Львов и Винницу велолюбители считают привлекательными для себя городами хотя бы потому, что в местных мэриях работают советники городского головы по развитию велодвижения. В Киеве же разработанный еще в прошлом году пилотный проект развития велоинфраструктуры в Дарницком районе до сих пор ожидает своего утверждения. Местные велоактивисты знают, что и как следует делать, чтобы столица тоже стала комфортным и безопасным городом для передвижения на велосипеде. Они всячески пытаются пропагандировать велодвижение, самостоятельно воплощая в жизнь небольшие проекты, последний из которых — «На работу — на велосипеде». Но без координации и тесного сотрудничества с киевской властью активисты мало на что могут рассчитывать. Потому что даже те шаги, которые удается им воплотить, придется чуть ли не ежедневно отстаивать. К примеру, велодорожки на проспекте Бажана и проспекте Победы. Со времени их существования велосипедисты постоянно жалуются, что их превратили в места для МАФов и парковочные зоны для автомобилей.
Поэтому активисты составили перечень из десяти требований для депутатов Киеврады. Их следует воплотить в ближайшее время, и, по словам инициаторов, они не требуют значительных финансовых затрат. Одно из первых требований — внедрить и в Киеве должность советника мэра по веловопросам. «Сегодня в Киеве нет ни одного человека, занимающегося вопросами велотранспорта, мы не знаем, к кому обращаться, если нужно решить какие-то проблемы. Если нет координатора работы, то работа не выполняется. Такое лицо должно пройти конкурсный отбор, и мы как общественность должны согласовать эту кандидатуру, — говорит руководитель Ассоциации велосипедистов Киева Ирина Бондаренко. — В настоящий момент мы активно работаем над велоконцепцией, которая будет предусматривать развитие велоинфраструктуры в Киеве лет на 10. Мы работаем над каждым районом города, смотрим, где можно сделать велодорожки, где такой необходимости нет. Планируем завершить эту работу до конца июля, представить общественности, а затем передать в мэрию для того, чтобы она была разработана и внедрена. Такая концепция должна быть принята до конца года, потому что нельзя делать что-то для развития велодвижения фрагментарно».
Еще общественность требует освободить существующие велодорожки от киосков и машин, учитывать во время реконструкций и строительства разных объектов велосипедное движение, а также пересмотреть проект реконструкции Почтовой площади, которая теперь вообще не предусматривает никаких возможностей для проезда по ней на велосипеде.
Следующее требование активистов — создать условия для безопасного и быстрого велодвижения на трех киевских мостах: Патона, Метро и Московском. «Эти мосты самые популярные среди велосипедистов. За счет реконструкции тротуаров, проездной части можно выделить место для велопроезда, что тоже не требует больших средств. Еще мы считаем, что уже пришло время создать и внедрить проект велоинфраструктуры в Дарницком районе. Это будет сеть велодорожек, велосипедных полос, велопарковок, и в результате получим один полностью велосипедизированный район города, от этого проекта можно дальше отталкиваться в реализации велоконцепции».
В заключение велолюбители обращают внимание на то, что наконец пришло время для велопарковок и перехватывающих паркингов. Пока все это создается на уровне разговоров. Также проблема с тем, что городская электричка, общественный транспорт, в том числе и фуникулер, позволяют перевозить в них велосипеды и предусматривают для этого специальные места, но как к ним добраться, если нужно преодолеть ступени, спуски, подъемы, необорудованные для велосипедов?
Активисты уже давно ждут конструктивного диалога с чиновниками. Вместе с тем признают, что за последние годы взяли на себя функции, которые должна была бы выполнять местная власть.