Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О роскоши человеческого общения

Згадуючи Михайлину Коцюбинську
7 января, 2021 - 18:05

Сегодня исполняется 10 лет, как отошла в вечность Михайлина Фоминична Коцюбинская - знаковая фигура украинского шестидесятничества, известный литературовед и критик, лауреат Шевченковской премии, племянницы классика украинской литературы Михаила Коцюбинского.

... Мое знакомство с Михайлиной Фоминичной произошло сначала по телефону в начале февраля 2008 года. Именно тогда я училась в магистратуре Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко и хотела продолжить обучение дальше в аспирантуре. У меня к тому времени уже был маленький опыт научной работы. Учась в лицее, я была членом Малой академии наук и писала исследования о «Правозащитнй деятельности Украинской Хельсинской Группы». С работой над этой темой связаны мои встречи с учредителями УХГ - Николаем Руденко и Левко Лукьяненко, у которых я брала интервью. Также общалась с Надеждой Светличной, Николаем Горбалем, Василием Овсиенко, Ольгой Стокотельной, которые много рассказали о тех временах.

Во время того первого телефонного разговора Михайлине Коцюбинской не понадобилось много времени, чтобы понять, что «перед ней» молодой энтузиаст, поэтому сразу назвала условие нашего «сотрудничества»: обработать необходимую литературу и написать реферат - если справлюсь, значит, могу поступать в аспирантуру. Однако сразу определила тему будущего исследования (даже не предложила, а твердо сказала, что я буду писать диссертацию об экзистенциальном значении эпистолярного творчества Ивана Светличного в контексте эпистолярия шестидесятников, ведь именно тогда готовился к печати второй том эпистолярного наследия поэта «Голос времени» (К. , 2008) и это было актуально).

Первую встречу с Михайлиной Фоминичной помню очень ярко. Она состоялась в солнечный весенний день 17 апреля 2008 года у М. Коцюбинской дома. Но за день до этого произошло еще одно событие, непосредственно связанное с моим рефератом, который я привезла и от которого зависело мое будущее. А было это так. Сначала тетя решила прочитать написанное, ведь, согласитесь, от этого зависела не только моя судьба, но и ее репутация. Потом решили показать профессионалу - Николаю Горбалю. И тут началось тщательное перечитывание, которое завершилось переписыванием и перепечаткой некоторых страниц. Замечания, конечно, были справедливы. За что-то меня ругали, а за что-то и похвалили. Эта работа меня истощила, однако «домашний допуск» был получен.

Отправились к моему будущему научному руководителю мы вдвоем - я и Николай Горбаль, который, так сказать, показал дорогу. Хочу заметить, что в память об этой встрече Михайлина Фоминична подарила нам свой двухтомник «Мои горизонты». А поскольку мы пришли к ней вдвоем, то подписала: «Дорогим Горбаль-Стокотельным[1]». Яркая деталь относительно первой встречи, которой я хочу поделиться. В издательстве «Акта» (Х., 2006) вышли воспоминания М. Коцюбинской «Книга воспоминаний». Издатели выбрали очень оригинальную фотографию автора, которая называется «Михайлина с отцом в георгиновом лесу», где М. Коцюбинской всего 2 года (Винница, 1933). Издательство подарило большой плакат с этой фотографией автору. Когда Михайлина Фоминична показывала этот плакат, опираясь на костыли, ее лицо просто сияло от радости, и ее к тому времени уже преклонный возраст не имел никакого значения, потому что в глазах ее горел огонек и душой она всегда оставалась молодой. Это фото меня очень поразило и запомнилось на всю жизнь.

Следующая наша встреча была в сентябре того же года. Именно тогда в издательстве «Критика» вышел роскошный том переписки Михаила Коцюбинского с Александрой Аплаксиной (К., 2008). Никогда не забуду той радости и восторга, с которым Михайлина Фоминична, держа в руках эту книгу, говорила о ней. Это на самом деле была мини-презентация этой книги, ведь Михайлина Фоминична не только рассказала мне об истории этой любовной переписки, но и показала роскошное фотодополнение, отметила подробное комментирование писем, обратила мое внимание на свою собственную статью «Мать свою Беатриче ...» и поделилась воспоминаниями об Аплаксиной, отметив, что для нее она была просто тетя Шура.

