статус государственного значения, почему тогда беременность — нежелательное явление в глазах управляющих компаниями? Цветы женщинам в форме избавляют их коллег от угрызений совести за лупцевание дамочек в штатском? Что за гендерное представительство в нашем парламенте и правительстве? Прямо сто пехотных полков мужиков против одного женского батальона.
Конечно, такие вопросы не для торжественных собраний, когда в президиуме начальник, а по обе руки — подчиненные, одна другой краше: депутаты, труженицы, матери. Он скажет: вот на этих плечах все держится, положит на кормящую грудь руку с медалью и замкнет кольцо периодов «пи». Принимай, женщина, благодарность страны!
СВЯЗЬ КРЕПКА МЕЖДУ ПОЛАМИ ОБОЮДНЫМИ ТРУДАМИ
Наконец-то неясные предчувствия о неразрывной связи любви с домашними хлопотами воплотились в научный аргумент. Как и все хорошее, новость пришла из Штатов, прямиком из Вашингтонского университета. Много лет назад, когда «про это» у нас еще не говорили, а у них уже отгремела великая сексуальная революция, социологи американской столицы принялись за нелегкое дело. Суть многолетнего эксперимента состояла в научном прояснении загадочного для американок и абсолютно понятного украинкам вопроса. Если женщина выполняет мужскую работу, а мужчина — женскую, то, как это сказывается на их интимной жизни? Очень даже сказывается — ответили ученые, несколько лет понаблюдав за сотнями пар, средним возрастом чуть более 40 лет. Чтобы не перегружать прекрасную новость научной терминологией, скажу просто. Когда она задерживается на работе и приходит домой поздно, у него не болит голова, и оба не прочь залезть под одеяло. Когда он готовит обед и моет посуду, у нее тоже не болит голова. Если каждый из волонтеров, занимаясь трудом с привязкой к полу, желал супруга один раз в три дня, то при смене рода деятельности коэффициент хотения увеличивался в 1,6 раза. Вы можете прочесть об этом на уважаемом в научных кругах сайте http://www.sciencedaily.com/. А прочтя, поймете, стоит ли просить жену гладить вам рубашку, если на кону стоит возможность в 1,6 раза улучшить отношения.
ЧТО НАПИСАНО ТЕЛАМИ — НЕ УПРЯЧЕШЬ ЗА СЛОВАМИ
Судя по количеству и содержанию отзывов о Femen за рубежом, наши обнажающиеся девушки котируются выше застегнутых на все пуговицы официальных представителей. Совершенно понятно, почему их отчитывают блюстители нравственности по православной, светской и партийной линии. Завидуют популярности и непринужденности. Никто Femen в гости не зовет и в друзья не записывает, видимо опасаясь, что «глупые сиськи» запомнятся электорату больше умных голов. Очевидная принадлежность к слабому полу и такая же социальная роль не влияют на причисление подружек Саши Шевченко к сообществу известных дам, которым принято дарить цветы и комплименты. Видимо еще со времен Парижской коммуны обнаженная грудь опаснее заряженной пушки. Припоминаете мятежный образ Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ»? Мы то знаем, почему центральный персонаж революционного полотна с национальным флагом и без лифчика. И почему накануне первой мировой войны обнаженные духоборы вышли на улицы, тоже знаем. Разделись православные, чтобы глухие увидели. Иначе не достучишься. Как и триста женщин в Австралии, выложившие своими телами антивоенный лозунг. Или вот недавно группа израильтянок сфотографировалась нагишом, разослав потом фото политикам. Так они поддержали арабскую девушку Алию Аль-Махди, которая тоже выставила себя напоказ, в пику диким нравам своего общества. Когда нет возможности убедить словами, это делают телами.