«СРАЗУ ЗАМЕЧАЕШЬ ЗНАКОМЫЕ ДЕТАЛИ»
Поездка в Японию для Сергея Валентиновича с женой и младшей дочерью была частной. Работая на должности декана факультета более 16 лет и продолжая дальше работать, Сергей Валентинович оценивал увиденное во время путешествия также с профессиональной точки зрения.
«Мы готовим специалистов в сфере внешней политики. Но, наверное, им еще мало дается знаний о культуре, обычаях, понимании народов, — говорит Сергей Валентинович. — А с этим они будут иметь дело, когда станут специалистами. Придется осваивать культурную дипломатию. Это особенно нужно в отношении стран, к нам дружеских, в том числе и Японии».
Через Мюнхен, с пересадкой, ФЕДОНЮКИ прилетели в Осаку — это Западная Япония, исторический район, с которого, считается, и началось нынешнее государство. Именно здесь были расположены первые поселения, отсюда начали японцы осваивать новые территории и формироваться в одно общество. «Когда туда попадаешь, сразу понимаешь, что попал в совершенно другой мир, о чем нас предупреждали те, которые уже там побывали, — рассуждает Сергей Валентинович. — И мы, конечно, не были исключением, нас так же поражали мегаполисы, новейшие технологии... Но очень быстро начинаешь замечать детали, которые напоминают тебе об... Украине — они знакомы, привычны. «Считаю, японцев и украинцев объединяют какие-то невидимые струны, тянущиеся с очень давних времен, — с дохристианских традиций... Это впечатление не покидает тебя с первых шагов по Японии и остается потом навсегда с тобой...» — это то, на что очень точно обратила внимание Лариса Ившина, главный редактор «Дня», после своего путешествия в Японию, и меня также не покидало подобное ощущение».
Поражали беспилотные вагоны, которые подвозят пассажиров от терминала к терминалу, но тут же, в плотно застроенных районах, бросаются в глаза... рисовые поля, где рис, как, наверное, тысячу лет назад, выращивают так же вручную. Не потому вручную, что нет техники, ее хватает, но считается, что таким образом можно достичь большего совершенства, лучшего качества. Замечаешь грядки с овощами в каком-нибудь городском квартале, где практически нет свободной земли — застройка в Японии очень плотная. Такая грядка в мегаполисе — редкость в Западной Европе, а в Японии это есть. И наводит на мысль об общих чертах нашего и японского менталитета: работать — чтобы жить, объединяться с природой, естественное — ценится.
«НЕТ ДРУГОГО СПОСОБА, НЕЖЕЛИ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ»
Готовясь к разговору с Сергеем ФЕДОНЮКОМ, я подумала: а что, собственно, мы вообще знаем о мире, который нас окружает? Что слышим, читаем о Словакии, Хорватии, Словении?.. О Японии нет и речи. Информацию о настоящем других стран мы получаем достаточно дозированную. А еще сейчас, когда коронавирус, разве что о локдауне и ограничениях и узнаешь.
«Нет другого способа, чем путешествовать самому, видеть собственными глазами», — считает Сергей Валентинович. О той же Японии он много читал, смотрел сюжеты, но действительность оказалась иной. Когда читал о государствах Восточной Европы, то в реале различий было больше, чем ожидал. А в Японии различий оказалось неожиданно меньше. Может, потому, что в основном описывают Японию мегаполисов, столицы, а ФЕДОНЮКИ могли целую неделю путешествовать немного по другой стране. Побывали в небольших городах, в менее урбанизированном регионе, останавливались в небольших отелях, поэтому имели возможность увидеть жизнь обычного японца ближе. Например, город Нара — одна из древних столиц Японии, очень зеленая, не загромождена зданиями, а по улицам там ходят олени... Где огромные парковые зоны. Или Арима, где минимальное количество измененных ландшафтов. Очень красивый город Кобе, который пережил землетрясение, был разрушен и вновь отстроен. Поразил в его восстановлении градостроительный принцип, планирование, современные здания, которые органично вписываются в морской и горный пейзажи.