Критики, как известно, назвали эту переписку микроэнциклопедией Михаила Коцюбинского и целой украинской культуры модернистского периода, а Михайлина Фоминична говорила просто - это роскошь и бесценное издание. Именно тогда я очень захотела иметь тоже эту книгу, мечтала о ней, и уже во время следующего посещения Киева в декабре в книжном магазине «Наукова думка» приобрела ее себе эту книгу, а Михайлина Фоминична тот же день сделала в ней драгоценную для меня надпись.

Стоит отметить, что таких «мини-презентаций для одного человека» было много - Михайлина Фоминична всегда была в курсе, где и что получилось, и всегда сообщала об этом или в разговоре по телефону, непосредственно при встрече. Например, рекомендовала прочитать книгу С. Цалика и П. Селигея «Таємниці письменницьких шухляд. Детективна історія української літератури» (К., 2010). В газете «День» от 19 ноября 2010 была напечатана блестящая рецензия Михайлині Фоминичны на эту книгу: «"Людина в радянському футлярі", или "Биття і буття на літературнім вулкані"». Обязательно советовала приобрести книгу Игоря Померанцева «КГБ и другие», потому что там были напечатаны поэзии И. Померанцева в переводах Ивана Светличного, которые сохранились именно в письмах И. Светличного из ссылки. С большим восторгом говорила о книге эссе Евгения Сверстюка «Не мир и меч» (Луцк, Терен, 2009). Михайлина Фоминична написала рецензию на эту книгу, а название позаимствовала у самого автора: «Господа, где ваши шпаги?!». Помню, как она была довольна и как смаковала эту фразу, а особенно эпиграф, который тоже позаимствовала у автора «Люди добрые, когда там, где надо, вас нет, то - нас нет!». Немалое значение придавала «Из истории незаконченной войны» Ю. Шевелева (К., 2009), монографии Л. Тарнашинской «Украинская шестидесятники профили на фоне поколения: (историко-литературный и поэтикальный аспекты)» (К., 2010). Праздничным событием для М. Коцюбинской стал выход переводов «Палимпсеста» Василия Стуса, которые сделала Марлена Рахлина (Х., Фолио, 2010). М. Коцюбинская всегда держала руку на пульсе культурной жизни, в частности рекомендовала мне посетить выставку работ художника-монументалиста Василия Седляра, иллюстратора «Кобзаря» Тараса Шевченко, уничтоженного во время террора 30-х годов, а также выставку работ современного французского художника Андре Жоливе «Цветы романа», которые были созданы на основе цикла стихотворений Василия Стуса «Костомаров в Саратове» (Национальный художественный музей Украины).

Однажды М. Коцюбинская позвонила, я как раз была тогда в Киеве, и сообщила, что в такое-то время состоится вручение премии «Свет справедливости» Евгению Сверстюку за моральное, духовное и этическое лидерство. Премию вручал ректор Украинского католического университета Борис Гудзяк. Я быстро собралась и поехала в Дом учителя. Мне повезло, что я посетила это мероприятие, ведь там было много известных и уважаемых людей, в частности Патриарх Любомир Гузар. Я очень пристально смотрела на него: впервые так близко увидела Блаженнейшего Любомира Гузара и для меня, греко-католички, это имело важное значение.

Хочу отметить, что книги и Михайлина Фоминична - тема неисчерпаемая, ведь она жила книгой, жила тем, что готовила к печати свои труды, упорядочивала книги своих друзей-шестидесятников и была автором прекрасных предисловий к ним. И это всегда были, употребляя любимое слово М. Коцюбинской относительно книг, роскошные издания. Невыносимые годы интеллектуальной «изоляции» остались позади, и Михайлина Фоминична занималась творчеством «в полный диапазон души» (Е. Сверстюк).

