Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«День вдячності»: вступительные рефлексии

Читатели продолжают обсуждение книжной новинки
1 октября, 2019 - 17:58
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

 Благодарны будьте за все, ибо такова Божья воля...

   Первое послание ап.

Павла к солунянам 5:18а

   Нужно прилагать все

усилия,

  чтобы наша благодарность была как можно большей.

Сенека,

«Моральные письма к Луцилию»

***

День вдячності / За редакцією Лариси Івшиної. — Видання перше. К.: ТОВ «Українська прес-група», 2019. — 568 с.

 

Это книга для медленного и вдумчивого чтения, чтобы мы, сотрудничая с авторами, тексты которых заслуживают похвалы и благодарности, не потерялись среди богатства мыслей, которые побуждают посмотреть на вещи с иной точки зрения и которых  мы не имеем права забывать. Вдумчивое чтение побуждает нас лучше понимать других людей, проявлять эмпатию ради нашего глубокого обдумывания и осмысления истины вещей прошлого.

Вступительную статью Ларисы Ившиной «Слово к читателям» нужно читать, перечитывать, так как это указатель к действию: «...на одном из редакционных совещаний я сказала: «Теперь мы будем заниматься обществом». Следствием стала «Библиотека газеты «День»?» — свыше 20 книг... Мы и сами учились, и пытались формировать у читателей знания о себе — поскольку это основа для укрепления идентичности, на которую активно нападает наш враг» (с. 7).

Благодарность — это чувство признательности за сделанное добро. Вспомнилась притча  о десяти прокаженных, которых исцелил Иисус Христос: «Один же из них, как увидел, что выздоровел, вернулся и начал громким голосом воспевать Бога... Иисус же сказал в ответ: «Не десять ли очистились — а девять же где?»» (Евангелие от Луки 17:15,17). Об этом же говорит и пани Лариса: «...чрезвычайно поучителен для украинцев сюжет Феофана Прокоповича и Ивана Мазепы» (с. 3). Больно читать об этом позорном историческом шлейфе неблагодарности, беспамятства, предательства Феофана Прокоповича. Будем благодарными за добро, давайте помнить: «А память и благодарность очень тесно связаны, они друг без друга не существуют. Без памяти нет  благодарности, а без благодарности нет исторической памяти. Для нас в «Дне» это очень важно» (с. 5). Память — слеза, как весенняя роса, ею живем денно и нощно. И это та правда, которой мы все ищем... Прошлое не имеет права молчать, оно должно говорить к нашей памяти, чтобы не окаменели наши сердца, не росли безотцовщиной наши дети и внуки. Сущность человека — быть собой, не изменять себе, своей памяти. Человек без прошлого, без знания родной истории, своего рода, который не уважает своих предков — как дуновение ветра: ЕСТЬ И НЕТ. «А ми живі, нам треба поспішати. / Зробити щось, лишити по собі» (Ліна Костенко, «Життя іде і все без коректур...»). Труд — не размышления, а действие, в котором мысль ведет перед...

Выглядит так, что уроки истории нас ничему не учат. Поэтому они и повторяются... Считаю, что гетман Павел Скоропадский был тем патриотом, интеллектуалом, деятелем, под руководством которого наш народ мог бы построить сильную, независимую Украину, но «Что вы хотите от народа, воспитанного театром?» (с. 9). Правда жизни...

Цена правды в том, что мы должны помнить, быть благодарны Гарету Джонсу и Джеймсу Мейсу, которые открыли миру табуированную тему о Голодоморе. Поэтому давайте помнить о свече памяти, «когда наступает четвертая суббота ноября» (с. 17).

Дальше... «Слово «благодарю» — это лишь необходимый минимум. Но еще ценнее является благодарность как действие» (с. 20). Мысль без действия мертва. Давайте бороться, чтобы нас не захватило в плен БЕЗРАЗЛИЧИЕ... Толковый словарь украинского языка дает и такое определение — индифферентный, который не действует. В жизни мы только тогда достигаем  результата, когда побеждаем дремоту своего мозга и прогоняем безразличие, боремся с собой: «Bis vincit, qui se in victoria vincit» (Дважды побеждает — кто себя же побеждает. — Публилий Сир).

Безразличие к родному языку, слову... Не забываем, что «...самое большое чудо, которое призвано взращивать в человеке человечность, — Слово...» (Андрей Содомора, «От слова к сердцу, от сердца — к слову»).

Безразличие к памяти прошлого... Беру в руки книгу, а с обложки спрашивает Тимофей Гаврилив: «Где твой дом, Одиссей?» Действительно, где его, свой дом, искать? А может, и нет потребности прибегать к этим поискам — стоит лишь вернуться к родным истокам, вспомнить и упорядочить подзабытое; оно всегда рядом — то, чего не замечаем, не понимаем, не ищем, потому что самое нужное и искать не надо. Помним простую истину, что «прошлое не хочет умирать. Если задуматься над ним, оно может объяснить и сегодняшнее, и завтрашнее» (Михаил Слабошпицкий, «Тени в зеркале»).

