В июле исполнилось 150 лет со дня рождения митрополита УГКЦ Андрея Шептицкого. Он мыслил Out of the box, обладал чрезвычайным предпринимательским талантом и был открыт к инновациям. Он инвестировал в нефтедобычу, недвижимость в Европе и даже золотые рудники на о. Суматра в Индийском океане. Доходы от бизнеса направлял в будущее: образовательные, социальные проекты, многие из которых работают и развиваются сейчас: Украинский Католический Университет, «Народна лічниця», Национальный музей и т. п. Сегодня на основе учения Шептицкого преподаватель социальной экономики Зеновий Свереда учредил Академию Этики и Экономики, которая имеет амбициозную мечту повышать благосостояние украинцев.
«ФОРМА РЫНКА, ГДЕ РАЗРУШЕНА СИСТЕМА МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ЭТИКИ, НЕ ИМЕЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ЭКОНОМИКОЙ»
— В своих трудах Шептицкий писал, что ключ к экономическому процветанию — это Евангелие. В начале ХХ века в Галичине именно священники очень часто становились основателями и руководителями кооперативов, которые служили основой благосостояния украинцев. Сегодня инвестиционные проекты Шептицкого подзабыты, а многие в Украине убеждены, что церковь и бизнес — вещи несовместимые.
— Кто считает, что Церковь и бизнес — вещи несовместимые, тот не знает преимущественно ни что такое Церковь, ни что такое настоящий бизнес. Спросите его, какие документы Церкви на социальные или экономические темы он прочитал. Или что такое экономика в ее первичном значении.
То, что нам предлагают сегодня, ничего общего с экономикой не имеет. В Украине со времен перестройки не осуществлено никаких реальных реформ в интересах людей, лишь узаконены права нескольких кланов, которые захватили власть во время перемен. Мы имеем систему «лохотрона» и манипуляции массами. Современный рынок способствует человеческим порокам и искушениям, для него умная творческая личность невыгодна.
«МУДРОСТЬ — ТВОРЧЕСТВО — БЛАГОСОСТОЯНИЕ»
— Макс Вебер в труде «Протестантская этика и дух капитализма» утверждал, что образ жизни, который возник из протестантизма, сыграл решающую роль в возникновении современного капитализма. Украина имеет выдающегося духовного лидера, который на основе христианского учения развил колоссальную бизнес-деятельность. Какие преимущества социального предпринимательства по Шептицкому перед другими бизнес-моделями?
— Шептицкий в центре экономики ставил человека. Не желание максимальной финансовой прибыли, а особый дар творчества, который генетически заложен в каждой личности. Для митрополита показателем реальной прибыли было всестороннее развитие человека и общества, реализация способностей и искусство общественного сотрудничества.
Главное отличие между классическим подходом и подходом социального предпринимательства такое: не инвестиции — бизнес — прибыль, а мудрость — творчество — благосостояние.
Большинство экономических кризисов создано искусственно с целью грабежа, когда общественность что-то не понимает или не контролирует общественные институты. Сам рост просветительства и мудрости людей является реальным средством для развития и процветания.
Поэтому мы учим слушать человека и общество. Реальные реформы начинаются снизу, когда обсуждены и представлены конкретные потребности сообществ, а не разнообразные фикции наподобие показателей ВВП или НВП. Планирование проектов происходит в процессе диалога. Мы учим не только искать инвестиции или гранты, а раскрывать потенциал в себе. «Социальный капитал» создает наше сотрудничество, а не жажда конкуренции. Делаем акцент на традиции солидарности между людьми.
Приведу простой пример. В ноябре село может потратить на пластмассовые цветы для кладбища до 100 000 гривен, на Рождество в маленьком городе продают фейерверков на 300 000 гривен. Так неужели оно не может найти деньги для спортивного тренера или для приобретения книг? Сколько людей посещает библиотеку, а сколько бар? И т. п. Настоящая реформа начинается с сознания человека, поэтому наши подходы базируются на психологии, педагогике, этике и практической математике.
