Ирина КЛЮЧКОВСКАЯ, директор Международного института образования, культуры и связей с диаспорой Национального университета «Львовская политехника»:
1. Прошел еще один год, наполненный несбывшимися, нереализованными надеждами, мечтаниями, которые так и остались в мечтах. Что вспоминаю позитивного, оглядываясь назад? По-видимому, наше Евро-2012, когда мы все снова объединились под небом Украины, неистовствуя от успехов нашей сборной, горюя от поражений. Но горевали и радовались ВМЕСТЕ! И это уже было нашей общей победой. Переживали всей Украиной за города Донецк, Киев, Львов, Харьков. Чтобы было красиво, хорошо, гостеприимно. Ощущение единства украинского общества, гордости за нас, украинцев, которые в это время любили всех и друг друга, было самым сильным позитивным ощущением в уходящем году.
По-видимому, потому таким болезненным было коварное принятие закона «О принципах языковой политики», продемонстрировавшее нам и всему миру мощь центробежных сил, которые растягивают государство в разные стороны, подрывают духовные принципы нашей государственности, основы украинской тождественности.
Среди событий в мире, несомненно, запомнились выборы Владимира Путина и Барака Обамы — как индикаторы двух диаметрально противоположных путей развития государства.
Поразило и самосожжение 12 января двух тибетских монахов в знак протеста против подавления китайской властью вспышек недовольства борцов за независимость своего края и против нарушения прав человека. Это еще раз продемонстрировало нам, что независимость и свободу как наивысшую ценность нужно завоевывать, упорно защищать и утверждать. А одобрение закона во французском сенате, который внедряет криминальную ответственность за отрицание армянского геноцида, является блестящим примером мудрой политики маленькой Армении в отстаивании своих национальных интересов.
Для Международного института образования, культуры и связей с диаспорой этот год был особенным. Мы отмечали 20-летие его создания. Осмысливали пройденный путь, анализировали настоящее, планировали будущее. За нами — десятки презентаций, знаковых встреч, конференций, круглых столов, выпущенных учебников, одним словом — новые страницы уже истории уникальной структуры Украины.
2. Общество очень медленно, но просыпается от спячки, которую любят называть «разочарованием». Верю, что проснется!
3. Виктория Сото, учитель начальных классов ньютаунской американской школы, которая ценой собственной жизни, закрыв собой от пуль 16 детей, подарила им жизнь.
4. Каждый мой день — с «Днем» — неисчерпаемым источником аналитической, познавательной, просветительской информации. Не перестаю удивляться и восхищаться идеями, которые так блестяще претворяются в жизнь, рождая новые и новые проекты — «Бронебійна публіцистика» (читаю, изучаю с карандашом), пять выпусков Маршрута №1 с их модерными ответами на современные запросы, «Украина Incognita», «Сила м’якого знака», фотовыставки... Отслеживая развитие «Дня», однозначно делаю для себя вывод относительно живучести украинских смыслов и идей. Они, выныривая из прошлого, имеют силу и способность, благодаря таким сподвижникам, как Лариса Ившина, трансформироваться в модерные формы, свидетельствуя тем самым о преемственности наилучших философских, публицистических, литературоведческих, журналистских и издательских традиций. В этом контексте вспоминаю украинского издателя довоенного Львова Ивана Тиктора, творца издательского концерна «Украинская пресса», который положил начало своим проектам, чтобы поднять украинское сообщество на новый уровень осознания себя как украинцев. «Украинская пресса, — писалось в редакционной статье одной из его газет «Наш прапор», — должен быть украинским не только по языку и национально-патриотической программе. Она должна быть украинской и по духу, который бы красноречиво возвещал о себе как во вступительной статье, так и в мельчайшем информационном сообщении». Сегодня «День» взял на себя эту архиважную для нашего общества функцию, поэтому удивляет меня больше всего. Каждый день.
5. Была очень рада побывать и в Батурине, столице украинских гетманов, и в Качановке, родовом гнездышке украинских аристократов. Однако сильное эмоциональное впечатление на меня произвели посещения скромной усадьбы Белозерских-Кулишей, которую еще называют «Ганнина пустынь», «Мотроновка», «Кулишовка» в Борзнянском районе Черниговской области. Потому что и в самом деле, как писал Иван Франко, «Щоби Куліша-письменника збагнути, треба в край його прибути». Здесь Пантелеймон Кулиш встретил свою будущую жену Анну Барвинок, когда гостевал у своего приятеля Василия Белозерского, здесь сыграл свадьбу, на которой шафером был Тарас Шевченко, здесь нашел свой душевный и вечный покой. В Мотроновке, украшенной морем бархатцев, можно о многом узнать и просто поразмышлять среди роскошной природы о том, кто мы такие и куда идем.
