Как известно, к застройке древних городов в Европе сейчас относятся очень осторожно. Если раньше в центральной части столиц концентрировались центры всего — и административной жизни, и бизнеса и культуры, то сегодня исторические улицы и кварталы, сохранившие уникальную ауру и дух старины, все больше превращаются в музей под открытым небом. Здесь совсем не строят современных зданий, а сохранившиеся старые сооружения реставрируют с особой тщательностью, стремясь максимально точно восстановить их первоначальный облик. И дело не только в стремлении таким образом пополнить сокровищницу мировой культуры и сохранить ее для потомков, но и в деньгах. Ведь доходы от туристического бизнеса окупают все затраты. И получается, что историческая среда не только сама себя кормит, но и приносит доход государству.
Что же касается возведения модерновых многоэтажек из стекла и бетона, то им отводится место в районах, отдаленных от исторических мест. А то и вовсе на окраинах, где и формируются современные деловые центры с их напряженной и насыщенной жизнью. К сожалению, в Киеве сегодня происходит обратное. Инвесторы во что бы то ни стало стремятся отвоевать хотя бы небольшой участок «золотой земли» в центре и, поставив на нем свечку-небоскреб, «выжать» как можно больше прибыли.
Президент Украинской Академии архитектуры Валентин Штолько считает, что в Киеве давно назрела потребность кардинально пересмотреть существующую градостроительную политику, которая не только не исключает, а приветствует привлечение инвесторов для строительства крупных деловых центров в исторической части столицы. Это создает серьезные транспортные проблемы, разрушает сложившуюся инфраструктуру города. Поэтому необходима разработка общей концепции создания специальных зон многоэтажного строительства и выноса крупных бизнес- структур в отдаленные районы, как это подсказывает мировой опыт.
К примеру, на Рыбальский остров. Сейчас там расположен некогда процветающий, а сегодня не столь благополучный завод «Ленинская кузница». Недавно Украинская Академия архитектуры подвела итоги конкурса проектов застройки Рыбальского острова. «Вынос промышленных предприятий за черту города предусматривает и Генплан, — уточнил Валентин Григорьевич. — А комплексный проект застройки Рыбальского придаст острову новую функцию, позволит создать здесь отдельную инфраструктуру и сохранить акваторию. К тому же тут можно возводить здания любой этажности». Все это и предусматривали условия «Международной академической олимпиады на градостроительную идею реконструкции Рыбальского острова», которая проходила под патронатом Главного управления архитектуры.
Проект-победитель представляет собой своеобразную трехэтажную платформу, где будут спрятаны все транспортные и инженерные коммуникации. Сверху же предполагается возведение высотных зданий от сорока и более чем в сто этажей. Приблизительная стоимость реализации проекта на сегодняшний день оценивается в 3,5 млд. долларов.
По мнению лидера авторского коллектива, директора «Украинского центра инженеринга, маркетинга и менеджмента» Валерия Кныша, для строительства современного делового центра место Рыбальскиого острова очень удачное. В непосредственной близости находится быстроразвивающийся район Оболонь, строится Подольский мост, здесь же пройдет новая линия метрополитена. Кроме того, неподалеку находится и Труханов остров, где планируется создание масштабного центра отдыха. «Возможно, на Рыбальский остров со временем должны перебраться не только все крупные бизнесовые, но и госструктуры, расположенные ныне на Крещатике и других центральных улицах, — считает Валерий Иванович. — Современные офисы позволят структурировать и организовать их работу на новом уровне, а сосредоточение их в одном месте предопределяет оживление деловой жизни. Крещатик же надо не только в выходные дни, а постоянно сделать пешеходным и отдать туристам — ведь коль сказали «А», надо говорить и «В». В нашем проекте нет ни пятизвездочных гостиниц, ни суперразвлекательных заведений — все только для деловой жизни».
По словам В. Кныша, аналогичный проект реализуется в Москве на берегу Москвы-реки. Кстати, там строительство продолжается уже более десяти лет. Россияне уже набили «кучу шишек», а их позитивный опыт нам будет очень полезен. Очевидно, что единый инвестор не осилит столь масштабное строительство. Поэтому архитекторы предлагают общую концепцию застройки острова. В дальнейшем, в зависимости от пожеланий заказчиков желающих выбрать себе здесь объект по вкусу и кошельку, возможна его корректировка.