В Украине есть фермеры, которые после тренингов объединились между собой для производства сыров, соков. Сейчас работаем над проектом мобильной экспериментальной садоводческой школы. Ищем партнеров для возрождения знаменитой школы молочников, которая была основана Андреем Шептицким в Прикарпатье. На сентябрь запланированы конференции в Берлине и семинары в Брюсселе. Ищем финансирование для съемок фильма о Шептицком как предпринимателе.
«В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НУЖНО ВОЗРОДИТЬ ВЕРУ В СЕБЯ»
— Фактически мы говорим о забытом кооперативном движении, которое в первой половине ХХ века помогло западным украинцам преодолеть обнищание?
— Слово «кооператив» у нас очень часто ассоциируют с колхозом. Большевики испоганили это название, потому что кооператив — это община, которая руководит собой, а колхоз — это государство, назначающее тебе руководителя, который руководит общиной. Эта система сломала творчество общин. Поэтому мы употребляем термин «социальное предпринимательство». Оно может иметь вид кооператива, приобретать форму индивидуального частного предпринимательства, которое соблюдает правила этики, морали, качества и не разрушает окружающую среду, а часть своей прибыли использует для общего добра.
— Какие стереотипы и проблемы чаще всего приходится преодолевать?
— В первую очередь нужно возродить веру в себя. Мы можем все, что захотим. Как сказал папа Иоанн Павел ІІ: «Не имейте страха». Это главное. Страх перед инновациями парализует нас и делает рабами разных институтов, которым мы отдаем право решать за нас. Митрополит Андрей говорит: «Что сказано о вас без вас, то против вас...». Потому что не учтены ваши пожелания и интересы.
— Вы почти 20 лет изучаете наследие Андрея Шептицкого. Сделайте, пожалуйста, перечень «10 правил бизнеса от Андрея Шептицкого».
— Основные принципы для экономики могут выглядеть так:
1. Ищи правду, а не прибыль. Настоящее благосостояние есть только тогда, когда получено благодаря твоему труду, который принес пользу и счастье другим. Подражай принципу не инвестиции — бизнес — прибыль, а мудрость — творчество — благосостояние. Познай правду: она освободит тебя и принесет необходимую прибыль.
2. Соблюдай законы этики и духовности, не делай другим того, чего не желаешь себе. Не делай из гроша божка для себя. Грош — это средство, а целью должно быть сохранение дара жизни, гармония с другими, собой и Богом.
3. Не злоупотребляй доверием других, знай и свои права, и свои обязанности. Развивай то, что прекрасно, а не делай гроша на человеческих пороках и слабостях. Будь изобретательным и творческим.
4. Помни отдавать по крайней мере 10 процентов на полезные дела для общества, незащищенных слоев. То есть, люби ближнего, как себя самого. Это и является настоящим отдыхом и праздником: видеть счастливыми людей вокруг себя. Не используй это для саморекламы, а почувствуй долг перед обществом, что дает возможность тебе стать зажиточным.
5. Не забывай, что первичное значение экономики — это забота о доме (йокос-номос). Твоя частная собственность не является лишь тем, что приобрел, но и миром вокруг тебя, что является тем настоящим домом, в котором живешь (планета, природа, ресурсы, территория). Не разрушай окружающую среду ради прибыли.
6. Твоя деятельность не должна нести обнищание и смерть другим, не задерживай заработную плату, уважай право других на достойное вознаграждение, не используй разные спекулятивные схемы, не зарабатывай на слабых людях, которые не могут себя защитить.
7. Не разрушай семьи, заботься о благосостоянии. Заботься о спорте и здоровом образе жизни. Не экономь на безопасности для своих рабочих.
8. Не кради будущее у своих детей, не разрушай своих и чужих талантов, не лоббируй законы, которые разрушают справедливость и мир.