Почти каждая моя встреча с Михайлиной Фоминичной была связана с определенным событием. Попробую пунктиром обозначить эти встречи в хронологическом порядке. Итак, 4 декабря 2008 года - презентация второго тома писем Ивана Светличного «Голос времени», которая состоялась в Музее литературы. В том же месяце столетний юбилей Юрия Шевелева и издание его двухтомника - языковедческих и литературоведческих работ. Михайлина Коцюбинская дала мне поручение - пойти в издательство Киево-Могилянской академии и взять ее приглашение на юбилейный вечер, а также двухтомник. Рекомендует и мне приобрести. Также попросила забрать ее авторские экземпляры инаугурационной лекции Почетного доктора Национального университета «Киево-Могилянская академия» под очень красноречивым названием «История, оркестрованная на голоса. Экзистенциальное значение художественной документалистики для современной украинской литературы». Именно эту книжечку она мне и подарила, а дарственная надпись свидетельствует, что это было 15 декабря 2008.

На сентябрь 2009 пришелся 80-летний юбилей Ивана Светличного и Аллы Горской. Вечер организовали в Историко-мемориальном музее Михаила Грушевского. Мы решили приехать немного раньше, чтобы еще успеть посмотреть усадьбу, ознакомиться с экспозицией, посвященной шестидесятникам. Нам очень понравилось там, и Михайлина Фоминична не скрывала своего удовольствия. Вечер был организован в стиле «Центрального Юбилейного Комитета» - так, как в 1964 году отмечали юбилей совместного «70-летия» Аллы Горской и Ивана Светличного. Также была организована художественная лотерея в пользу музея шестидесятников, и мне очень повезло: я выиграла «Альбом» Афанасия Заливахи.

Издание и презентация воспоминаний известного культуролога и мемуариста Романа Корогодского «Брама Світла. Шістдесятники» - это еще одна яркая страница из воспоминаний о моем научном руководителе. Как Михайлина Фоминична искренне радовалась, когда эта книга увидела свет! Это был октябрь 2009 года. Она подарила мне свой экземпляр еще до презентации (я именно тогда была в Киеве и пришла проведать ее). Эту книгу подписала так: «Дорогой Наталье с пожеланием творческих успехов, М. Коцюбинская. 1. 10. 2009 ». Вручая, сказала: «Бери, будешь наслаждаться». Эта книга на самом деле уникальна как по содержанию, так и по художественному оформлению: иллюстратор книги Сергей Якутович продумал каждую деталь.

9 апреля 2010 состоялась презентация собственной книги Михайлины Коцюбинской «Письма и люди», которую мы все долго ждали. В эту книгу, вышедшую в серии «Библиотека Шевченковского комитета», вошла известная монография автора «Зафиксировано и нетленно. Размышления об эпистолярном творчестве» (впервые увидела свет в 2001 году) и ряд ярких статей, посвященных исследованию эпистолярного наследия, в частности Т. Шевченко, М. Коцюбинского, О. Олеся, Н. Суровцевой, А. Любченко, И. Светличного, В. Чорновила.

Хочу заметить, что, несмотря на болезнь, Михайлина Коцюбинская до последних дней работала, в частности это была работа над предисловием к переписке Кирилла Осьмака: «Кирилл Осьмак в письмах на фоне Владимирского централа», предисловие к воспоминаниям Ирины Жиленко «Homo feriens» и Светланы Кириченко «Люди не со страха». А вот недавно я приобрела книгу Ларисы Мирошниченко «Леся Украинка. Жизнь и тексты» (К., 2011) и снова встреча с Михайлиной Фоминичной - ее предисловие, такая яркая и такая живая, «Сквозь магический кристалл текста»...

Последний мой визит к  Михайлине Фоминичне состоялся в начале ноября 2010 года, я именно тогда вернулась из Донецка, куда ездила на научную конференцию, и пришла рассказать о своих впечатлениях. В тот раз Михайлина Фоминична подарила мне большую тетрадь, у нее таких было две, и дала ксерокопию статьи Нилы Зборовской о Соломии Павлычко из книги «Моя Леся Украинка. Эссе». С грустью добавила: «Так Соломию все съедали».

