ДЖАМАЛА, певица:
1. Мне, в первую очередь, вспоминаются только события со знаком «плюс». Главное из них, пожалуй, Eвро-2012. Наша страна достойно провела Чемпионат, остались приятные воспоминания. Зря мы переживали, что не справимся, в итоге было очень много хороших отзывов. И наша сборная по футболу не разочаровала. Я была другом Евро-2012 и выступала на финальной жеребьевке со своей авторской песней Goal. Еще одно важное событие — ІІІ Одесский Международный кинофестиваль. Я горжусь, что в Украине проходят фестивали такого высокого уровня. Конечно, и это событие отложилось в памяти во многом благодаря тому, что я спела на церемонии закрытия, создала специальный номер, в котором соединила свою песню Smile и Smile Чарли Чаплина. Конечно, я не могу не упомянуть и потери, которые принес 2012-й. В первую очередь, это уход таких выдающихся певиц как Уитни Хьюстон, Этты Джеймс и Галины Вишневская. Особенно глубоко меня ранила смерть Уитни, для меня это настоящая трагедия...
Что касается лично меня, то 2012 год был очень плодотворным: я закончила работу над своим вторым альбомом, выпустила первую русскоязычную песню «Я Люблю Тебя», удостоилась премии Best Fashion Awards в номинации «Вдохновение» и сыграла главную женскую роль в художественном фильме украинского режиссера Олеся Санина. А еще я никогда не забуду знаковые встречи с интересными людьми, которые произошли в этом году, — со львовским художником Борисом Сорокой и американским музыкантом и продюсером Нарадой Майклом Уолденом.
2. Мне кажется, украинцы изменились не в лучшую сторону. Люди закрытые, хмурые, редко улыбаются. Даже по оценкам моих коллег, все меньше людей ходят на концерты. Я уже не говорю об опере или любом другом высоком искусстве, создается впечатление, что в современной Украине, им просто нет места. Не знаю, с чем это связано. Может, с нестабильностью в стране, с выборами или ажиотажем из-за мнимого конца света. Нужно быть добрее, беречь своих близких. Нужно наслаждаться каждым днем и уметь ценить прекрасное!
3. Сложный вопрос... Если говорить о популярной музыке, то, пожалуй, это Адель. Для нее 2012-й — это год триумфа по всем статьям. Человек года в контексте моей творческой жизни — это, безусловно, режиссер Олесь Санин. Он поверил в меня, и дал возможность осуществить давнюю мечту — сняться в кино. Очень мудрый, интересный человек. Я счастлива, что мне посчастливилось работать с ним. Ну а в целом, для меня моя мама не только человек года, но и человек всей моей жизни.
4. К сожалению, не могу выделить какую-то определенную книгу... Гораздо более ярких впечатлений осталось от фильмов. Считаю, что у кино та же цель, что и у литературы, — заставить задуматься, понять что-то новое. Из картин, которые сразу приходят на ум, — «Облачный атлас» Тома Тыквера, «Сломленные» Руфуса Норриса, «Нежность» братьев Фонкинос.
5. Фестиваль North Sea Jazz в Роттердаме. Для меня он прошел в режиме нон-стоп: за 3 дня я посетила 21 концерт. Потрясающее событие, 70 тысяч меломанов со всего мира слушают лучших джаз и соул-исполнителей современности. Хочу, чтоб и в Украине наконец-то появились музыкальные фестивали подобного уровня. Я давно мечтаю о бурной фестивальной жизни в нашей стране, о хороших фестивалях джазовой, академической, народной музыки. Талантливые исполнители должны проявлять себя не в бесконечных талант-шоу, а на фестивальных площадках! И чтобы все вместо просмотра телевизионных программ ходили на живые концерты!
6. Меня вдохновляет пример певицы Квитки Цисык. Несмотря на то, что жила за границей, она сделала огромный вклад в развитие нашей культуры, показала всему миру, что украинская народная музыка прекрасна! Мне хочется сделать нечто подобное, обратить внимание мировой музыкальной общественности на то, что в Украине и сегодня есть свои таланты, свои замечательные песни и своя самобытная популярная музыка. Нам всем нужно не лениться, и тогда все получится!
Иван КОЗЛЕНКО, заместитель генерального директора Центра им. А. Довженко:
1. В мире не случилось ничего катастрофического — это большой «плюс». В Украине — открытие ЕрмиловЦентра и назначение Раду Поклитару художественным руководителем Театра оперы и балета на Подоле — какие-то небольшие признаки возможного обретения новой украинской идентичности, построенной на опыте авангарда и модернизма.
В моей жизни — начало работы в Центре Довженко: «плюсы» — невероятные возможности, которые открываются в сфере работы с творческими смыслами, «минусы» — нехватка времени и сомнения в нужности усилий.
2. Ровно настолько, насколько по-настоящему хотели изменений. То есть минимально. Украина вступила в «ледниковый период» — вялотекучесть общественных процессов прямо-таки доисторическая. Но подо льдом просыпается вулкан. Заметна радикализация полюсов, выгодная, к сожалению, слишком многим, чтобы ей помешать. По моему мнению, это опасно. Вместе с тем украинцы, похоже, понемногу осознают, что стратегия малых шагов, которые следует сделать самим, — единственный верный путь к изменениям.
3. Лео Каракс. Мне кажется, он показал, что кино опять только начинается.
4. В этом году я непростительно мало читал. Это для меня опыт глухоты, потому что читая, вслушиваешься в себя. Однако мне удалось услышать волшебный голос Веры Инбер, о которой как о прозаике я ничего не знал. «Смерть Луны» — только что впервые изданный сборник ее малой прозы 1920-х годов — волшебная смесь символизма, литературного модернизма и мемуаристки. Эта книга ценна мне тем, что по-другому интерпретирует «одесский миф», преподнося его скорее в редакции Жаботинского, нежели Бабеля, Катаева или Багрицкого. Проза Инбер — открытие для меня. В этом году вышло немало исследований по истории украинского авангарда — о творчестве Ермилова, Петрицкого, которые подарили мне опыт визуального восприятия любимой эпохи. А в целом, я возвращаюсь к ранее прочитанным вещам или мемуарам — «Дневникам» Евгения Чикаленко, «портретам-воспоминаниям» Жана Кокто, томно-сладковатым текстовым сетям Ролана Барта. Теперь для меня более важно, кто говорит, а не что и как.
5. Порденоне. Маленький городок в Северной Италии, где проходит самый больший в мире фестиваль немого кино. Вообще — весь регион Венеция — Фриули. Маленькие североитальянские города — это пример того, как тысячелетняя история искусства формирует особый человеческий тип, специальное мироощущение.
Еще Лазурное побережье Франции — и особенно разбросанные в живописных заливах поселки, которые спрятались на берегу между Ниццой, Канном и Монте-Карло.
6. Это сентиментальные истории маленьких людей. Тех, кому исторические обстоятельства бросили вызов, обнаружив их несравненное величие. Как тот неизвестный с авоськой, который останавливал танки на площади Тяньаньмень.