9. Не распространяй информацию о продуктах и деятельности, которые не имеют качества. Не употребляй медиа для манипуляции людьми в экономике. Сосредоточься на качестве, чтобы было радостно продавать и производить то, что действительно нужно людям. Экономь и не трать средства на излишнюю роскошь: помни, что другие внесли свою лепту в твое благосостояние — поэтому помогай не только бедным, но и талантливым.
10. Неси добрую весть, делай добро. Познай красоту мира, а не разрушай ее. Твое состояние — это научиться давать, а не брать. Поэтому не кради то, что не является твоим, а развивай таланты и способности. Только так станешь настоящим хозяином на земле.
— Итак, Шептицкий — это тот «бренд», который мы можем популяризировать в мире?
— Мы обязаны сделать его известным миру. Вот несколько достижений его деятельности как социального предпринимателя:
• лоббировал инновационные хозяйственные, социальные и экономические законы в австрийском парламенте и Галицком краевом Сейме, в частности предоставление льгот для безземельного селянства, создание профсоюзов для рабочих, защита лесов и карпатских зон;
• развивал хозяйственное образование, в частности, основал кооперативные лицеи и 6 специализированных гимназий для детей-сирот и для талантливых детей; создал отдельный социальный фонд стипендий для одаренной молодежи, организовал около ста экспериментальных сельских школ в садоводстве и огородничестве на Галичине, Прикарпатье и Волыни;
• из средств собственных и семьи финансировал экономически социальные журналы, газеты, периодические издания, готовил собственные произведения, послания на социальную и экономическую тематику. Есть несколько фондов его переписки и деловой корреспонденции;
• основал и развивал народную банковскую системы в Галичине. Митрополитом и священничеством УГКЦ были основаны все украинские банки Галичины: «Дністер», «Земельний банк Гіпотечний», «Українська Щадниця» и другие;
• Шептицкий был почетным президентом украинского кооперативного движения. В кооперации принимало участие около 80 процентов всех сельских общин;
• митрополит финансировал и находил кредиты для развития народной промышленности, строительства заводов и фабрик на Галичине, в частности кирпичные заводы, кондитерская фабрика, кафельные заводы;
• учредил «Народну Нафтову Унію», которая объединила нефтяные территории и селянские наделы для совместного пользования;
• организовывал санатории и больницы для бедных селян, а также фонд помощи безработным;
• основал природные парки и заповедники;
• заключал торговые соглашения в Голландии, Бельгии, Италии, Швейцарии и Германии;
• был инвестором в строительные проекты в Германии и Австрии, выкупил акции и облигации нескольких предприятий и картелей в Европе;
• австрийское правительство назначило митрополита руководителем комиссии по восстановлению Галичины после Первой мировой войны;
• основал общество «Земля» для выкупа больших земельных наделов и для распределения между бедными селянами;
• финансировал Украинское педагогическое общество (около 1560 народных школ), был его почетным президентом;
• предоставлял научные стипендии для обучения в Галичине и за рубежом. Вынашивал немало инновационных проектов, в частности основание большой киностудии по образцу голливудских;
• благодаря его деятельности акционерами заводов и фабрик становились простые селяне и рабочие.
Следовательно прибыли от деятельности заводов, фабрик, банков, митрополит Андрей направлял на образовательные, социальные программы для молодежи, инвалидов, бедных семей, развитие инфраструктуры территории и общин, помогал бедным селянам и рабочим почувствовать себя полноценными хозяевами и независимыми гражданами.
Это лишь несколько общих фактов его деятельности, а чтобы детально рассказать только о Шептицком как социальном предпринимателе, необходимы как минимум 20 часов лекций.
СПРАВКА «Дня»
Зеновий Свереда родился на Львовщине, по специальности — экономист, доцент Папского Грегорианского университета (Рим, Италия), где преподавал социальную экономику для студентов из Африки, Азии, Европы. После событий Евромайдана вернулся в Украину и основал Академию Этики и Экономики. Проводит тренинги по социальному предпринимательству, творчеству и развитию общин. Пишет книгу о предпринимательской деятельности митрополита УГКЦ Андрея Шептицкого.