6. Для меня источником силы, оптимизма, духовного подъема, мерилом правильности моих поступков является Блаженнейший Любомир Гузар. В этом убедилась на встрече с ним, которую МИОК организовал во Львовской политехнике. Блаженнейший возобновил основанные в прошлом веке Андреем Шептицким Общественные Дни, на которых он общается с мирянами, в первую очередь молодежью, относительно моральных принципов общества, взаимоотношений в нем, поиска истины, определения ценностных ориентиров в жизни. Слежу за выступлениями, публикациями, слушаю его аудиокниги «Дорога к себе», «Общество и бизнес», читаю, пытаюсь дать ответы на вопросы, заданные Блаженнейшим на встрече с академическим обществом львовских политехников: «Что хорошего сделал для меня Бог?», «Что хорошего сделал я для себя?», «Что хорошего сделал я для ближнего?». Такой анализ и является формулой духовного роста для каждого мыслящего человека.
Владимир Панченко, профессор НАУКМА:
1. Событий со знаком «плюс» не так и много, однако хорошо, что они были. С лучшей стороны показали себя украинцы во время Евро-2012. Этот успех можно было бы развивать, если бы не то безголовье, которое наша власть демонстрирует и во внешней и во внутренней политике. Она слишком жадная; жадность ее и погубит, как того «фрайера», которого во времена моей молодости зачастую вспоминали в Одессе.
Жалко, что оппозиция, фактически сдав Партии регионов «Закон о выборах», «профукала» парламентские выборы. Как следствие — расклад политических сил в Украине остался почти неизменным. Хотя общество, при всех его противоречиях, было готово к более радикальным изменениям. Если бы не пресловутый мажоритарный компонент, власть бы стала оппозицией.
В личной, семейной жизни год складывался трудно: в марте утратил сестру, которая во времена моего детства была для меня няней и учительницей, а позже — надежным другом.
Летом завершил наконец работу над своей давно- давно задуманной «книгой пилигрима», которой дал название «Сонячний годинник» (теперь она готовится к изданию). Радость принес август, часть которого мы с женой провели в Схиднице, которая находится около Трускавца. Потом путешествовали по Закарпатью, Буковине, Подолью...
Удалось реализовать с «Темпорой» несколько книжных проектов, тоже приятно.
2. Стало тревожнее. Кажется, за 21 год независимости еще не было так тревожно за Украину, как теперь. Возникла реальная угроза потери государственной самостоятельности. Имею в виду опасность «втягивания» Украины в новый СССР, который теперь называется Таможенным союзом; информационную и гуманитарную экспансию, которая осуществляется относительно нашего государства с северо-восточной стороны; резкую активизацию антигосударственных сил внутри страны, которые пытаются уничтожить все украинское (прежде всего — язык), наставив вместо этого неоимперские символы — столыпиных, екатерин, александров... Ничего хорошего не обещает и то, что экономически нищая Украина «наливается» ненавистью; есть уже даже признаки «слепого бунта», опасного не только для зарвавшейся власти, но и для всего общества, ведь бунт — это деструкция. А с новой политической элитой у нас все еще большая проблема. Не уверен, что в 2015 г., когда наступит время президентских выборов, оппозиция сможет выставить единственного кандидата. У нас здесь слишком плохая традиция. Остается надеяться разве что на давление гражданского общества. Нужно же на что-то надеяться...
3. Больше всего меня поразил Юрий Луценко. Жалко, что его нет в политике. Он мыслит государственническими, а не узкопартийными категориями, это видно из тех интервью и блогов, которые он пишет в Менской колонии. Парадоксально, но его досадная ситуация имеет для него и позитив: он острее чувствует реальность и точнее думает о том, как ее можно изменить. А кроме того — Юрий Луценко читатель №1 в Украине, это тоже уникальная вещь для украинского политика.
4. Трудно и сказать, поскольку через мои руки проходит много книг. Я ныне работаю над монографией о Николае Зерове — он для меня интересный и всегда интеллектуально, профессионально свежий. Вот прочитал «Книгу споминів» Михайлины Коцюбинской — тоже увлекло. Светлый, этически безукоризненный человек! А на днях взялся перечитывать труд А. Авреха «П.А. Столыпин и судьбы реформ в России». Рука сама потянулась. Дело в том, что высокопоставленные «русскомировцы» хотят влепить в Киеве у Оперного театра памятник российскому «реформатору». А Николай Азаров даже лекцию о Столыпине прочитал студентам! Лучше бы проштудировал того же таки Авреха. Тогда бы знал, что руки Столыпина — в крови, что проводил он политику под лозунгом «Россия — для русских!», что украинцы существовали для него разве что как объект пренебрежения. Так что — будем ставить в Киеве памятник тому, кто нас презирал?!
5. О Закарпатье я уже упоминал. В сущности, для меня это было открытие, потому что раньше я там бывал только проездом. Очень красивый край, интересная история, колоритные люди. И уровень жизни, кстати, — выше, чем в других местах. Это видно даже невооруженным глазом. Очень симпатичный город Мукачево. В Ужгороде — замечательный исторический музей, расположенный в старом замке. А в Берегово советую искупаться в термальных водах, побродить по городу...
