С 1 апреля стартует правительственная программа «Доступные лекарства». Пациенты смогут получить лекарства от сердечно-сосудистых заболеваний, диабета ІІ типа и бронхиальной астмы бесплатно или с незначительной доплатой. Это только начало, обещают в Министерстве здравоохранения. Далее по такой системе планируют сделать доступными препараты для людей с другими заболеваниями.
Проблема доступа к лекарственным средствам в Украине имеет несколько причин: высокая стоимость лекарств, отсутствие в Украине нужных зарегистрированных медпрепаратов, невозможность узнать в медицинских заведениях о наличии закупленных за бюджетные средства лекарств, недостаточное финансирование государственных программ лечения целого ряда тяжелых заболеваний и т.п.
Недавно Благотворительный фонд «Пациенты Украины» вместе с Агентством США по международному развитию USAID и с помощью Киевского международного института социологии провели масштабное исследование «(Без)коштовна медицина». Это было и количественное, и качественное исследование, которое показало, насколько медицина доступна для украинцев. Результаты трудно назвать оптимистичными.
Об основных проблемах в здравоохранении и важных победах организаций пациентов «Дню» рассказала Ольга СТЕФАНИШИНА, исполнительный директор БФ «Пациенты Украины». Недавно эта общественная организация получила членство в Реанимационном пакете реформ. Более пяти лет фонд занимается вопросами доступа к лекарствам. Именно организации пациентов добились принятия двух ключевых антикоррупционных законов в сфере медицины — закупки лекарств и вакцин через международные организации и упрощения регистрации лекарственных средств.
НЕДОФИНАНСИРОВАНИЕ, КОРРУПЦИЯ И... КОРРУПЦИЯ
— Каковы сегодня основные проблемы с доступом к лекарствам в Украине? С чем они связаны и возможно ли их решить в ближайшее время?
— Если говорить о доступе к лекарственным средствам, то в Украине ситуация катастрофическая. Мы недавно провели исследование в пяти регионах страны и увидели, что 90% респондентов считают высокую стоимость лекарств одной из наибольших преград в доступе к лекарственным средствам. Оказывается, 52% больных не обращаются к врачам вообще. Они лечатся самостоятельно. Это связано как с недоверием к врачам, так и с плохим доступом к лечению. При этом мы увидели, что одним из «врачей» для пациентов является интернет. Большое количество людей читают там отзывы о том или ином препарате, сами ставят себе диагнозы и сами себя лечат. 20% больных пытаются вылечиться народными средствами, используют всевозможные немедицинские средства. А почти 50% отказываются от лечения просто потому, что не имеют денег.
Согласно результатам исследования, 83% ни разу не получали лекарства бесплатно. И это связано как с тем, что государственные программы являются недофинансированными, так и с тем, что лекарства просто не доезжают до пациентов. У нас ежедневно умирает 1600 украинцев от болезней. А у людей нет денег на лечение.
В Украине вообще отсутствует как таковая политика обеспечения лекарственными средствами населения. Важно, чтобы государство выделяло средства на обеспечение людей медпрепаратами. Речь идет о тяжелых больных, у которых СПИД, туберкулез, гепатиты, онкология, редкие заболевания... Но у нас всегда были критически недофинансированы госпрограммы по лекарствам, которых больше 30. И это первая большая проблема.
Вторая — это коррупция. Например, в тендерах Минздрава она особенно процветала: из тех денег, которые выделялись на закупку лекарств, 40% разворовывались. Это данные СБУ.
И третья проблема — это то, что в больницах медпрепараты, закупленные на средства бюджета, перепродаются пациентам. Были случаи, когда нам приносили лекарственные средства с надписью «Госзакупка. Не для продажи». Их в больницах покупали пациенты.
Но победы тоже есть. В 2017 году организации пациентов добились того, что правительство увеличило на два миллиарда финансирование государственных программ. Этого недостаточно, но это в полтора раза больше, чем в прошлом году. В принципе, у нас будут почти на 100% профинансированы программы по СПИДу, туберкулезу, ощутимо увеличилось финансирование детской онкологии, редких заболеваний и взрослой гемофилии. Но все равно остаются проблемы со взрослой онкологией, с гепатитами и многими другими заболеваниями.
Еще одна победа гражданского общества, за которую мы очень долго боролись, — это закупка лекарств и вакцин через международные организации. Мы придумали эту концепцию в 2014 году, когда писали Стратегию реформы здравоохранения. Разработали в начале 2015 года соответствующие законопроекты и адвокатировали, чтобы Верховная Рада за них проголосовала. Это произошло в марте 2015 года. А затем очень долго давили на Минздрав и Кабмин, чтобы они наконец реализовали эту реформу.
Сейчас она идет, и у нас уже есть финальные цифры по 2015 году. Центр противодействия коррупции опубликовал такие данные: если сравнивать цены Минздрава 2014 года и международных организаций в 2015-м, то экономия выходит в 620 миллионов гривен. Например, по туберкулезу ПРООН закупил почти на 200% больше препаратов, и если пересчитать это на курсы лечения, то еще 43 тысячи пациентов дополнительно смогут получить лекарства. А 40% поставщиков международных организаций — это вообще новые игроки, то есть рынок за один год ощутимо расширился.
