Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Волынское село просится на Ривненщину

Реформа местного самоуправления ставит вопросы, на которые пока у государства еще нет ответа
11 апреля, 2017 - 10:31

Так географически и исторически сложилось, что волынское Жабче всегда ориентировалось на ривненский Боремель, до которого всего три километра, и их земли — граничат. Здесь базар, на который жабченцы выносят выращенное-собранное в своих хозяйствах, магазины, пекарня со знаменитым боремельским хлебом, через Боремель у них четыре в день автобусных рейса на Луцк. А главное, что в Боремле — школа, через которую прошло не одно поколение жабченцев. «И папа мой учился в Боремле, и мама, я там училась, и дети — туда ж», — говорит жабченский сельский голова Людмила Фандич, констатируя, что теперь и детсад у них — в Боремле, потому что в своем селе — нет. 

Жабче — село небольшое и в упадке, хотя здесь — сельсовет, клуб, библиотека, а главное — фельдшерско-акушерский пункт. Лучшие времена — в прошлом, поэтому мало молодежи, для которой нет работы, соответственно мало рождается детей. В местной школе — на девять классов — всего 26 детей! Конечно, скоро и ее ожидает реорганизация. Не набирается группа на детсад, поэтому и просятся в примы к соседям. «Люди наши выживают трудно, но они добрые, послушные и искренние, — говорит Людмила Фандич. — Люди в курсе, что проходит реформа местного самоуправления, поэтому и просятся, чтобы наше Жабче стало частицей Боремельской объединенной территориальной общины».

Как аргументы «за» она выдвигает, кроме исторически установленного соседства, еще и то, что просто иначе Жабче некуда податься. Ближайшее волынское село, Перемыль (также Гороховского района), в 7 километрах, и оно не сможет стать центром ОТО, поскольку не имеет соответствующей инфраструктуры. Жабче «сватают» в ОТО в Сенкевичевку, а это, с какой стороны не возьми, далеко и неудобно, даже автобус в том направлении один, а не четыре, как через Боремель. Сельчане, говорит она, прекрасно понимают, что об изменении пределов областей и речи нет. Поэтому мечты и стремления жабченцев остаются мечтами и стремлениями.

Собственно, весь этот уголок Ривненщины, где Боремель, Малево, Демидовка, Золочевка, Берестечко — села, которые ныне объединились в одну территориальную общину, — они также испокон века и исторически направлены на областной центр Волыни, Луцк, а не на «свое» Ривное, до которого вдвое больше километров. И если бы люди могли выбирать, изменять пределы регионов, как знать, не просился ли бы завтра Боремель на Волынь?.. А сегодня таковы реалии, что Жабче еще и бедное, а Боремель — богатый.

Председатель Боремельской объединенной территориальной общины в Демидовском районе на Ривненщине, Виктор Коринь, имеют 15-летний опыт работы сельским головой в Боремле, селе, которое известно в истории еще с 1100 года, и Магдебургское право имело еще в 1547 году. На эту давность и историчность и надеется сейчас в поисках инвестора «выйти на Польшу»: местечко Боремель и окрестности достигли расцвета во времена польского магната Чацкого. Боремельская объединенная территориальная община включена и в международный проект Мирового банка, за средства которого обустроят амбулаторию. О том, что волыняки из Жабчего просят взять их под боремельское «крыло», наслышан. Однако изменений границ областей еще не предусмотрено. Но боремельцы добровольно учат волынских детей в своей школе, содержат их в своем детсаду, так как — соседи испокон века, так сложилось.

«Образовательная субвенция не выделяется на учеников, а лишь на школу, поэтому выходит, что жабченцев мы учим за свои средства, — говорит Виктор Коринь. — Нам было бы удобно их к себе присоединить, исходя даже из этой ситуации».

В Боремле освещают улицы с помощью солнечных батарей, в поселке упал уровень преступности, потому что темные люди уходят на темные улицы, здесь даже на автобусных остановках врезали розетки для подзарядки мобильных устройств и провели wi-fi. Виктор Коринь радуется, что земли вокруг Хриниковского водохранилища — курортной зоны для этого края Ривненщины и Волыни — боремельские и очень дорогие. Есть где дальше развивать рекреационную зону и зарабатывать деньги для общины. И даже бедному, «чужому» Жабчу здесь бы нашлось место... Ведь — «свои», несмотря на территориальную принадлежность.

Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк

 


КОММЕНТАРИЙ

«Нужно менять законодательство»

Анатолий ЖОЛОБ, гайковский сельский голова (Турийский район на Волыни):

— У нас также подобная ситуация, которая сложилась между Жабчем и Боремлем. Села, отнесенные в 60-х годах прошлого века до нашего сельсовета, испокон веков были не турийские, а владимир-волынские. Но нужно было тогда формировать Турийский район — так решили, а так как не хватало сел, населения, то Гайки, Ягодное, Замосты, Руда и отнесли к Турийскому району. Но даже Замосты ближе к Владимиру-Волынскому, чем к Гайкам, центру сельсовета! Наши люди лечатся во Владимир-Волынской больнице, наши дети учатся в школах Владимира-Волынского, у нас с этим городом, с селами Владимир-Волынского района значительно лучшее транспортное сообщение, чем с Турийском. Поэтому, когда началась реформа создания объединенных территориальных громад, мы и попросились «домой»: в Оваднивское ОТГ, а не в Турийское. Считаю, что каждая реформа должна делаться в первую очередь для людей, и нужно учитывать их интересы, поэтому нужно изменять и границы районов, и областей, как в случае с Жабче-Боремлем, принимать соответствующие изменения в законодательстве, а почему нет? Реформы же делаются не на 5 или 10 лет, и теперь мы получили шанс вернуть историческую справедливость, изменить те непродуманные решения, которые были приняты с границами районов-областей в Советском Союзе. Реформы должны проводиться, исходя в первую очередь из здравого смысла, а не тупо следовать букве закона.

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