Мы должны научиться читать книги, которые редко кто берет в руки, и не просто перелистывать страницы, а таки вдумчиво читать. Наука требует объединения всех явлений и фактов, потому что в ней нет менее важных вещей: «По глубокому убеждению И.Франко, использование научного знания необходимо именно для того, чтобы «уметь увидеть саму суть факта, чтобы уметь упорядочивать и складывать пустяки в целое не так, как кому-то нравится, но по ясному и твердому научному методу»*» (В. П. Мельник, «Філософія. Наука. Техніка». *Франко І., «Література, її завдання і найважніші ціхи»).

Блестящий и нежный поэт-шестидесятник Николай Винграновский утверждал, что украинской литературе не грозит интеллектуализм. Так ли стало, как говорилось? Убежден, что в упомянутой книге — полифония текстов интеллектуалов, аристократов духа и действия. Вот их имена: Бойко Владимир, Бондарук Леся, Грабовский Сергей, Данильчук Анна, Жулинский Николай, Клесова Александра, Кот Сергей, Кралюк Петр, Марчук Евгений, Мейс Джеймс, Осташко Татьяна, Панченко Владимир, Папакин Георгий, Сирук Мыкола, Соколов Борис, Терещенко Юрий, Шаповал Юрий — будем им благодарны...

Мы живем в хаосе единичек и нулей, забывая о своей идентичности, а денационализированное население думает, что государство — это организм для потребления, забывая о том, что народ должен строить Украину своими руками. Современная молодежь склонна к чтению строгих, упрощенных текстов, потому что в информационном пересыщении (в день человечество получает 5 эксабайтов [5*10^18] информации) не находит время для чтения прозы, которая требует сверхусилий души и сердца. Юрий Ковалив предостерегает: «Амнезия исторической и этноментальной памяти неминуемо приводит к потере будущего».

Украинцы привыкли к тому, что судьбу ребенку дает мать, ее ищут, вышивают, ее можно потерять, а можно найти, как счастье, чего не скажешь о российской «судьбе», которая сама руководит и решает, а человек является всего лишь пассивным реципиентом, как пациент под наркозом. Судьба Украины, как судьба ребенка в свое время и своей земли-матери, тесно связана с людьми, которые творят ее будущее, а это авторский коллектив книги. Вспомним «Просвіту», как удачный и оригинальный проект украинскости на нашей земле, благодаря которому мы сегодня являемся теми, кем являемся...

Поэтому склонимся над размышлениями авторов публикаций о тех или иных личностях, событиях, которые оставили заметный след в истории украинского народа, чтобы выверить наши пути в построении Украины, духовности неодолимого народа любви и действия... Пусть добротное слово авторов освящает дорогу правды к вдумчивому читателю:

«Вот то мамино, сказанное утром: «Дети, вставайте, посмотрите, какой сегодня хороший день!» — это открытие дверей в другой мир, где ты всегда очень богат» (с. 20). Прислушаемся к мыслям пани Ларисы, потому что «Благодарность — это могучий витамин роста нации... Для меня примером благодарности является моя мама. На каждое движение добра от людей она стремилась ответить неизмеримо большим добром» (с. 19), потому что Украину будет строить народ, который  избавится от стереотипа мышления: «И потому нам нужно было постоянно расширять умное пространство, поддерживая лозунги «Посеем — взойдет» и «Не уставайте нести свет»» (с. 6) ради того, чтобы «...столетия упадка, по словам Евгения Маланюка, «ночь бездержавности»» (с. 8) канули в небытие...

Один из авторов «Дня» философ Андрей Баумейстер считает, что благодарный, независтливый человек, который радуется успехам других, может быть по-настоящему счастлив. Счастье — это когда не случается того, чего не должно было бы случиться.

Академик Олег Кришталь убежден: «Без полной пирамиды знаний, экспертизы знаний — нет полноценной жизни нации». Полноценная жизнь возможна, если мозг каждого человека будет работать по назначению, наполняться хорошими знаниями, а духовность будет обогащаться в гармонии с логикой бытия. Точкой отсчета жизни украинцев всегда должно быть — «Нет в мире Украины / Нет второго Днепра»!.. К размышлениям, к ежедневному труду, потому что слезой мысли не освятить, слезой правды не получить!

Богдан ДЯЧИШИН, член НСПУ, лауреат премии имени Ивана Огиенко, Львов


Напомним, что приобрести книгу можно, обратившись

•  по телефону: 303-96-23

•  электронному адресу: [email protected],

•  в магазин на сайте «Дня» по ссылке https://day.kyiv.ua/uk/library/books/den-vdyachnosti-peredzamovlennya

•  прийти непосредственно в редакцию по адресу: проспект Победы, 121Д, отдел реализации, кабинет 4.5.

•  в книжных магазинах г. Львова.

Скоро этот список будет значительно расширен, следите за обновлениями!

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