И третья своеобразная победа — мы начали бороться с коррупцией на уровне больниц.
— Как именно?
— Для этого мы создали сайт «Є ліки» (eliky.in.ua), на котором люди могут увидеть, что в той или иной больнице имеется в наличии из закупленого государством — какие лекарства, какие перчатки, какие шприцы. Сайт действительно пользуется популярностью. Пациенты нам звонят, есть горячая линия, консультируются, проверяют, идут и требуют лекарства. Мы добились, чтобы Минздрав издал соответствующий приказ, который обязывает каждую больницу публиковать списки имеющихся лекарств.
На сайте пока доступны медзаведения Одесской и Ривненской областей, несколько заведений Хмельницкой и Луганской областей, два — Сумской области и одно из Киева. В целом свыше двух сотен больниц. Сейчас у нас очередь. Хотят подключаться и другие области, и мы пытаемся все это технически обеспечить.
Конечно, не все хотят делиться информацией об имеющихся лекарствах. Например, в онкологических диспансерах — это проблема, там некоторые врачи привыкли зарабатывать на препаратах для онкобольных.
«МНОГИЕ ПАЦИЕНТЫ ПОКУПАЮТ ЛЕКАРСТВА НА ЧЕРНОМ РЫНКЕ»
— В январе в Украине заработала система упрощенной регистрации лекарств. Лекарства, зарегистрированные в США, Швейцарии, Японии, Австралии, Канаде и ЕС могут зайти в Украину всего за 17 дней. Уже есть результаты?
— Да, у нас уже есть система упрощенной регистрации лекарств. Закон №4484 был проголосован летом прошлого года и сейчас должен заработать. Есть огромное сопротивление этой реформе. Потому что регистрация лекарств — это тоже система, на которой зарабатывались большие деньги. И это та система, которая непосредственно влияет на доступ к лекарствам. У нас зарегистрировано 10 тысяч лекарственных средств, а во Франции, например, 15 тысяч. То есть у нас нет всех лекарств, которые нужны пациентам. Многие из них сейчас покупают лекарства на черном рынке, бывает покупают с уже истекшим сроком действия. Но они думают, что лучше уже употреблять такие, но спасти себе жизнь.
Мы как организация пациентов постоянно отмечаем, что качественные лекарственные средства, которые зарегистрированы, проверены, сертифицированы в других развитых странах, должны иметь упрощенную систему регистрации в Украине. Что украинские чиновники не должны проверять уже проверенные лекарственные средства и тратить на это государственные ресурсы.
Упрощенная система заработала еще в январе, все подзаконные акты есть, но полноценно она начнет работать, когда наши государственные органы наконец начнут ее реализовывать. Это то же, что было с закупками через международные организации. Закон есть, но чиновники низшего уровня делают все возможное, чтобы он не реализовался.
— Каковы ожидания от этой системы?
— Прежде всего должно увеличиться количество лекарств. Во-вторых, когда увеличивается количество, это приводит к конкуренции, а она — к уценке. Поэтому здесь две цели: иметь нужные лекарства и уценить их.
Международные организации имеют доступ к мировому рынку медикаментов, а многие лекарства у нас не зарегистрированы. Мы столкнулись с этой проблемой в прошлом году, когда ЮНИСЕФ из восьми вакцин закупил шесть, которые не были зарегистрированы в Украине. Они во всем мире используются, а у нас их нет. Причем процесс регистрации одной вакцины мог занимать три месяца.
Очень много лет у нас лекарства регистрировались за взятки. Были случаи, когда сомнительное лекарственное средство регистрировалось через две недели, а качественные европейские не регистрировались по два года. И это означает, что у нас несовершенная система регистрации. Нам нужно ее менять...
— Но тогда возникает вопрос относительно качества тех лекарств, которые были зарегистрированы ранее.
— Когда-то в США был скандал с одним препаратом, то они просто отменили всю регистрацию лекарственных средств и снова выстроили ее с нуля: проверили все лекарства, которые до этого были на рынке. Возможно, Украине тоже стоит так сделать.
ВКЛЮЧИТЬ СВЕТ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
— В последнее время представители пациентских и антикоррупционных организаций обсуждают внедрение E-Health в Украине. Что это за проект и при каких условиях он сможет эффективно функционировать в стране?
— Это очень нужная инициатива. Это и реестр пациентов, и электронные медкарточки, и электронные очереди. И вообще электронная медицинская статистика. У нас есть реальные шансы это сделать. Уже есть инициативная группа общественных организаций, которые работают с министерством, чтобы этот проект претворить в жизнь. Есть технические специалисты, которые внедряли систему ProZorro (электронная система государственных публичных закупок. — Авт.) и которые в настоящий момент помогают делать этот проект. Это реформа не одного дня и, конечно, здесь будет сопротивление, но ее однозначно уже нужно начинать. Это — как включить свет в системе здравоохранения. Нам это надо.