«Сложилось впечатление, и в нем только утвердился, что своего развития Япония достигла благодаря сформированному гражданскому обществу, высокому развитию общества как такового, — размышляет Сергей Федонюк. — У нас по-другому. В советское время наше гражданское общество замыкалось на семье. То, что было за пределами нашего дома, нас мало касалось. Затем люди начали объединяться, ставить у себя в подъездах новые двери и уже не мирились с беспорядком в общих коридорах. Затем начали организовывать ОСМД, заботиться об общем доме, его дворе. Затем общественная инициатива выходит на уровень города, села, государства. Так мы до этого еще не дожили. А у японцев такое общество формировалось со времен зарождения государства, феодальные удельные земли объединились в 1590-м. Они много заимствуют от других, но при этом сохранили свою идентичность, японский стиль. Япония является примером успешного национального государства. Сегодня страна остается очень аутентичной, несмотря на множество заимствований во всех сферах общественной жизни, но характерной чертой японской культуры является именно японизация заимствований, а не простое копирование. В то же время все традиционное остается реалиями активного употребления и не оттесняется на условную музейную обочину. Традиционные еда, одежда, жилье не просто остаются на рынке, но и обретают особое значение как более ценные и престижные.
Впрочем, успех японской нации зависел не только от этих атрибутов. В его основе — также трудолюбие, развитое эстетическое чувство, любовь к природе, практицизм, дисциплинированность, вежливость, опрятность, бережливость, любознательность. Согласитесь, эти черты воспринимаются и как присущие украинскому народу, они — в наших корнях, песнях и обычаях. Но распространены ли они в обществе сегодня? Или возрождаются ли после уничтожения в советскую эпоху? К сожалению, вопросы риторические».
«ЕСТЬ ПРИЧАСТНОСТИ К ОБЩЕСТВУ»
Несомненно, было интересно увидеть, какого высокого технологического уровня достигла Япония. Но не менее интересными были также наблюдения, подтверждающие, что уровень развития этого общества такой, когда каждый сознателен в своей причастности к нему и собственной ответственности. Вот этому и стоило бы поучиться.
Как это проявляется? Федонюк приводит простой пример: «Когда увидишь японца, который смущенно дергает себя за карманы, то это не значит, что он потерял кошелек. Если кошелек выпал, то на 99 процентов его не украли, если выпал — вернут владельцу или сдадут в полицию. Японец переживает, не потерял ли вдруг мусор, какие-то бумажки, которые он должен занести домой, там он рассортирует и положит в соответствующие контейнеры. Он будет смущен, чтобы мусор не упал на дорогу, потому что этим обидит других. Поэтому мы не видели там урн нигде, они не нужны. А уровень чистоты — фантастический для нас».
Интересным было наблюдение за группой школьников. Они шли, держа друг друга за рюкзаки, и это выглядело очень трогательно. Но таким образом дети не мешали другим. Уселись на лужайке, получили завтрак, перекусили и пошли с учителем дальше. Это не муштра, а стиль поведения, который воспитан не одним поколением, который воспринимается как должное. Никто не представляет себе, что может быть иначе. То же касается общей упорядоченности. Япония покрыта сетью железных дорог, когда из какой-то деревни на юге можно с пересадками добраться до другого села на севере... Транспортная структура впечатляет, но поражает и другое: нигде нет тесноты. В транспорте никто не разговаривает по телефону, потому что это будет мешать другим. Свой порядок в магазинах, где на полу стрелочки, в каком направлении идти, и такое впечатление, что это, скорее, для иностранцев, потому что «свои» все это знают.
Рассказ Сергея Валентиновича слушаешь, словно своего рода фантастику для украинцев. Но главное, что выносишь из этого рассказа, так это то, что действительно все зависит от каждого из нас. Японцы осознали, что качество их жизни зависит от отношения к другим. У нас это еще впереди.