Михайлина Фоминична всегда помогала формировать библиотеку - не только мою домашнюю, но и всегда при случае передавали книги в библиотеку и читальный зал нашего университета. Среди книг всегда был и «комплект» для преподавателя нашего университета, стусоведа Олега Рарицкого. Я уверена - если бы у Михайлины Фоминичны была финансовая возможность – то она вошла бы в историю еще как очень щедрый меценат, потому что искренне болела за развитие и состояние родной культуры. Очень радовалась, когда я покупала стоящую литературу. Говорила: «У тебя формируется хорошая библиотека».

Хочу отметить, что и я побыла несколько часов в роли «учителя» Михайлины Фоминичны. Как-то она захотела научиться работать на компьютере (прежде всего это касалось печатания) и попросила меня дать урок. Ученицей Михайлина Фоминична была прилежной, однако это обучение отнимало у нее много сил и очень ее утомляло. Поэтому она решила все-таки остаться верной старым методам письма. Также было у нее хобби - филателия. Она всегда показывала мне свои новые достижения и искренне, по-детски радовалась. Любимые марки были на столе, а монитор компьютера был удобной подставкой для них - так эстетика победила технику.

В маленькой комнате Михайлины Коцюбинской была атмосфера уюта, а каждый визит к ней был для меня праздником. Так не хотела уходить от нее, наоборот - слушать и слушать ее рассказы, слушать музыку ее звонкого голоса. Каждый рассказ моего учителя был интересен, я всегда узнавала что-то новое и очень важное. Употребляя выражение Юрия Шевелева, Михайлина Фоминична позволяла себе на неслыханную роскошь быть искренней. Стены комнаты украшали картины, фотографии, а за стеклом, на книжных полках, и сами книги. Такая деталь: новые книги или те, которые особенно любила Михайлина Коцюбинская - стояли «фасадом вперед», как украшения, а самые свежие - у нее на рабочем столе. Над столом был портрет матери - Екатерины Яковлевны Бедризовой. И здесь я хочу поделиться своими соображениями, отметить один аспект. Как правило, когда говорят о М. Коцюбинской, то всегда начинают с того, что Михайлина Фоминична выросла в атмосфере музея Михаила Коцюбинского, воспитывалась на лучших образцах поэзии и музыки. Это все, конечно, так: в «Книге воспоминаний» М. Коцюбинская сама описывает ту культурную ауру, встречи с выдающимися культурными деятелями, называет имена своих учителей, в частности учителей музыки - это был поистине звездный состав. Но я хочу подчеркнуть, что еще до ее рождения мать прилагала все усилия, чтобы будущий ребенок был истинным Человеком, интеллигентом. Записи в дневнике матери Михайлины Коцюбинской являются неоспоримыми свидетельствами этой «Беседы и мечты все вокруг ожидаемого "сына"... Уже прошло шесть месяцев, но чувствую себя еще легче. Летая в Москве и Ленинграде по музеям, все лелеяла мысль, что мое будущее создание все эти впечатления, все, что есть прекрасного, начиная с кремлевских башен и заканчивая оригиналом "Письма Татьяны", получит от меня с плотью и кровью». [...] «Сколько пережито у писем от Толстого в его доме в Хамовниках! А библиотека Пушкина! А его рабочая конторка - я целовала и плакала».

Исследуя мамины дневники, Михайлина Коцюбинская писала, что это прежде всего «Трогательный документ материнского посвящения, готовности перелить себя в ребенка, ребенка позднего, вымечтанного. Вложить в него все самое дорогое, что имеет, свой духовный мир, свою систему ценностей. Осуществлять эту воспитательную программу она начала еще когда ребенок был в утробе». По-моему, это бесценный опыт для будущих матерей.

***

Валерий Шевчук в предисловии к четырехтомному изданию писем Михаила Коцюбинского называет этот эпистолярный массив «духовной микрогалактикой», в которой жил художник, а письма - теми «лучами», которые соединяют между собой духовные ипостаси, своеобразными потоками энергии, которыми адресаты обменивались. Я хочу сказать, что вокруг Михайлины Коцюбинской была и остается тоже неповторимая аура превосходства над обыденщиной, аура духовной чистоты. И это без преувеличения. Михайлина Фоминична и ее мир (научные интересы, друзья, работа) это тоже «духовная микрогалактика». Сама она неоднократно подчеркивала, что, несмотря на преследования и определенную неустроенность, шестидесятники имели самое ценное - роскошь человеческого общения. Для меня лично то, что Михайлина Фоминична приняла меня в свою «духовную микрогалактику», является большим подарком судьбы.