6. Больше всего мне запомнилось вроде бы вполне локальное событие: в Киеве, в Осокорках и Позняках, родители учеников собрали 2 тысячи подписей и добились, чтобы новая гимназия с гордым названием «Київська Русь» была украиноязычной. И это в то время, когда Табачник уже объявил было о ее русскоязычном статусе. Побольше бы таких побед. Жаль, что об этом эпизоде мало говорили журналисты: мы же уже обалдели от поражений!
Порадовал в этом году Киев: будто опомнившись от двух «прилетов» Черновецкого на должность городского головы, он наконец показал характер во время выборов в Верховную Раду.
Ну и во время Евро-2012, как я уже говорил, все было красиво.
Много интересного происходит в культурной жизни Украины. Впрочем, об этом не хотелось бы говорить мимоходом.
Рефат ЧУБАРОВ, депутат Верховного Совета Крыма, президент Всемирного конгресса крымских татар, первый заместитель председателя меджлиса крымскотатарского народа:
1. Как мне представляется, в качестве позитива в 2012 году следует отметить несколько пунктов, которые в дальнейшем могут стать основой для добрых дел:
а) Итоги парламентских выборов. Несмотря на все опасения, украинское общество выстояло перед угрозой абсолютной доминанты одной политической силы. В результате оппозиция, не достигнув власти, тем не менее, оказалась достойным спарринг-партнером правящей партии, удерживающим ее от соблазна принятия решений, подрывающих суверенитет украинского государства. Уверен, что первый натиск России, стремящейся «подмять» Украину, к нашему счастью, благополучно провалился.
б) Консолидированная позиция международных институций, прежде всего Совета Европы, ЕС и ОБСЕ, в поддержку идеи проведения Международного форума по вопросу восстановления прав крымскотатарского народа. Теперь «мяч» находится на стороне Президента Украины и Кабинета Министров Украины, согласие которых на проведение указанного Форума, несомненно, откроет дорогу действенной международной помощи в обустройстве крымских татар и тем самым окажет содействие Украине в устранении последствий одного из ужасных преступлений советского режима — депортации крымскотатарского народа со своей родины.
в) Завершение кропотливой работы по номинации исторических памятников Бахчисарая для включения в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Тут необходимо добавить, что как реализация идеи о проведении Международного форума по восстановлению прав крымскотатарского народа, так и номинация памятников истории и культуры крымских татар для включения в список ЮНЕСКО стали возможными благодаря целенаправленным и масштабным усилиям Меджлиса крымскотатарского народа, чьи инициативы чаще находят понимание со стороны международных организаций, нежели со стороны правительства и парламента Украины.
К числу событий со знаком «минус» я отношу абсолютное нежелание власти вести открытый и честный диалог со своим народом. Особо это проявляется по отношению к крымским татарам... Практически все наши действия, инициативы и предложения, направленные на восстановление прав целостного народа, с таким трудом возвращающегося на свои земли, как центральной, так и крымской властями рассматриваются как некий вызов национальной безопасности Украины. Парадокс заключается в том, что наиболее подозрительны по отношению к крымским татарам те чиновники и политики, которые сами готовы «слить» национальные интересы Украины северному соседу ради мифических экономических преференций.
Что касается событий в личной жизни, благодарю Всевышнего за то, что здравствуют мои близкие, живы мать и отец, перенесшие войну, изгнание и репрессии.
2. Мне хочется думать, что украинцы всех национальностей стали более умудренными во взаимоотношениях с властью.
3. Были и остаются мои родители, воспитавшие четырех сыновей и имеющие 12 внуков и одну правнучку.
4. Мой друг, доктор истории, профессор Билькентского университета (Турция) Хакан Къырымлы представил в сентябре 2012 года в Симферополе итог своей 15-летней работы — книгу «История крымскотатарских и ногайских сел Турции». Это исследование поразило меня как своей масштабностью — количеством описанных сел, основанных эмигрировавшими не по своей воле крымскими татарами, так и огромным массивом картографических и иллюстративных материалов, собранных автором в ходе множества полевых экспедиций. Кстати, профессор Хакан Къырымлы является учеником выдающегося украинца, историка-востоковеда, профессора Гарвардского университета, основателя и первого директора Гарвардского института украинистики Емельяна Иосифовича Прицака. Замечу, что профессор Емельян Прицак привил Хакану и любовь к украинскому языку, которым он теперь владеет не хуже многих украинских чиновников...
5. Южный Тироль (Италия). Эта поездка состоялась в рамках проекта «Крымский политический диалог». Я не только воочию смог оценить эффективность правовых инструментов, благодаря которым возможно успешное и совместное проживание разных этнических и языковых сообществ, но и убедился, что предлагаемые нами подходы к обустройству Крыма, при условии их закрепления законами Украины, явятся благом для Украины в целом и Крыма в частности.
6. Снова скажу про своих родителей... В той системе, в которой им пришлось жить изгоями, они не только не сломались, выжили, но и нашли дорогу к Дому, от которого их отлучили силой... Теперь нашим заданием является обустройство этого Дома, в котором всем нам должно быть спокойно, счастливо и комфортно...
Судьба моих родителей, моего народа, трагические страницы украинской истории не оставляют нам иного выхода, как находить достойные ответы современным вызовам.