Елена Рофе-Бекетова — общественная активистка, лидер благотворительного фонда «Харьков с тобой», правнучка знаменитого харьковского архитектора и академика архитектуры Алексея Бекетова. Его именем назвали станцию в харьковской подземке и университет городского хозяйства. Здания, спроектированные Алексеем Николаевичем, до сих пор украшают Харьков и формируют его архитектурный облик. По словам Рофе-Бекетовой, в городе сейчас как минимум 15 исторических домов требуют немедленной реставрации, спасения. Именно поэтому харьковские активисты инициировали национальный проект «Ctrl+S. Закон на защите культурного наследия Украины», и сняли фильм «Зберегти не можна зруйнувати», побывав в девяти городах Украины (напомним, «День» писал об этом фильме в № 38-39 от 2 марта 2018 года, см. материал «Неравнодушные наследники»).
«Мы выбрали города, в которых много исторических зданий. А еще — хотелось показать, что исторические здания и памятники культурного наследия есть и на востоке Украины, что здесь есть тоже проблема их сохранения. Мы хотели посмотреть, как она решается в других городах, но оказалось, что эта проблема общая», — говорит Елена Рофе-Бекетова, которая презентовала фильм в разных городах Украины и согласилась поделиться впечатлениями с газетой «День».
«Я довольна тем, как проходили презентации в Харькове, как прошла встреча со студентами в Киеве. Они смотрели фильм, затаив дыхание. Для меня это показатель, потому что молодежь, как мне кажется, сложно чем-то увлечь», — говорит общественная активистка. Кстати, показ фильма по Украине будет до 29 марта. Среди городов, в которых его можно увидеть, — Запорожье, Ивано-Франковск, Одесса, Днепр, Ужгород и Львов.
Елена Рофе-Бекетова утверждает — в Харькове с сохранностью архитектурного культурного наследия не все так плохо. Этот вывод активистка и жительница этого города сделала, пообщавшись с режиссером Павлом Сироменко, который снимал документальный фильм «Зберегти не можна зруйнувати».
«В основном немедленного спасения требуют здания в центре города. Но недалеко от центра, на улице Москалевской, есть дом, который тесно связан с судьбой Григория Квитки-Основьяненко. Мы очень хотим, чтобы это здание реставрировали и возвратили в жизнь, тем более, что на сайте горсовета указывалось — реконструкция здания планируется, и там даже якобы будет филиал школы. Но, к сожалению, ничего там пока не делается, здание так и находится в плохом состоянии», — говорит Елена Рофе-Бекетова, которая сейчас активно занимается «спасением» еще одного исторического дома, но уже не от разрушения. «Дом на Дарвина, 37 — имеет культурную и историческую ценность. В нем двадцать девять лет жил академик архитектуры Алексей Бекетов, мой прадед. На первом этаже дома была квартира художника Михаила Пестрикова, его друга. Когда он умер, художник Николай Самокиш женился на вдове и тоже жил в этой квартире. Историческая ценность здания в том, что здесь жили знаменитые художники, последним из которых был Николай Гноевой. В феврале 2017-го квартиру разграбили, вывезли из нее все ценные вещи. У этих людей был договор купли-продажи, подписанный уже покойным сыном Гноевого. Но активисты подняли шум вокруг этой ситуации — нельзя было допустить, чтобы эта квартира попала в руки мошенников. Сейчас открыто административное и криминальное дела. По административному — суд признал договор купли-продажи недействительным, а криминальное дело еще в процессе. Мы хотим сделать в этом доме культурный центр для молодых художников, но пока он опечатан, а мы надеемся, что городской совет прислушается к нашим просьбам и сделает все, чтобы забрать его снова в коммунальную собственность», — рассказывает Елена Рофе-Бекетова. По ее словам, и городская власть Харькова, и областная активно откликаются на инициативы активистов, которые занимаются вопросом сохранения культурного и архитектурного наследия, но пока дальше обещаний дела не дошли. Но ни у кого не опускаются руки, и инициируется подготовка программы по сохранению наследия не только в Харькове, но и в области — на Слобожанщине много красивых разрушающихся усадьб. Хотя, Рофе-Бекетова говорит, что все же больший акцент на Харьков, потому что в районных городках и селах нет активистов, которых волнуют эти вопросы. «Если активные громады появятся — мы готовы помогать им консультациями и информационной поддержкой», — утверждает правнучка знаменитого архитектора. Она очень надеется, что удастся воплотить в жизнь главную идею проекта проект «Ctrl+S. Закон на защите культурного наследия Украины» — разработать предложения для изменения законодательной базы, чтобы закон работал, чтобы были не только карательные меры, но и поддержка людей, готовых инвестировать в памятки архитектурного и культурного наследия.