Благодаря Михайлине Коцюбинской я познакомилась с литературоведами младшего поколения, которых она не только уважала как солидных специалистов (это ее выражение), но и просто любила. Для нее было важно, чтобы и молодые контактировали между собой и помогали друг другу. Так, в частности, завязалось мое знакомство с Лесей Демской-Будзуляк, которая давала мне очень редкую литературу, а часть ее книг и сейчас у меня. Также Леся меня поддержала и помогла в трудную минуту, когда Михайлина Фоминична отошла в вечность. Ведь так важно знать, что есть люди, которые верят в тебя и всегда готовы помочь.

Когда мы работали над диссертацией, Михайлина Фоминична, если надо было, то и советовалась с младшими учеными, особенно относительно современных требований оформления работы. То есть у нее не было «комплексов» и она не боялась показать, что чего-то не знает. М. Коцюбинская была Великой уже сама по себе. Она со своим скромным дипломом кандидата наук на недосягаемой высоте от конъюнктуры и всего преходящего. Как бы хотелось, чтобы все умели так толерантно относиться к людям, как умела это делать Михайлина Фоминична. Несмотря на свое величие, она общалась со всеми на равных. И поэтому я не только получила роскошь человеческого общения, но и привыкла к нему. Михайлина Фоминична никогда не унизила меня, потому что была толерантной, настоящим интеллигентом и аристократом духа, а критика была всегда доброжелательной. Она заботилась о моем интеллектуальном и духовном росте, так сказать, «в комплексе», не разделяя работу над диссертацией от жизни. Ведь самое важное - это моральные качества человека, а все остальное можно получить, если работать. Недаром же Юрий Шевелев в одном письме к Оксане Забужко писал, что «Настоящий ученый - тот, кто знает, чего не знает. И два - он знает, где искать».

***

Михайлина Коцюбинская относится к тем людям, которые формируют нравственное и интеллектуальное лицо нации, - Интеллигенция как осознание нации, - говорит Евгений Сверстюк. О ее верности идеалу и несокрушимости духа написано много. Ее собратья - Василий Стус, Иван Светличный, Евгений Сверстюк и другие очень высоко ее ценили. Теперь важно, чтобы молодое поколение и поколение грядущее осознали значение этих фигур. Как отмечает О. Забужко, «"духовный аристократ "точно так же, как и" кровный", определяется, во-первых, «родословной» - духовными родителями, теми, кто его породил, то есть фигурами его Учителей [...], а во вторых, личной "верностью" их наследию, тем, как он "выполнил" возложеннную на него этим наследием "обязанность"». Задуманная трилогия Р. Корогодского «Брама Світла. Батьки» - «Брама світла. Шістдесятники» - «Діти» является, по моему мнению, такой проекцией во времени и пространстве, которая утверждает неразрывность поколений. Ведь так важно осознать, кто мы, откуда. А признание М. Коцюбинской о национальном пробуждении 60-х, что это было прежде всего «выделение себя из аморфной массы среднеарифметического советского гражданина - как мыслящего индивида, как украинца и как гражданина вселенной», - остается актуальным и в наше время.

Наталья Загоруйко

(Из книги воспоминаний «В мерцании дорогих ликов ...»: вспоминая Михайлину Коцюбинскую»).

На фото:

Сентябрь 2009 года - 80-летний юбилей Ивана Светличного и Аллы Горской в ​​Историко-мемориальном музее Михаила Грушевского. На фото М.Коцюбинская, Н.Загоруйко, О.Стокотельная, Г.Сивокинь.

 


[1] Стокотельная  – девичья фамилия моей бабушки Магды Угрин, родной сестры Павла и Ольги.

Вспоминая Михайлину Коцюбинскую




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